Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М, судей: Жидковой О.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства администрации городского округа "Город Архангельск" на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 6 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 11 января 2023 года по административному делу N 2а - 3600/2022 по административному исковому заявлению Фрунзе Ю. Н, Фрунзе А. К. о признании незаконным заключения органа опеки и попечительства о невозможности быть кандидатами в опекуны, приемные родители либо усыновители ребенка, оставшегося без попечения родителей, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Фрунзе Ю.Н, Фрунзе А.К. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным заключения Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства администрации городского округа "Город Архангельск" от 19 июля 2022 года N 21-3-96/745 о возможности Фрунзе Ю.Н, Фрунзе А.К. быть кандидатами в опекуны, приемные родители либо усыновители ребенка, оставшегося без попечения родителей, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований указано, что административные истцы обратились в орган опеки о попечительства с заявлением о выдаче заключения, о возможности быть кандидатами в опекуны, приемные родители либо усыновители ребенка, оставшегося без попечения родителей, с необходимым пакетом документов. В оспариваемом заключении органом опеки и попечительства сделан вывод о том, что Фрунзе Ю.Н, Фрунзе А.К. не могут быть кандидатами в опекуны, приемные родители либо усыновители ребенка, оставшегося без попечения родителей. Считают заключение незаконным, не отвечающим требованиям статей 127, 146 Семейного кодекса Российской Федерации, основанным на субъективном мнении органа опеки и попечительства относительно выводов психологической диагностики кандидатов. Какой - либо оценки представленное, административными истцами заключение психофизического центра по результатам психологической диагностики кандидатов органом опеки и попечительства в заключении не дано.
Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от 6 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 11 января 2023 года, административный иск удовлетворен частично, признано незаконным заключение Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства администрации городского округа "Город Архангельск" N 21-3-96/745 от 19 июля 2022 года о возможности Фрунзе Ю.Н, Фрунзе А.К. быть кандидатами в опекуны, приемные родители либо усыновители ребенка, оставшегося без попечения родителей. Суд обязал повторно рассмотреть заявление Фрунзе Ю.Н, Фрунзе А.К. быть кандидатами в опекуны, приемные родители либо усыновители ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 11 апреля 2023 года, Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства администрации городского округа "Город Архангельск" просит об отмене судебных постановлений, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований, настаивая на доводах, изложенных в апелляционной жалобе и не соглашаясь с оценкой судами представленных доказательств.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что административные истцы Фрунзе Ю.Н. и Фрунзе А.К. обратились в орган опеки и попечительства с заявлением о выдаче заключения о возможности быть кандидатами в опекуны, приемные родители либо усыновители ребенка, оставшегося без попечения родителей, представив заявление и документы, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении "данные изъяты" граждан", в том числе, документы, ранее рекомендованные органом опеки и попечительства - результаты прохождения дополнительной психологической диагностики с целью определения мотивов и желаний кандидатов готовности принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Органом опеки и попечительства проведено обследование условий жизни семьи Фрунзе, по результатам которого составлен и утвержден акт об удовлетворительных условиях жизни Фрунзе Ю.Н, Фрунзе А.К.
19 июля 2022 года органом опеки и попечительства дано заключение N 21-3-96/745, согласно выводам которого Фрунзе Ю.Н, Фрунзе А.К. в настоящее время не могут быть кандидатами в опекуны, приемные родители либо усыновители ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Не согласившись с указанным заключением, административные истцы обратились в суд.
Удовлетворяя требования в части и возлагая на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть обращение административных истцов, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что указаний на то, какие именно личные качества административных истцов явились основанием для принятия обжалуемого решения, заключение не содержит, кроме того, личностные характеристики административных истцов, отраженные в представленном ими в орган опеки и попечительства заключении психофизического центра, оценки не получили.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации подбор и подготовка приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", а также статьей 146 Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" к полномочиям органов опеки и попечительства относятся установление опеки или попечительства; подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.
В соответствии с частью 3 указанной статьи по вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями "данные изъяты" граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, и перечень документов, представляемых ими в целях назначения их опекунами или попечителями "данные изъяты" граждан, а также сроки рассмотрения таких документов органами опеки и попечительства установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении "данные изъяты" граждан" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил гражданин, выразивший желание стать опекуном, подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой о назначении его опекуном с приложением необходимых документов, указанных в пункте 3 Правил.
В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, проводит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном (пункт 8 Правил).
При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание - стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно - бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения сложившиеся между членами семьи заявителя.
Таким образом, орган опеки и попечительства при решении вопроса о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) обязан установить наличие (отсутствие) обстоятельств, препятствующих гражданину выполнять указанные обязанности в силу прямого запрета, установленного нормами Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации, и при их отсутствии проанализировать предоставленные гражданином и подтвержденные документально сведения о себе, своей семье, материальных и бытовых условиях жизни, которые позволили бы органам опеки и попечительства сделать заключение о возможности или невозможности гражданина быть опекуном.
В соответствии с пунктом 9 Правил орган опеки и попечительства на основании сведений, документов, приложенных гражданами к заявлению, и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (решение о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.
Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном - в форме заключения.
Судами установлено, что в оспариваемом заключении не содержится сведений о том, какие именно обстоятельства, препятствуют в силу статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации административным истцам быть кандидатами в опекуны, приемные родители либо усыновители ребенка, оставшегося без попечения родителей, Выводы органа опеки и попечительства основаны на признании им недостоверными результатов диагностики, проведенной государственным бюджетным учреждением Архангельской области "Архангельский центр помощи детям "Лучик"" в отношении Фрунзе Ю.Н, Фрунзе А.К.
В то же время представленное заявителями заключение психофизического центра "Псифизис" от 26 марта 2022 года по результатам психологической диагностики Фрунзе Ю.Н, Фрунзе А.К. должной оценки в оспариваемом заключении органа опеки и попечительства не получило.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу.
Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Судебные акты, отвечают нормам материального права, постановлены при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы возражения, апелляционная жалоба, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 6 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 11 января 2023 года по административному делу N 2а - 3600/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства администрации городского округа "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 6 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 11 января 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.