Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу заместителя начальника АТХ ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Карелия" ФИО4 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Олонецкого района Республики Карелия от 16.05.2022 N5-362/2022, состоявшееся в отношении администрации Коверского сельского поселения по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка Олонецкого района Республики Карелия от 16.05.2022 N5-362/2022 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Коверского сельского поселения прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, заместитель начальника АТХ ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Карелия" ФИО4, направивший материалы дела мировому судье на рассмотрение, просит об отмене приведенного судебного решения, настаивая на отсутствии оснований для прекращения производства по делу, неправильном применении норм материального права к рассматриваемым правоотношениям.
Администрация Коверского сельского поселения, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче административным органом жалобы на указанные выше акты, в установленный срок возражений на нее не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Основанием для возбуждения в отношении администрации Коверского сельского поселения дела об административном правонарушении по указанной статье послужили изложенные в протоколе должностного лица выводы о том, что 19.02.2022 в 11 час. 10 мин. администрация допустила нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, которое выразилось в наличии на покрытии проезжей части около домов NN 16 А, 18, 19, 20, 21 в д. Нурмолицы Олонецкого района Республики Карелия зимней скользкости в виде рыхлого снега толщиной от 19 см. до 30 см. и более в нарушении требований пункта 8.2 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения мировой судья установил, что протокол об административном правонарушении оформлен в рамках надзора за дорожным движением, который не предусмотрен Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1101 "Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". При этом в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие соблюдение административным органом порядка осуществления надзора в отношении администрации Коверского сельского поселения, установленного Положением от 30.06.2021 N 1101.
Указанные выводы оспариваются должностным лицом, вынесшим постановление.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.34 названного Кодекса, составляет 3 месяца.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении администрации Коверского сельского поселения дела об административном правонарушении, имели место 19.02.2022.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, его виновности в совершении административного правонарушения обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
За пределами срока давности привлечения к административной ответственности содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы об отсутствии в действиях администрации Коверского сельского поселения состава административного правонарушения пересмотру и оценке по существу не подлежат.
Учитывая изложенное, обжалуемое судебное решение отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка Олонецкого района Республики Карелия от 16.05.2022 N5-362/2022, состоявшееся в отношении администрации Коверского сельского поселения по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника АТХ ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Карелия" ФИО4 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд оставил без изменения решение о прекращении дела об административном правонарушении в отношении органа местного самоуправления, установив отсутствие состава правонарушения и истечение срока давности привлечения к ответственности. Суд отметил, что выводы о нарушении не подлежат пересмотру, так как это ухудшает положение ответчика. Жалоба на решение мирового судьи была отклонена.