Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мухортых Е.Н., судей фио, фио, при помощнике судьи Ивановой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. дело по апелляционной жалобе истца Казаковой С.Н. на решение Симоновского районного суда адрес от 5 октября 2022 года, которым постановлено:
исковые требования Казаковой Светланы Николаевны к Префектуре адрес о взыскании компенсации за снесенный гаражный бокс оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Казакова С.Н. обратилась в суд с иском к Префектуре адрес о взыскании компенсации за снесенный гаражный бокс в размере сумма, мотивируя свои требования тем, что являлась собственником и пользователем гаража N 179 на автостоянке N 35 "Дружба" Региональной общественной организацией "Московский городской союз автомобилистов" (РОО "МГСА") по адресу: адрес. Гараж расположен на земельном участке, предоставленным в установленном законом порядке. 21-22 апреля 2022 года принадлежащий истцу гараж на указанной автостоянке был снесен. 17 марта 2022 года истцом в адрес ответчика была направлена претензия-требование о предоставлении на безвозмездной основе и в бессрочное пользование гаража (машиноместа) или компенсации действительной стоимости гаража с учетом инфляции за последние 3 года, которая осталась без ответа. В период с 1 февраля 2022 года по 15 апреля 2022 года Префектурой адрес были заключены соглашения об осуществлении компенсации в связи со сносом индивидуального гаража, расположенного на освобождаемой территории с 131 членами Автостоянки N 35 "Дружба" РОО "МГСА" и им была выплачена компенсация в размере сумма По состоянию на 20 апреля 2022 года собственниками индивидуальных гаражей автостоянки N 35 "Дружба" РОО "МГСА", не получивших компенсацию, остаются 86 собственников гаражных боксов. По утверждению истца, ей подлежит выплате компенсация, предусмотренная приказом Департамента экономической политики и развития адрес от 29.01.2020 N 10-ПР, увеличенная до действительной стоимости с учетом инфляции за 2020-2022 гг, а именно сумма
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Изучив материалы дела, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие истца Казаковой С.Н, уведомленной о времени и месте судебного разбирательства, выслушав представителя ответчика Префектуры адрес по доверенности фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено, что автостоянка N 35 "Дружба" РОО "МГСА" расположена на земельном участке по адресу: адрес, который был предоставлен на основании решений Исполкома Советского районного совета народных депутатов адрес от 11 июня 1980 года N 24/23 и от 19 января 1983 года N 3/14-2. В отношении указанного земельного участка последовательно заключались договоры аренды: N 139 от 4 декабря 1980 года, N Г-92 от 1 января 1992 года, а также договор аренды земельного участка для целей эксплуатации объектов, не являющихся объектами капитального строительства N М-05-509488 от 8 августа 2014 года.
Казаковой С.Н. принадлежал гараж N 179 на автостоянке N 35 "Дружба" РОО "МГСА", по адресу: адрес, что подтверждается членским билетом.
26 ноября 2021 года Градостроительно-земельной комиссией адрес принято решение "О выплате денежной компенсации за освобождение адрес лес" (адрес), в соответствии с которым Префектуре адрес поручено предусмотреть денежную компенсацию за гаражные объекты, в том числе на автостоянке N 35 "Дружба" РОО "МГСА".
28 января 2022 года Префектурой адрес принято распоряжение N 01-10-43 "Об утверждении списка владельцев гаражных боксов автостоянки РОО "МГСА" N 35, расположенной по адресу: адрес".
Истец включена в указанный список.
14 февраля 2022 года в адрес истца Управой адрес было направлено уведомление о сносе гаражей на автостоянке РОО МГСА N 35 "Дружба" и выплате компенсации с предложением в срок до 10 марта 2022 года представить в управу соответствующие документы.
В связи с непредставлением в установленный срок правоподтверждающих документов и неподписанием соглашения 11 апреля 2022 года Префектурой адрес принято распоряжение N 01-10-173, которым истец исключена из списка владельцев гаражных боксов автостоянки РОО МГСА N 35 "Дружба".
14 апреля 2022 года Управой адрес был составлен акт о выявлении незаконно размещенного объекта строительства, не являющегося объектом капитального строительства.
Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории адрес (протокол от 15 апреля 2022 года N 6, п. 21) в отношении 87 металлических гаражей, расположенных на территории автостоянки РОО МГСА N35 Дружба" по адресу: адрес, в том числе гаража N 179, принадлежащего Казаковой С.Н, принято решение о том, что объекты размещены в отсутствие документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, ГБУ адрес адрес" совместно с управой адрес поручено в установленном порядке демонтировать незаконно размещенные объекты.
Руководствуясь ст. ст. 15, 214, 264, 268, 304, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 29, 76 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий адрес, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 9 марта 2011 г. N 63-ПП, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку гаражный бокс N179 был демонтирован на основании решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории адрес от 15 апреля 2022 года, при освобождении территории в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 2 ноября 2012 г. N 614-ПП, выплата компенсации не предусмотрена, земельно-правовые отношения на земельный участок, на котором был расположен демонтированный гаражный бокс, в установленном законом порядке не оформлены, допустимых доказательств наличия у истца какого-либо вещного или обязательственного права в отношении спорного земельного участка истцом суду не представлено.
С такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.
