Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., при секретаре Толмасовой Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5039/2023 по административному исковому заявлению ООО "Минерал Груп" о признании незаконным решения об отказе в пересчете кадастровой стоимости, возложении обязанности произвести пересчет кадастровой стоимости
УСТАНОВИЛ:
ООО "Минерал Груп" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей" (далее - Учреждение) об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, указывая, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001020:1063, площадью 12 684, 6 кв. м, расположенного по адресу: адрес.
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2021 года утверждена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 года" в размере 1 082 495 519, 01 руб.
14 февраля 2023 года административный истец обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, указав, что в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости в качестве исходных данных в рамках индивидуального расчета необходимо руководствоваться актуальными сведениями о рыночной стоимости объекта капитального строительства, установленной решением Московского городского суда от 11 сентября 2019 года в размере 825 354 000 руб. и, применив к названной кадастровой стоимости индекс цен +8, 4%, установить ее в размере 894 683 736 руб.
Решением Учреждения от 9 марта 2023 года N 147/23 в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости отказано.
Административный истец просит признать незаконным решение ГБУ "Центр имущественных платежей" от 9 марта 2023 года N 147/23 об отказе в перерасчете кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001020:1063 и обязать Учреждение произвести перерасчет кадастровой стоимости, приняв в качестве исходных данных, определенную по состоянию на 1 января 2018 года, рыночную стоимость вышеуказанного объекта недвижимости, в размере 825 354 000 руб.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представители ГБУ "Центр имущественных платежей" и Департамента городского имущества города Москвы возражали против удовлетворения заявленных требований, указав, что оспариваемое решение является законным, соответствует действующим нормативным правовым актам, права и охраняемые законом интересы административного истца не нарушает.
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и ППК "Роскадастр" не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении административного дела.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителей ГБУ "Центр имущественных платежей" и Департамента городского имущества города Москвы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Вопросы производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости урегулированы главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: 1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; 2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Пунктом 13 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237 "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) предусмотрено, что при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе: 1) неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории); 2) использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости.
Пунктом 22 статьи 21 названного закона установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде и в случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном данной статьей.
Судом установлено, что ООО "Минерал Груп" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001020:1063, расположенного по адресу: адрес.
Вступившим в законную силу 24 января 2020 года, решением Московского городского суда от 11 сентября 2019 года, принятому по делу N 3а-2201/2019, установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001020:1063 в размере его рыночной стоимости, равной 825 354 000 рублей и определенной по состоянию на 1 января 2018 года.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве, по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года установлена для нежилого здания в размере 1 082 495 519, 01 рублей.
Не согласившись с указанной кадастровой стоимостью объекта недвижимости, административный истец обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Решением Учреждения от 9 марта 2023 года N 147/23 в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости ООО "Минерал Груп" отказано.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке.
Пунктом 2.4 Методических указаний предусмотрено, что в рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет (в случае если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7.2 Методических указаний установлено, что определение кадастровой стоимости в рамках сравнительного подхода осуществляется одним из следующих способов (методов):
1) метод статистического (регрессионного) моделирования.
2) метод типового (эталонного) объекта недвижимости.
3) метод моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости (УПКС).
4) метод индексации прошлых результатов.
Подпунктом 7.2.4 пункта 7.2 Методических указаний предусмотрено, что метод индексации прошлых результатов заключается в индексировании значений кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки.
Метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Указаний.
Согласно пункту 8.6 Методических указаний в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
Приведенные выше положения Методических указаний не содержат требований обязывающих использовать метод индексации прошлых результатов, при определении кадастровой стоимости на новый период. Данные положения допускают применения такого метода только в случае невозможности использования иных методов сравнительного подхода для объектов капитального строительства и в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Методических указаний.
Из представленных разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости от 2 февраля 2023 года, усматривается, что при оценке спорного нежилого здания применялся сравнительный подход, метод статистического (регрессивного) моделирования. Объект справедливо отнесен к 4 оценочной группе - "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения", подгруппе 4.1 - "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория)".
Фактическое использование спорного здания под размещение офисов, объектов торговли и бытового обслуживания подтверждается представленным в материалы дела актом N 9098397 обследования спорного здания, заключением судебной оценочной экспертизы, проведенной в рамках административного дела N 3а-2201/2019, и административным истцом не оспаривается.
Метод индексации прошлых результатов, в том числе с использованием результатов кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года в размере 825 354 000 рублей, при определении оспариваемой кадастровой стоимости, не применялся, что соответствует положениям Методических указаний.
Таким образом, при определении кадастровой стоимости спорного здания по состоянию на 1 января 2021 года использовались достоверные сведения об объекте недвижимости, выбор метода оценки предоставлен законодателем органу, проводящему соответствующую оценку, следовательно, методологической ошибки при определении оспариваемой кадастровой стоимости Учреждением не допущено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления ООО "Минерал Груп" следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ООО "Минерал Груп" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 13 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.