Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Мироновой Ю.К., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Клименко Сергея Алексеевича на решение Преображенского районного суда адрес от 12 мая 2022 года, которым постановлено:
"Иск удовлетворить.
Взыскать с Клименко Сергея Алексеевича, 07.03.1971 г/р, зарегистрированного по адресу: адрес (ИНН 771879170220) в пользу ИФНС N 18 по адрес пени по недоимке по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере сумма, налог по недоимке по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере сумма, пени в размере сумма, налог по недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с 1 января 2017 года в размере сумма, пени в размере сумма, пени по недоимке по транспортному налогу в размере сумма, а всего сумма
Взыскать с Клименко Сергея Алексеевича, 07.03.1971 г/р, зарегистрированного по адресу: адрес (ИНН 771879170220)в доход бюджета адрес госпошлину в размере сумма",
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России N 18 по адрес обратилась в суд с административным исковым заявлением к Клименко С.А. о взыскании задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года и пени, задолженности по пени по транспортному налогу по состоянию на 21 июля 2019 года, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что административный ответчик является плательщиком страховых взносов, однако, установленную законом обязанность по уплате вышеуказанных страховых взносов не выполнил, кроме того, в Клименко С.А. являлся плательщиком транспортного налога, административному ответчику направлено требование об уплате налога, однако уплата налога административным ответчиком своевременно произведена не была.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, по доводам апелляционной жалобы просит административный ответчик.
Исследовав материалы дела, выслушав административного истца Клименко С.А, проверив решение, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Преображенского районного суда адрес от 12 мая 2022 года подлежит отмене.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Так, в силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как установлено судом первой инстанции, Клименко С.А. (ИНН 771879170220) является налогоплательщиком по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование.
В период с 06 октября 2010 года по 21 декабря 2020 года Клименко С.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП 310774627900122).
Ввиду неисполнения Клименко С.А. обязанности по уплате налога ИФНС N 18 по адрес направило требования от 21 июля 2019 года N 75915, от 13 февраля 2018 года N 11711, от 23 января 2019 года N 2818, от 12 апреля 2018 года N 17653, от 10 января 2020 года N 3120, о взыскании задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года и пени, задолженности по пени по транспортному налогу.
Налоговым органом в адрес административного ответчика направлялось требование N 75915 от 21 июля 2019 года об уплате недоимки по пени по транспортному налогу в размере сумма
28 октября 2021 года мировым судьей судебного участка N 121 адрес вынесен судебный приказ о взыскании с Клименко С.А. в пользу ИФНС России N 18 по адрес недоимки по указанным налогам и сборам.
25 ноября 2021 года мировым судьей судебного участка N 121 адрес вынесено определение об отмене вышеуказанного судебного приказа.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, удовлетворил заявленные требования, исходя при этом из того, что представленные налоговым органом расчеты налогов и пени являются верными, административным ответчиком данные расчеты не оспаривались, в связи с чем факт неуплаты налога Клименко С.А. административным истцом доказан, имеются основания для взыскания задолженности.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны также уплачивать установленные данным Кодексом страховые взносы.
В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 указанного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей сумма за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац второй пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац третий пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Транспортный налог на основании статьи 14 Налогового кодекса РФ относится к региональным налогам и сборам.
На основании статьи 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок его уплаты.
В силу статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона N 436-ФЗ положения части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 14 указанного Федерального закона, он вступил в силу со дня официального опубликования, начало действия - с 29 декабря 2017 года.
Учитывая, что предъявленная к взысканию задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, согласно представленным в материалы дела требованиям налогового органа, начислена Клименко С.А. после начала действия указанного Федерального закона, то в силу его прямого указания имеются основания для признания задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, безнадежной к взысканию.
Изложенное, по убеждению судебной коллегии, оценивающей собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, опровергает правомерность вывода суда о наличии оснований для удовлетворения административного иска в части взыскания задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года.
При таких данных, имеются основания для отмены решения суда, с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, в размере сумма, пени в размере сумма, налог по недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с 01 января 2017 года в размере сумма, пени в размере сумма, пени по транспортному налогу в размере сумма, а всего сумма, а также государственная пошлина в доход бюджета адрес за рассмотрение дела в суде в размере сумма пропорционально удовлетворенным требованиям, в удовлетворении остальной части административных исковых требований о взыскания задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Преображенского районного суда адрес от 12 мая 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявленные административные исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Клименко Сергея Алексеевича в пользу ИФНС России N18 по адрес задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, в размере сумма, пени в размере сумма, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере сумма, пени в размере сумма, пени по транспортному налогу в размере сумма, а всего сумма (сумма прописью).
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Взыскать с Клименко Сергея Алексеевича государственную пошлину в доход бюджета адрес в размере сумма (сумма прописью).
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 01 июня 2023 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.