Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу Ветровой Елены Вячеславовны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 30 Гатчинского района Ленинградской области от 17.05.2022 N3-237/2022, решение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 23.11.2022 N12-290/2022, состоявшиеся в отношении Ветровой Елены Вячеславовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 30 Гатчинского района Ленинградской области от 17.05.2022 N3-237/2022, оставленным без изменения решением судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 23.11.2022 N12-290/2022, генеральный директор ООО "Мебельная оптовая компания" Ветрова Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Ветрова Е.В. просит отменить указанные судебные акты, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
В силу пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Согласно пункту 3 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, должностное лицо которого вправе истребовать документы (информацию) в соответствии с пунктами 1, 2 и 2.1 данной статьи, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля либо что в связи с наличием недоимки и задолженности по пеням и штрафам возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 названного Кодекса (пункт 4 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории проверяемого лица требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку. Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 названного Кодекса.
В соответствии с абзацами 2, 3 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, если порядок их передачи прямо не предусмотрен названным Кодексом. Лицам, на которых названным Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу. В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 2 и 2.1 данной статьи, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Как усматривается из материалов дела, Ветрова Е.В, являясь генеральным директором ООО "Мебельная оптовая компания", находясь по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Карла Маркса, д. 36а, пом. 18, каб. 1, не исполнила требование заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу N о предоставлении документов (информации) от 20.05.2021 в установленный названным требованием срок.
20.05.2021 в ООО "Мебельная оптовая компания" заместителем начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу направлено требование N о представлении в налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня вручения требования следующих документов (информации):
1) договоры купли-продажи следующих векселей ПАО "Промсвязьбанк": ПСБ 04022, ПСБ 104075, ПСБ 104074, ПСБ 104089, ПСБ 104090, ПСБ 104091, ПСБ. 04092, ПСБ 104094, ПСБ 104095, ПСБ 104103, ПСБ 104104, ПСБ 104118, ПСБ 104119, ПСБ 104120, ПСБ 104121, ПСБ 104182, ПСБ 104183, ПСБ 104184, ПСБ 104179, ПСБ 104156, ПСБ 104208, ПСБ 104207, ПСБ 104203, ПСБ 104149, ПСБ 104151, ПСБ 104243, ПСБ 104289, ПСБ 104290, ПСБ 104280, ПСБ 104281, ПСБ 104282, ПСБ 104283, ПСБ 04268, ПСБ 109315, ПСБ 109321, ПСБ 109331, ПСБ 109369, ПСБ 109370, ПСБ 109335, ПСБ 109346, ПСБ 109347, ПСБ 109348, ПСБ 109354, ПСБ 109355, ПСБ 09356, ПСБ 109375, ПСБ 109377, ПСБ 109376, ПСБ 109425, ПСБ 109426, ПСБ 109427, ПСБ 109421, ПСБ 109422, ПСБ 109399, ПСБ 109400, ПСБ 109414, ПСБ 109431, ПСБ 109436, ПСБ 109518, ПСБ 109522, ПСБ 109523, ПСБ 109525, ПСБ 109528, ПСБ 109529, ПСБ 108711, ПСБ 109590, ПСБ 109591, ПСБ 109596, ПСБ 108725, ПСБ 108726, ПСБ 108739, ПСБ 108740, ПСБ 108741, ПСБ 108766, ПСБ 108778, ПСБ 108779, ПСБ108828, ПСБ 108929, ПСБ 108930, ПСБ 109937, ПСБ 109938, ПСБ 109963, ПСБ 109964, ПСБ 109965, ПСБ 109995, ПСБ 109996, ПСБ 108615, ПСБ 108616, ПСБ 108617, ПСБ 108618, заключенные с третьими лицами в 2016-2019 гг. на реализацию (иную передачу) указанных векселей, приобретенных ранее у ПАО "Промсвязьбанк"; акты приема-передачи ООО "Мебельная оптовая компания" векселей ПАО "Промсвязьбанк", указанных выше в пользу третьих лиц в 2016-2019 гг.; платежные поручения (иные документы), подтверждающие получение денежных средств ООО "Мебельная оптовая компания" за вышеуказанные векселя ПАО "Промсвязьбанк" от третьих лиц за 2016-2019 гг.; акты взаимозачетов ООО "Мебельная оптовая компания" с третьими лицами за 2016-2019 гг. по расчетам за векселя ПАО "Промсвязьбанк"; акты сверки расчетов ООО "Мебельная оптовая компания" с третьими лицами за 2016-2019 гг. по расчетам за векселя ПАО "Промсвязьбанк";
2) информацию о цепочке взаимоотношений: ПАО "Промсвязьбанк" -ООО "Мебельная оптовая компания" - Организация (покупатель векселей) -ПАО "Промсвязьбанк" - Организация (погашение векселей).
Требование N о предоставлении документов (информации) от 20.05.2021 получено ООО "Мебельная оптовая компания" 27.05.2021. В течение 10 рабочих дней со дня получения вышеназванного требования указанные в нем документы (информация) не представлены.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения со ссылкой на исполнение требований налогового органа были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, получили оценку со ссылкой на положения норм действующего законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела и обоснованно отвергнуты как несостоятельные.
Согласно Порядку направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@, при получении уведомления об отказе в приеме электронного документа отправитель устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторяет процедуру направления Документа (пункт 19); если отправитель в соответствии с пунктом 18 настоящего Порядка не получил от получателя квитанцию о приеме электронного документа, он направляет получателю Документ на бумажном носителе, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте (пункт 20).
При рассмотрении дела установлено, что 10.06.2021 ООО "Мебельная оптовая компания" была предпринята попытка отправки документов по телекоммуникационным каналам связи. 21.05.2021 организацией изменено место нахождения (188304, Ленинградская область, Гатчинский р-н, г. Гатчина, ул. Карла Маркса, д.36, помещение 18, кабинет 1).Таким образом, с 21.05.2021 ООО "Мебельная оптовая компания" состояло на учете в Межрайонной инспекции ФНС России N7 по Ленинградской области и не могла в данный период представить запрашиваемые сведения посредством телекоммуникационных каналов связи в МИФНС N 22 в связи со снятием с учета с 21.05.2021. МИФНС России N22 по Санкт-Петербургу автоматически отказано в приеме документов, направленных формализованным способом по телекоммуникационным каналам связи, поскольку налогоплательщик в момент отправки на учете не состоял. Однако у заявителя имелась возможность представить запрашиваемые документы в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу иными способами, однако не воспользовался ими.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к этой статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с положениями указанной статьи директор ООО "Мебельная оптовая компания" Ветрова Е.В, не исполнившая надлежащим образом свои служебные обязанности, обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.6 названного кодекса.
Порядок и срок давности привлечения Ветровой Е.В. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Ветровой Е.В. в пределах санкции части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 30 Гатчинского района Ленинградской области от 17.05.2022 N3-237/2022, решение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 23.11.2022 N12-290/2022, состоявшиеся в отношении Ветровой Елены Вячеславовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Ветровой Елены Вячеславовны - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения должностного лица к административной ответственности за непредставление в установленный срок запрашиваемых документов налоговым органом. Жалоба о несостоятельности обвинения была отклонена, так как доказательства подтвердили факт нарушения. Суд установил, что директор не исполнила свои служебные обязанности, и административное наказание было назначено в пределах санкции закона.