Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И., судей адресВ., фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца Самохиной Ольги Юрьевны на решение Пресненского районного суда адрес от 07 апреля 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Самохиной Ольги Юрьевны к МИД России, Консульскому отделу Посольства России в адрес о признании незаконными действий и заключения уполномоченного органа о проверке обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии гражданства РФ - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Самохина О.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением к МИД России, Консульскому отделу Посольства России в адрес о признании незаконными заключения Консульского отдела от 27 декабря 2019 года о проведении проверки обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии гражданства РФ, а также действий МИД России, выразившихся в неисполнении требований ФЗ от 31 мая 2002 года N62-ФЗ, мотивируя свои требования тем, что Самохина О.Ю. родилась 16 января 1969 года в адрес, решением Посольства России в Киргизии N 194096580 от 09 августа 1993 года вместе с мужем Самохиным О.Н. получила гражданство РФ на основании ст.18 Закона РФ от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве", как гражданка бывшего СССР, ей был выдан вкладыш о гражданстве РФ серии... от 29 января 1996 года в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 04 августа 1993 года N 390 "О временных документах, удостоверяющих гражданство РФ". До 2018 года никаких проблем по вопросам гражданства и при замене паспортов, удостоверяющих гражданство за пределами Российской Федерации у Самохиной О.Ю. не возникало. В мае 2018 году истёк срок действия загранпаспорта административного истца, в связи с чем она обратилась в Консульский отдел посольства РФ в адрес с заявлением об оформлении нового загранпаспорта, при подаче документов она была вынуждена написать заявление о проведении проверки, на основании которого Посольством РФ в адрес в течение двух лет проводилась проверка по факту принадлежности Самохиной О.Ю. к гражданству России.
Письмом от 27 декабря 2019 года N 394-ш Посольство РФ в адрес уведомило, что в архиве ФГКУ "Центральный пограничный архив ФСБ РФ" отсутствуют сведения о приёме Самохиной О.Ю. в гражданство РФ и не имеется оснований для признания мужа административного истца - фио гражданином РФ в соответствии с ч.1 ст.13 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года N 1948-1, чем были нарушены права и законные интересы административного истца, гарантированные действующим законодательством Российской Федерации.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав Самохину О.Ю. и ее представителя фио, представителя МИД России - фио, представителя ФСБ России - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Пресненского районного суда адрес от 07 апреля 2022 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Как установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Пресненского районного суда адрес от 05 апреля 2021 года по делу N 2а-2/2021 отказано в удовлетворении административных исковых требований Самохиной Аллы Олеговны к Министерству иностранных дел Российской Федерации, Посольству Российской Федерации в адрес о признании незаконным заключения Посольства Российской Федерации в адрес от 11 ноября 2019 года за регистрационным номером 3345-г/ко о проведении проверки обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии гражданства Российской Федерации.
Заключение Посольства России в Киргизии в отношении Самохиной А.О. было основано на отсутствии в Архиве внешней политики Российской Федерации и в Центральном пограничном архиве Федеральной службы безопасности Российской Федерации сведений о приобретении гражданства Российской Федерации родителями Самохиной А.О. - Самохиной О.Ю, паспортные данные, и Самохиным О.Н, паспортные данные
Судом при рассмотрении административного дела N 2а-2/2021 установлено, что по итогам проведенной проверки Посольством Российской Федерации в адрес, установлено, что в Архиве внешней политики Российской Федерации сведения о приеме в 1993 году фио и Самохиной О.Ю. в гражданство Российской Федерации отсутствуют, а в архиве ФГКУ "Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации" сведения об оформлении Самохину О.Н. и Самохиной О.Ю. гражданства Российской Федерации не обнаружены, оснований для признания фио гражданином Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года N 1948-1 также не имеется. Приобретение гражданства Российской Федерации Самохиным О.Н. и Самохиной О.Ю. было оформлено неправомерно.
В личном деле фио и в документальных материалах Войсковой части 2490 сведений о получении гражданства РФ Самохиным О.Н. и Самохиной О.Ю. не имеется.
Из пояснений фио следует, что он и его супруга фио O.Ю. представляли все необходимые для оформления российского гражданства документы заместителю командира в/ч 2490 по воспитательной части фио
Консульским отделом посольства России в адрес подготовлено Заключение за рег. номер 3824г/КО от 27 декабря 2019 года о проведении проверки обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии гражданства Российской Федерации фио (Морозовой) О.Ю, из которого усматривается, что личность фио (Морозовой) А.О. установлена на основании загранпаспорта гражданина Российской Федерации серии 51 N6795565, выданного 02 октября 2018 года Посольством России в Киргизии.
При рассмотрении заявления о проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии/отсутствии гражданства Российской Федерации установлено следующее.
