Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Казакова М.Ю, при секретаре Толмасовой Ю.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5196/2023 по административному исковому заявлению ООО "С.А.Б.", ООО "Управление-Инвестиции", ООО "Горизонт-С", ООО "КомСервис", ООО "Веста II", ООО "Волконский 13" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 1 января 2021 года кадастровой стоимости в размере рыночной для нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0006014:3667, 77:01:0006014:3663, 77:01:0006014:3661, 77:01:0006014:3666, 77:01:0006014:3668, 77:01:0006014:3671, 77:01:0006014:3670, 77:01:0006014:3669, 77:01:0006014:3672 (далее - объекты капитального строительства).
В обоснование своих требований административные истцы ссылаются на то, что им на праве собственности принадлежат названные выше объекты капитального строительства, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки значительно превышает рыночную стоимость, в связи с чем, административные истцы считают возможным воспользоваться своим правом установления кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждении которой представляют отчет об оценке N04-22/15 от 20 июля 2021 года, подготовленный оценщиком ООО "Финконсалт-центр".
В настоящее судебное заседание представитель административных истцов явился, заявленные требования поддержал.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца.
Остальные лица, участвующие в деле, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили, об отложении слушания дела не просили.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом постановлено о рассмотрении дела при данной явке.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Департамента городского имущества города Москвы, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "С.А.Б.", ООО "Управление-Инвестиции", ООО "Горизонт-С", ООО "КомСервис", ООО "Веста II" являются сособственниками нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0006014:3667, 77:01:0006014:3663, 77:01:0006014:3661, 77:01:0006014:3666, 77:01:0006014:3668, 77:01:0006014:3671, 77:01:0006014:3670, 77:01:0006014:3669, расположенных по адресу: адрес. ООО "Волконский 13" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3672, расположенного по адресу адрес.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", в целях реализации приказа Департамента городского имущества города Москвы от 19 февраля 2018 года N 20 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества в 2018 году", пунктом 1 распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов невидимости, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года установлена в следующем размере:
- 40 760 432, 66 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3667;
- 183 580 224, 24 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3663;
- 103 673 217, 08 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3661;
- 67 994 987, 83 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3666;
- 22 605 536, 14 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3668;
- 28 565 030, 07 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3671;
- 31 508 290, 33 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3670;
- 23 375 810, 87 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3669;
- 25 986 672, 84 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3672.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Названные результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства затрагивают права и обязанности административных истцов, поскольку в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 374, пункта 1 статьи 373, статьи 374, пункта 2 статьи 375, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", они являются плательщиками налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивают налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административные истцы представили в суд отчёт об оценке рыночной стоимости N04-22/15 от 20 июля 2021 года, подготовленный оценщиком ООО "Финконсалт-центр", в котором по состоянию на 1 января 2021 года, определена рыночная стоимость в следующих размерах:
- 26 262 971 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3667;
- 106 702 218 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3663;
- 62 818 946 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3661;
- 37 224 439 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3666;
- 14 046 707 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3668;
- 17 278 995 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3671;
- 18 845 581 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3670;
- 14 470 070 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3669;
- 17 814 834 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3672.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ГБУ Московской области "МОБТИ".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчёт об оценке рыночной стоимости N04-22/15 от 20 июля 2021 года, подготовленный оценщиком ООО "Финконсалт-центр", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчётах рыночная стоимость объектов капитального строительства не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 года определена в следующем размере:
- 28 958 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3667;
- 174 671 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3663;
- 98 387 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3661;
- 47 677 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3666;
- 25 991 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3668;
- 29 240 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3671;
- 32 489 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3670;
- 24 367 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3669;
- 24 642 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3672.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости объекта капитального строительства сторонами в суд не представлено.
Выводы о величине рыночной стоимости объектов капитального строительства, содержащихся в отчёте об оценке рыночной стоимости N04-22/15 от 20 июля 2021 года, подготовленный оценщиком ООО "Финконсалт-центр", опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится критически к названному отчёту.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимость равной рыночной, определённую по состоянию на 1 января 2021 года в следующих размерах:
- 28 958 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3667;
- 174 671 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3663;
- 98 387 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3661;
- 47 677 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3666;
- 24 642 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3672.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе, при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 3 статьи 3 НК РФ).
Несмотря на то, что размер рыночной стоимости объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 77:01:0006014:3668 в размере 25 991 000 рублей, 77:01:0006014:3671 в размере 29 240 000 рублей, 77:01:0006014:3670 в размере 32 489 000 рублей, 77:01:0006014:3669 в размере 24 367 000 рублей превышает их кадастровую стоимость, необходимо отказать в удовлетворении заявленных требований в данной части, поскольку правовое положение административных истцов при рассмотрении спора, возбужденного в целях улучшения его положения как налогоплательщика, по смыслу законодательства не может быть ухудшено.
При таком положении суд, отказывая в удовлетворении административного искового заявления ООО "С.А.Б.", ООО "Управление-Инвестиции", ООО "Горизонт-С", ООО "КомСервис" в указанной части требований, полагает установленный размер кадастровой стоимости объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 77:01:0006014:3668 в размере 14 046 707 рублей, 77:01:0006014:3671 в размере 17 278 995 рублей, 77:01:0006014:3670 в размере 18 845 681 рублей, 77:01:0006014:3669 в размере 14 470 070 рублей отвечающим интересам административных истцов, иной размер рыночной стоимости в пределах кадастровой стоимости не доказан.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 9 сентября 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006014:3667 в размере 28 958 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006014:3663 в размере 174 671 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006014:3661 в размере 98 387 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006014:3666 в размере 47 677 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006014:3672 в размере 24 642 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований заявлению ООО "С.А.Б.", ООО "Управление-Инвестиции", ООО "Горизонт-С", ООО "КомСервис" отказать.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 22 сентября 2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 20 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.