Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Саломова А.М., ... г.р., на постановление судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 11 июля 2022 года, которым гражданин Республики Таджикистан Саломов А.М. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в доход государства в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путём контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
10 июля 2022 г. в отношении гражданина Республики Таджикистан Саломова А.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Данный протокол об административном правонарушении с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Дорогомиловский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанный судебный акт обжалует Саломов А.М. по доводам поданной жалобы, в которой просит состоявшееся постановление судьи районного суда отменить как незаконное и необоснованное, с учетом того, что с момента въезда и по настоящее время на территории Российской Федерации заявитель находится на законных основаниях.
В судебное заседание Московского городского суда Саломов А.М, будучи в установленном порядке извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу, что имеются основания для отмены оспариваемого постановления судьи районного суда в силу следующего.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии с ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Признавая Саломова А.М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергая административному наказанию, судья районного суда исходила из того, что 10 июля 2022 г. в 18 час. 00 мин. по адресу:.., в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства 3 отделом полиции УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по г. Москве выявлен гражданин Республики Таджикистан, Саломов А.М,... года рождения, паспорт.., выдан 06.07.2017 года, прибывший в Россию 04.03.2022 года в порядке, не требующем получения визы, который по истечении установленного срока пребывания (01.06.2022 года) уклонился от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Данные обстоятельства судья сочла надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела.
Между тем, оспариваемое постановление судьи районного суда признать законным не представляется возможным.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст.ст.26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ, судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности, с учетом того, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Срок пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ч.1 ст.2 которого предусмотрено, что законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.5 вышеназванного Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание.
Для решения вопроса о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 КоАП РФ, необходимо установить, имеются ли законные основания временного проживания (пребывания) иностранного лица на территории Российской Федерации.
На основании подп. "а" п.1 Указа Президента РФ от 18.04.2020 г. N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в действующей редакции) на период с 15 марта по 15 июня 2021 года включительно приостановлено течение сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учёт по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, в случае, если такие сроки истекают в указанный период.
Вышеуказанный срок был продлён с 16 июня 2021 года до истечения 90 суток с даты снятия введённых Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством подп. "а" п.1 Указа Президента РФ N 364 от 15 июня 2021 года "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в соответствии с п.6 которого Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой перечень утверждён распоряжением Правительства РФ от 20.05.2022 г. N 1253- р. Указанные меры действуют до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством.
Помимо этого, 05 сентября 2022 года Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 1253-р дополнено пунктом, устанавливающим, что датой снятия ограничений на международное транспортное сообщение с иностранным государством, не включенными в перечень, является дата вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2022 N 1267 "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", которой в данном случае является 15 июля 2022 года.
Таким образом, граждане иностранных государств (Республики Узбекистан и Республики Таджикистан), ранее не включенных в перечень, и не имеющие оснований для дальнейшего пребывания в Российской Федерации, обязаны выехать за ее пределы до 12 октября 2022 года, то есть срок их временного пребывания считается автоматически продленным до 12 октября 2022 года (90 суток с 15 июля 2022 года).
При этом, граждане иностранных государств, ранее не включенных в перечень к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года N 1253-р, вправе до 12 октября 2022 года включительно урегулировать свое правовое положение в Российской Федерации либо покинуть территорию Российской Федерации до указанной даты (пп. б) п.2 Указа Президента РФ N 364 от 15 июня 2021 года).
При таких обстоятельствах, учитывая вменные заявителю сроки уклонения от выезда из Российской Федерации, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, поскольку срок временного пребывания в Российской Федерации, установленный абз.2 п.1 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", с учётом положений Указа Президента РФ N 364 от 15 июня 2021 года "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", на момент окончания установленного срока пребывания не истёк.
На основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Пунктом 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Саломова А.М. по ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30. 8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 11 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Таджикистан Саломова А.М. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании 2. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда М.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.