В целях реализации Генерального плана адрес, государственных программ адрес, соблюдения прав физических лиц при сносе индивидуальных гаражей для освобождения территории адрес Правительство Москвы постановлением от 9 марта 2011 г. N 63-ПП утвердило Положение о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий адрес (далее - Положение о денежной компенсации).
В соответствии с п. 1 Положения о денежной компенсации его действие определяет порядок осуществления по соглашению сторон компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей в случаях предусмотренных пунктами 1.1 - 1.3 этого положения.
Согласно п. 2.2 Положения о денежной компенсации под владельцем гаража понимается лицо, обладающее правом собственности на гараж, которое подтверждается любым из документов (правоподтверждающие документы) перечисленных в данном пункте положения.
В п. 3 Положения о денежной компенсации установлено, что выплата денежной компенсации производится органом исполнительной власти адрес, государственным казенным учреждением адрес, определенными в качестве государственного заказчика, либо государственным унитарным предприятием (государственным предприятием, казенным предприятием) адрес.
Согласно п. 5 Положения о денежной компенсации государственный заказчик после принятия решения, предусмотренного п. 4.1 положения, орган исполнительной власти адрес, определенный в качестве государственного заказчика, после принятия решения, предусмотренного пунктом 4.2 положения, а Предприятие после принятия решения, предусмотренного п. 4.3 положения, обращаются в префектуру соответствующего административного округа адрес для проведения мероприятий, предусмотренных п. 6 данного положения.
В п. 6 Положения о денежной компенсации указано, что Префектура после получения обращения составляет в соответствии с документами территориального планирования, правоподтверждающими документами адресный и пофамильный списки владельцев гаражей и утверждает их в порядке, установленном п. п. 6.1.1 - 6.1.3 этого положения.
В силу п. 7 Положения о денежной компенсации Государственный заказчик, Предприятие на основании представленных Префектурой документов обеспечивает проведение независимой оценки стоимости сносимых гаражей и направляет отчеты об оценке сносимых гаражей в Префектуру для подписания соглашений и актов с владельцами гаражей.
После получения от Префектуры соглашений и актов, подписанных владельцами гаражей, в течение 5 рабочих дней осуществляет их подписание с направлением двух экземпляров в Префектуру (один экземпляр - для владельца гаража) (п. 7.3).
После подписания сторонами акта об освобождении гаража под снос осуществляет перечисление денежных средств на счет, указанный владельцем гаража, на условиях соглашения (пункт 7.4).
Таким образом, данным нормативно-правовым актом владельцам сносимых индивидуальных гаражей, имеющим правоподтверждающие документы, при освобождении территории адрес гарантируется выплата денежной компенсации.
В настоящее время гараж, по поводу которого возник спор, снесен, однако компенсационная выплата ответчиком истцу не выплачена.
Истец Казакова С.Н. на основании распоряжения Префектуры адрес принято распоряжение N 01-10-43 от 28 января 2022 года была включена в список владельцев гаражных боксов автостоянки РОО "МГСА" N 35, расположенной по адресу: адрес.
Право владения истца гаражным боксом N 179 на автостоянке N 35 "Дружба" РОО "МГСА" подтверждено членским билетом.
Казакова С.Н. от права на компенсацию за снесенный гараж не отказывалась. 17 марта 2022 года, то есть до принятия Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории адрес (протокол от 15 апреля 2022 года N 6, п. 21) решения о демонтаже объектов, Казакова С.Н. заявила в претензии о несогласии с размером денежной компенсации, полагая ее заниженной.
Указанное решение Окружной комиссии не является подтверждением самовольного возведения истцом гаража и не может служить основанием для освобождения уполномоченных лиц от обязательств выплаты соответствующей денежной компенсации.
Поскольку судебного акта, подтверждающего факт самовольной постройки истцом гаражного бокса и регламентирующего снос такой постройки без выплаты возмещения, не имеется, постольку принудительное отчуждение имущества для освобождения территории в силу положений ст. 35 Конституции Российской Федерации может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В этой связи, учитывая и то, что несогласие собственника с определенным размером денежной компенсации не означает отказ собственника сносимого гаража от ее получения, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа во взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации за снесенный гараж.
При указанных обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального права, в связи с чем, подлежит отмене с вынесением нового решения о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации за снесенный гараж.
При определении размера взыскиваемой компенсации судебная коллегия исходит из того, что п. 10 Положения о денежной компенсации предусмотрено, что размер компенсации определяется в соответствии с методикой, утверждаемой Департаментом экономической политики и развития адрес.
Департаментом экономической политики и развития адрес 11 августа 2017 года N 164-ПР утверждена Методика определения размера денежной компенсации в связи со сносом индивидуального гаража, в соответствии с которой на момент возникновения спорных правоотношений указанный размер составлял сумма, если материал стен индивидуального гаража представляет собой металлические листы, профилированные листы, сэндвич-панели, дерево и пр. (пункт 3.2).
Принимая во внимание, что на момент разрешения спора размер указанной денежной компенсации не изменен, оснований для взыскания по требованию Казаковой С.Н. компенсации с учетом размера инфляции коллегия не находит.
В соответствии с положениями ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцу с ответчика присуждаются расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Симоновского районного суда адрес от 5 октября 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Взыскать с Префектуры адрес в пользу Казаковой Светланы Николаевны компенсацию в размере сумма, расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма
В остальной части иска Казаковой С.Н. отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.