Согласно данным БД "Гражданство-РКЗУ" фио (Морозова) фио, паспортные данные, приобрела гражданство Российской Федерации в соответствии с п. "г" ст.18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года N1948-1 (решение Посольства России в Киргизии N194096580 от 09 августа 1993 года). Также был направлен запрос в Архив внешней политики Российской Федерации за N2438-г/ко от 03 сентября 2018 года, согласно полученному ответу за N10631/идд от 07 сентября 2018 года, Самохина О.Ю. отсутствует в учетных списках лиц, приобретших гражданство Российской Федерации в 1993 году. С учетом прохождения супругом заявительницы Самохиным О.Н. военной службы были направлены запросы в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации за N467-г/ко от 28.02.2019 г. и в Пограничную службу ФСБ России за N1348-г/ко от 23 мая 2019 года. Согласно ответу ФГКУ "Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации" за N21/59/А/6444 от 27 июня 2019 года, Самохин О.Н. с 16 июня 1993 года по 25 августа 1999 года проходил службу в звании прапорщика в войсковой части 2490 (адрес) Группы пограничных войск Российской Федерации в адрес. В личном деле фио имеются сведения о супруге ? Самохиной О.Ю, паспортные данные, однако личное дело Самохиной О.Ю. в Центральный пограничный архив ФСБ России не поступало. Сведения об оформлении Самохину О.Н. и Самохиной О.Ю. гражданства Российской Федерации отсутствуют. С учетом вышеизложенного, приобретение гражданства Российской Федерации Самохиной О.Ю. было оформлено неправомерно. По итогам проверки, проведённой по Указам Президента Российской Федерации, имеющимся учётам и Центральной базе данных по вопросам гражданства, МИД России, установлено, что Самохин О.Н. и Самохина О.Ю. в числе лиц, оформивших выход из гражданства Российской Федерации, не значатся.
Из ответа МИД России от 08 сентября 2020 года N 8557/идд следует, что сведений о приобретении российского гражданства Самохиным Олегом Николаевичем, паспортные данные, и Самохиной Ольгой Юрьевной, паспортные данные, по фондам Консульского отдела Посольства России в Киргизии и материалам Консульского департамента МИД России (учетные списки) за 1993 год не обнаружено.
Из ответа Департамента консульской службы Министерства иностранных дел адрес от 31 января 2020 года усматривается, что Самохин Олег Николаевич, паспортные данные, документирован паспортом гражданина адрес образца 1994 года серии.., выданным МВД 50-16 15 марта 2002 года. Самохина Ольга Юрьевна, паспортные данные, документирована паспортом гражданина адрес образца 1994 года серии.., выданным МВД 50-16 20 мая 1995 года. На основании части 1 статьи 12 Закона адрес "О гражданстве адрес" от 21 мая 2007 года N 70 Самохина Алла Олеговна, паспортные данные, документирована паспортом гражданина адрес серии ID0370149, выданным МКК 50- 16 23 октября 2017 года. Ходатайство о выходе из гражданства адрес от вышеуказанных лиц в ДРНАГС не поступало.
Согласно копиям заявлений фио, Самохиной О.Ю. о выдаче паспорта по форме N 1, паспорта граждан адрес выданы взамен утраченных ими паспортов граждан СССР.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку административным истцом не представлено доказательств о наличии у нее гражданства Российской Федерации, равно как и не представлено доказательств незаконности действий должностных лиц МИД России и Посольства России в адрес.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как определено в части 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации, гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (статья 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").
Наличие у лица гражданства Российской Федерации определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, адрес или СССР, международных договоров Российской Федерации, адрес или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства (пункт 7 статьи 4 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона (01 июля 2002 года); б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В период возникновения спорных правоотношений действовал Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 12 Закона гражданство Российской Федерации приобреталось: а в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации; ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Согласно пункту "г" части 1 статьи 18 Закона в порядке регистрации гражданство РФ приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на адрес после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (утратил силу на основании Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ) гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на адрес на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 июня 1993 г. N 5206/1-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон адрес "О гражданстве адрес" установлено, что действие части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 распространено на военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, имеющих войска и воинские формирования, военнослужащих, проходящих обучение в военных учебных заведениях), давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу или Российской Федерации, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, а также прибывших для прохождения службы на адрес после вступления Закона в силу.
Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), согласно пункту 51 которого при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон N 62-ФЗ). При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.
Из содержания пункта 52 Положения следует, что после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
В этой связи, с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о об отсутствии у лица гражданства РФ может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие об отсутствии факта принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).
В рассматриваемом случае уполномоченными органами достоверно установлено, что Самохина О.Ю. гражданкой Российской Федерации не является, доказательств надлежащего оформления документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации не обнаружено, в связи с чем заключение Консульского отдел Посольства России в адрес от 27 декабря 2019 года о проведении проверки обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у Самохиной О.Ю. гражданства РФ, является правомерным, кроме того, административными ответчиками действий, нарушающих положения Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" не допущено, ввиду чего оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы Самохиной О.Ю. о неверной оценке показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля фио, проходившего до мая 1994 года военную службу на должности старшего офицера в в/ч 2490, по существу сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции об установленных по делу фактических обстоятельствах, в связи с чем признаются судебной коллегией по административным делам необоснованными, они не могу служить основанием к отмене состоявшегося решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 07 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 12 июня 2023 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.