Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И., судей адресВ., фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца Малковой Ирины Владимировны на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 28 сентября 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска Малковой Ирины Владимировны к Министерству юстиции РФ о признании незаконным решения о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента и обязании исключить данные сведения из реестра - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Малкова И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене распоряжения о включении административного истца в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, возложении на административного ответчика обязанности исключить сведения об административном истце из указанного реестра, мотивируя свои требования тем, что 01 апреля 2022 года административным ответчиком принято решение о включении Малковой И.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, с чем административный истец не согласна, поскольку обжалуемое решение ограничивает ее права и свободы, противоречит нормам международного права. Возложение на Малкову И.В. обязанности по предоставлению отчетности и публичному размещению или предоставлению средствам массовой информации сведений о своей деятельности является вмешательством в право на уважение частной жизни, кроме того, копия уведомления о включении Малковой И.В. в указанный реестр административному истцу не направлялась.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя Малковой И.В. - фио, представителя административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Замоскворецкого районного суда адрес от 28 сентября 2022 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов настоящего административного дела следует, что 01 апреля 2022 года распоряжением Минюста России N 364-р Малкова И.В, паспортные данные, включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, данное решение согласовано МИД России Письмом от 01 апреля 2022 года N 5120/дело.
Уведомление о принятом распоряжении N 11-37060/22 направлено Министерством юстиции РФ в адрес Малковой И.В. 05 апреля 2022 года, и получено адресатом 27 апреля 2022 года.
Данному решению предшествовало полученное Минюстом России письмо заместителя руководителя Роскомнадзора от 16 сентября 2021 года N 04СВ-61055, согласно которому Малкова И.В. не является учредителем (соучредителем) российских средств массовой информации и сведениями о получении ею денежных средств от иностранных источников Роскомнадзор не располагает, с одновременным предоставлением справки из открытых источниках о распространении Малковой И.В. печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц.
Согласно предоставленным в Минюст России сведениям, Малкова И.В. является российским журналистом и медиаменеджером, 17 лет работала в российских деловых средствах массовой информации, с 2005 по 2010 год была корреспондентом в газете "Ведомости", с 2011 по 2014 - корреспондентом и редактором российской версии журнала Forbs, в 2014-2016 годах - возглавляла блок деловой информации на сайте РБК, после этого год руководила изданием Republic, с 2017 года является главным редактором издания "The Bell" (включено в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранных агентов), распространяет сообщения и материалы для неограниченного круга лиц следующим образом: являясь с 2017 года главным редактором незарегистрированного как средство массовой информации русскоязычного интернет-издания "The Bell" (The Bell ? деньги, бизнес, власть, участвуя в 2018 году в Российском интернет-форуме (РИФ 2018) в качестве ведущего (https://2018.rif.ru); имея страницу в социальной сети "Facebook" с более 2 000 подписчиками.
При этом согласно поступившей 21 ноября 2021 года информации в адрес Министерства юстиции РФ из Федеральной службы по финансовому мониторингу, Малкова И.В. в период с февраля 2018 года по июнь 2021 год получила денежные средства в размере сумма от иностранного источника - PAYONEER INK PAYONEER INC (США) 31 операцией.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение является законным и обоснованным, поскольку принято административным ответчиком в пределах предоставленной ему компетенции, в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29). Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации.
При применении законодательства, регулирующего вопросы свободы слова и свободы массовой информации, судам необходимо обеспечивать баланс между правами и свободами, гарантированными статьей 29 Конституции Российской Федерации, с одной стороны, и иными правами и свободами человека и гражданина, а также охраняемыми Конституцией Российской Федерации ценностями, с другой.
На основании положений части 3 статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", действовавших в период спорных правоотношений, юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации,
выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Физическое лицо, распространяющее сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующее в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации.
К указанным лицам могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
Информация о таком физическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций является Министерство юстиции Российской Федерации.
Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержден Приказом Министерство юстиции Российской Федерации от 24 сентября 2020 года N 216.
В соответствии с пунктами 8, 9, 14, 16 указанного Порядка решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка, уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что административным ответчиком законно и обоснованно, в пределах предоставленных полномочий, принято оспариваемое заявителем распоряжение о включении физического лица в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, основанием к которому явились установленные в ходе проведения проверочных мероприятий и мониторинга деятельности Малковой И.В. достоверные сведения о получении иностранного финансирования и распространении сообщений и материалов для неограниченного круга лиц, содержащие достаточно проверяемых данных об обстоятельствах, указанных в статье 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", сомнения в обоснованности принятого Министерство юстиции Российской Федерации распоряжения отсутствуют.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Факт получения денежных средств от иностранного источника в связи с осуществляемой журналистской деятельностью административным истцом не оспаривается.
Доводы административного истца о неполучении уведомления о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они опровергаются представленными в материалах дела доказательствами, согласно которым соответствующее уведомление направлено в адрес Малковой И.В. посредством почтовой связи (л.д. 34).
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 28 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 13 июня 2023 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.