Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Казакова М.Ю, при секретаре Толмасовой Ю.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2936/2023 по административному исковому заявлению ООО адрес ДУ ЗПИФ комбинированный "Маяк-Комбинированный" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0003020:2178, 77:01:0003020:2179, 77:01:0003020:2180, 77:01:0003020:2181, 77:01:0003020:2182, 77:01:0003020:2183, 77:01:0003020:2184, 77:01:0003020:2185, 77:01:0003020:2186, 77:01:0003020:2177 (далее - объекты капитального строительства), установленной по состоянию на 1 января 2021 года.
Просит установить кадастровую стоимость названных объектов капитального строительства, равной их рыночной стоимости, определённой в отчётах об оценке от 30 мая 2022 года NN249/22, 250/22, 251/22, 252/22, 253/22, 254/22, 250/22, 246/22, 247/22, 248/22, подготовленных оценщиком ООО "Консалтинговая Компания "БизнесЭксперт", для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2178 в размере 404 786 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2179 в размере 184 518 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2180 в размере 202 534 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2181 в размере 203 390 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2182 в размере 200 522 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2183 в размере 197 270 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2184 в размере 197 191 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2185 в размере 200 043 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2186 в размере 204 009 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2177 в размере 161 356 000 рублей.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежат названные выше объекты капитального строительства. Несоответствие, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровой стоимости названных объектов капитального строительства, их рыночной стоимости, нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество организаций, в связи с необоснованным завышением налоговой базы по указанному налогу.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости объектов капитального строительства, равной их рыночной стоимости.
В настоящее судебное заседание представитель административного истца явился, заявленные требования поддержал.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца.
Остальные лица, участвующие в деле, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили, об отложении слушания дела не просили.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом постановлено о рассмотрении дела при данной явке.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Департамента городского имущества города Москвы, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административный истец является доверительным управляющим ЗПИФ комбинированный "Маяк-Комбинированный", которому на праве собственности принадлежит:
- нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0003020:2178, расположенное по адресу: адрес;
- нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0003020:2179, расположенное по адресу: адрес;
- нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0003020:2180, расположенное по адресу: адрес;
- нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0003020:2181, расположенное по адресу: адрес;
- нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0003020:2182, расположенное по адресу: адрес;
- нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0003020:2183, расположенное по адресу: адрес;
- нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0003020:2184, расположенное по адресу: адрес;
- нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0003020:2185, расположенное по адресу: адрес;
- нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0003020:2186, расположенное по адресу: адрес;
- нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0003020:2177, расположенное по адресу: адрес.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", в целях реализации приказа Департамента городского имущества города Москвы от 19 февраля 2018 года N 20 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества в 2018 году", пунктом 1 распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов невидимости, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года для объекта капитального строительства установлена в следующем размере:
- 514 613 132.88 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2178;
- 255 079 838.09 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2179;
- 278 395 981.28 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2180;
- 279 501 084.73 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2181;
- 275 799 358.44 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2182;
- 271 596 776.23 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2183;
- 271 495 205.59 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2184;
- 275 180 400.2 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2185;
- 276 428 365.82 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2186;
- 224 895 922.42 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2177.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёты об оценке рыночной стоимости от 30 мая 2022 года NN249/22, 250/22, 251/22, 252/22, 253/22, 254/22, 250/22, 246/22, 247/22, 248/22, подготовленные оценщиком ООО "Консалтинговая Компания "БизнесЭксперт", в которых по состоянию на 1 января 2021 года, определена рыночная стоимость объектов капитального строительства в следующих размерах:
- 404 786 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2178;
- 184 518 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2179;
- 202 534 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2180;
- 203 390 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2181;
- 200 522 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2182;
- 197 270 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2183;
- 197 191 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2184;
- 200 043 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2185;
- 201 009 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2186;
- 161 356 000 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2177.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчёты об оценке рыночной стоимости от 30 мая 2022 года NN249/22, 250/22, 251/22, 252/22, 253/22, 254/22, 250/22, 246/22, 247/22, 248/22, подготовленные оценщиком ООО "Консалтинговая Компания "БизнесЭксперт", не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчётах рыночная стоимость объектов капитального строительства не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 года определена в следующем размере:
- 380 691 896 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2178;
- 180 543 783 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2179;
- 197 007 384 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2180;
- 197 793 773 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2181;
- 195 176 584 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2182;
- 192 205 583 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2183;
- 192 137 070 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2184;
- 194 737 620 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2185;
- 195 616 925 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2186;
- 159 243 883 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2177.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости объекта капитального строительства сторонами в суд не представлено.
Выводы о величине рыночной стоимости объектов капитального строительства, содержащихся в отчётах об оценке рыночной стоимости от 30 мая 2022 года NN249/22, 250/22, 251/22, 252/22, 253/22, 254/22, 250/22, 246/22, 247/22, 248/22, подготовленных оценщиком ООО "Консалтинговая Компания "БизнесЭксперт", опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится критически к названному отчёту.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимость равной рыночной, определённую по состоянию на 1 января 2021 года для объектов капитального строительства в следующих размерах:
- 380 691 896 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2178;
- 180 543 783 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2179;
- 197 007 384 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2180;
- 197 793 773 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2181;
- 195 176 584 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2182;
- 192 205 583 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2183;
- 192 137 070 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2184;
- 194 737 620 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2185;
- 195 616 925 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2186;
- 159 243 883 руб. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003020:2177
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 9 сентября 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО адрес ДУ ЗПИФ комбинированный "Маяк-Комбинированный" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2178 в размере 380 691 896 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2179 в размере 180 543 783 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2180 в размере 197 007 384 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2181 в размере 197 793 773 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2182 в размере 195 176 584 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2183 в размере 192 205 583 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2184 в размере 192 137 070 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2185 в размере 194 737 620 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2186 в размере 195 616 925 620 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2177 в размере 159 243 883 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 9 сентября 2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 16 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.