Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО "Алмааз" по доверенности Баядяна С.Ж. на постановление судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 11 июля 2022 года, которым постановлено:
"Признать ООО "Алмааз" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей",
УСТАНОВИЛ:
5 апреля 2022 года должностным лицом Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследия в отношении ООО "Алмааз" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Указанный протокол вместе с иными материалами был направлен в районный суд, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
В своей жалобе на данное постановление представитель Общества по доверенности просит его отменить, указывая на отсутствие вины Общества в совершенном правонарушении; длительные сроки согласования проекта со стороны Мосгорнаследия.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника ООО "Алмааз" Баядяна С.Ж, изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления суда не усматриваю.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (в том числе регионального значения).
Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении или нарушении требований к сохранению и использованию объектов культурного наследия регионального значения, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объёмно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Исходя из положений ст. 44 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ под приспособлением объекта культурного наследия для современного использования памятника или ансамбля понимаются научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включённого в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включённого в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона города Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее также Закон города Москвы N 26) юридические лица, граждане, их объединения, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры, обязаны беречь памятники, соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны, в том числе:
соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные настоящим Законом, нормативными правовыми актами и охранными документами;
выполнять предписания уполномоченного органа по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников;
выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории (п. 2 ст. 22 Закона города Москвы N 26).
Порядок переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, в том числе отнесённых к объектам культурного наследия или выявленным объектам культурного наследия, регламентирован постановлением правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах".
Согласно п. 14 Приложения N 1 к постановлению правительства Москвы N 508-ПП проведение работ по жилым (нежилым) помещениям, расположенным в многоквартирных жилых домах, являющихся объектами культурного наследия, осуществляется при наличии заключения Мосгорнаследия о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения без проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, представляемого посредством информационного взаимодействия по запросу Мосжилинспекции.
Как следует из материалов дела, ООО "Альмааз" на основании договора аренды от
6 августа 2019 года N 00-01089/19 является пользователем подвального помещения IV, комнаты 1, 3, 5-8, 11-18, общей площадью 103, 9 кв.м. объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль жилых домов, 1939-1940-е гг. Авторский коллектив: руководитель - архитектор А.Г. Мордвинов, архитекторы Д.Н. Чечулин, Г.П. Гольц - Жилой дом, 1939-1940-е гг, архитекторы А.Г. Мордвинов, Д.Н. Чечулин", расположенного по адресу: адрес, запись о государственной регистрации права N 77:05:0001009:8182-77/005/2019-2 от 22 августа 2019 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 5 марта 2022 года.
Объект принят под государственную охрану на основании распоряжения Правительства г. Москвы от 25 декабря 2008 года N 3058-РП.
Предмет охраны Объекта утвержден распоряжением Мосгорнаследия от 1 декабря 2011 года N 163.
Граница территории Объекта утверждена в составе ансамбля Постановлением Правительства г. Москвы от 16 марта 2011 года N 66-ГП.
Охранное обязательство на Объект утверждено Приказом Мосгорнаследия от
19 ноября 2018 года N 919.
Мосгорнаследием оформлен акт технического состояния Объекта от 10 октября 2018 года N ДКН-16-44-2617/8, в котором определен состав (перечень) видов работ по сохранению Объекта.
В соответствии с п. 1 раздела 5 Акта ООО "Альмааз" надлежало разработать проект работ по сохранению, включая приспособление для современного использования занимаемых помещений, и согласовать в порядке, установленном в городе Москве, в срок не позднее 1 года после государственной регистрации права, т.е. до 22 августа 2020 года.
В целях надлежащего исполнения требований Акта Мосгорнаследием ООО "Альмааз" выдано предписание от 17 сентября 2019 года N ПР-АТС-395/2019 о проведении работ по сохранению Объекта согласно составу (перечню) видов работ и при соблюдении сроков (периодичности) проведения таких работ, установленных Актом.
В период с 2020 по 2022 гг. Мосгорнаследием проводились контрольные (надзорные) мероприятия с целью проверки исполнения предписаний (от 17 сентября 2019 года N ПР-АТС-395/2019, от 2 сентября 2020 года N ПР-АТС-562/2020и, от 19 марта 2021 года N ПР-АТС-290/2021) с требованиями выполнения работ, установленных Актом.
В рамках осуществления контроля (надзора) за исполнением названных предписаний установлено, что работы по сохранению занимаемых помещений Объекта, включая их приспособление к современному использованию, в установленный срок ООО "Альмааз" не выполнены.
В связи с неисполнением предписаний ООО "Альмааз" было привлечено к административной ответственности.
Постановлением Симоновского районного суда г. Москвы от 3 ноября 2020 года по делу N 5-1235/2020 ООО "Альмааз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановлением Симоновского районного суда г. Москвы от 8 июня 2021 года по делу N 5-851/2021 ООО "Альмааз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 100 000 рублей.
По результатам проведенного в 2021 году контрольного (надзорного) мероприятия, в связи с невыполнением требований п. 1 предписания от 17 сентября 2019 года N ПР-АТС-395/2019 и п. 1 раздела 5 Акта ООО "Альмааз" выдано предписание от 19 марта 2021 года
N ПР-АТС-290/2021, в соответствии с п. 1 которого ООО "Альмааз" надлежит выполнить работы, установленные п. 1 раздела 5 Акта, в срок до 15 января 2021 года.
9 марта 2022 года в рамках осуществления государственного контроля (надзора) за исполнением предписания от 19 марта 2021 года N ПР-АТС-290/2021 установлено, что работы по сохранению занимаемых помещений Объекта, включая их приспособление к современному использованию, в установленный срок ООО "Альмааз" не выполнены, в связи с чем Мосгорнаследием выдано предписание от 9 марта 2022 года N 184/2022КМ.
Выявленные нарушения обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия послужили поводом к возбуждению Мосгорнаследием в отношении ООО "Альмааз" дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Указанные действия ООО "Алмааз" квалифицированы судом первой инстанции по
ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
ООО "Алмааз" имело возможность для соблюдения требований сохранения, охраны и использования объектов культурного наследия, однако данные требования выполнены не были.
Доводы жалобы заявителя о том, что согласование проекта, представленного Обществом, носило крайне долгий характер со стороны Мосгорнаследия, судом отклоняются, поскольку, как уже указывалось в судебном постановлении, Общество неоднократно не исполняло предписания надзорного органа как от 17 сентября 2019 года, так и от 19 марта 2021 года.
Ссылка на малозначительность совершенного правонарушения, судом также отклоняется.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005
N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершённого правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Не подготовка же Обществом и не согласование в дальнейшем с Мосгорнаследием на протяжении длительного времени проекта работ по сохранению объекта культурного наследия является грубым нарушением требований Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", а потому его действия признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьёй доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершённое административное правонарушение, санкция которого предусматривает административный штраф в значительном размере.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным решением, не является основанием к отмене обжалуемых актов, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Обществу в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, с учётом конкретных обстоятельств дела, личности виновного, характера правонарушения, посягающего на интересы государства в области охраны памятников культурного наследия, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам законности и неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности, а также порядок и установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления суда первой инстанции, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление Симоновского районного суда г. Москвы от 11 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП Российской Федерации, в отношении ООО "Алмааз" оставить без изменения, жалобу представителя ООО "Алмааз" по доверенности Баядяна С.Ж. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.