Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России и ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным Верховного Суда Республики Коми от 01 сентября 2022 года по административному делу N 2а-2779/2022 по административному исковому заявлению Торлопова А. С. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, Управлению ФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и ФСИН России о признании действий незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Торлопов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России с требованиями о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в изоляторе в период с 03 июня 2021 года по настоящее время в размере 800000 рублей, в обоснование которого указал, что в период его содержания в следственном изоляторе отсутствовало горячее водоснабжение, камеры изолятора были переполнены и нормы площади на одного человека были нарушены, санитарно-гигиенические условия и требования были ненадлежащими, качество питания было низким, отсутствовало естественное освещение, велось круглосуточное видеонаблюдение, не оказана надлежащая медицинская помощь.
Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России и ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным Верховного Суда Республики Коми от 01 сентября 2022 года административные исковые требования Торлопова А.С. удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившееся в частичном не обеспечении надлежащих условий содержания Торлопова А.С. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике, установленных законодательством Российской Федерации. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Торлопова А.С. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 9500 рублей. В удовлетворении остальной части административных исковых требований Торлопова А.С. к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, ненадлежащее оказание медицинской помощи, отказано
На вступившие в законную силу судебные постановления административные ответчики подали кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти или местного самоуправления и их должностных лиц возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, созданием препятствий к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или незаконным возложением на них каких-либо обязанностей.
Условия и порядок содержания под стражей регламентированы Федеральным законом N 103-ФЗ от 15 июля 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189 (далее - Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов).
Согласно статье 4 Федерального закона N 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
Покамерное перемещение заключенных под стражу лиц производится в целях соблюдения положений статей 23 и 33 Федерального закона N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Согласно статье 17.1 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 и 14 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материальнобытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ). В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц.
Пунктом 2 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы утверждены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189 (далее - Правила), установлено, что в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Согласно пункту 19.1 СП 247.1325800.2016 Свод правил "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 апреля 2016 года N 245/пр и введен в действие с 4 июля 2016 года, здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 ("Внутренний водопровод и канализация зданий"), СП 31.13330 ("Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"), СП 32.13330 ("Канализация. Наружные сети и сооружения"), СП 118.13330 ("Общественные здания и сооружения").
В силу положений пункта 19.5 Свода правил СП 247.1325800.2016 подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: 1) к умывальникам - в камерах, помещениях медицинской части, в помещениях для хранения уборочного инвентаря, в бытовых комнатах, в уборных для персонала СИЗО и уборных при блоке комнат свиданий, в помещениях фотодактилоскопии, в комнатах чистки оружия, в помещениях аккумуляторной, комнатах для хранения и мытья инвентаря, применяемого для проверки передач, в комнатах обыска сборного отделения, в постирочных; 2) к мойкам (ваннам) - в комнатах мытья и хранения посуды; 3) к душевым сеткам - в душевых и санпропускнике; 4) к поливочным кранам; 5) в зданиях - прачечной, пищеблока, столовой, кухни, городка для содержания служебных собак.
Из положений пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, следует, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением; подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Пунктом 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10 июня 2010 года N 64 (утративших силу с 01.03.2021, однако действовавших в период спорных правоотношений), предусмотрено в жилых зданиях хозяйственнопитьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом
Минюста Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста от 22 октября 2018 года N 217-дсп.
Таким образом, обеспечение горячим водоснабжением уголовно-исполнительной системы является обязательным, неисполнение данного требования в зданиях учреждений, введенных в эксплуатацию с принятия Свода правил и Инструкции, ставят в неравное положение осуждённых, содержащихся в данных учреждениях, с лицами, которые содержатся в зданиях пенитенциарной системы, веденных в эксплуатацию после 2003 года. При этом, обеспечение помывки один раз в семь дней, предусмотренное пунктом 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов не может обеспечить осужденному надлежащую возможность личной гигиены в удовлетворительной степени.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, Торлопов А.С. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 03 июня 2021 года по 29 июля 2021 года и с 14 октября 2021 года по 25 февраля 2022 года. В период с 29 июля 2021 года по 14 октября 2021 года находился в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
В связи с вступлением 20 июля 2021 года в законную силу приговора мирового судьи Тентюковского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми от 03 июня 2021 года, Торлопов А.С. с 14 октября 2021 года по 25 февраля 2022 года содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в порядке статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Согласно таблице покамерного размещения, в период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми Торлопов А.С. размещался в следующих камерах учреждения: NN 68, 85, 88, 84, 74, 88, 74, 2, 53, 40, 41, 83.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные административные исковые требования, установив, что условия содержания административного истца частично не соответствовали требованиям действующего законодательства в части необеспечения горячим водоснабжением и нарушением нормы площади на одного человека при содержании административного истца под стражей, пришёл к выводу о нарушении условий содержания истца в следственном изоляторе, которые влекут присуждение денежной компенсации в размере 9500 рублей.
Иных нарушений условий содержания, на которые ссылался административный истец, суд первой инстанции не установил, отклонив доводы административного иска по изложенным в решении мотивам.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми, проверяя законность решения суда первой инстанции, согласилась с приведёнными выше выводами по следующим основаниям.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 апреля 2016 года N 245/пр утвержден и введен в действие с 4 июля 2016 года Свод правил "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования". Данный Свод правил зарегистрирован Росстандартом 24 мая 2016 года, имеет номер СП 247.1325800.2016.
Пунктом 19.1 СП 247.1325800.2016 предусмотрено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 ("Внутренний водопровод и канализация зданий"), СП 31.13330 ("Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"), СП 32.13330 ("Канализация. Наружные сети и сооружения"), СП 1 18.13330 ("Общественные здания и сооружения").
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10 июня 2010 года N 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 2 июня 2013 года N 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп. Согласно п. 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
С учетом изложенного, исходя из анализа указанных положений Свода правил, СанПиН 2.1.2.2645-10 и Инструкции, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обеспечение горячим водоснабжением учреждений уголовно-исполнительной системы является обязательным, неисполнение данного требования в зданиях учреждений, введенных в эксплуатацию до принятия Свода правил и Инструкции, ставят в неравное положение лиц, содержащихся в данных учреждениях, с лицами, которые содержатся в зданиях пенитенциарной системы, веденных в эксплуатацию после 2003 года, так как посещение душа один раз в семь дней, предусмотренное пунктом 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, не может обеспечить осужденному надлежащую возможность поддержания личной гигиены в удовлетворительной степени.
Отсутствие горячего водоснабжения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 03 июня 2021 года по 29 июля 2021 года, а также с 14 октября 2021 года по 25 февраля 2022 года является существенным нарушением условий содержания, и влечет для административного истца определенный уровень страданий, подлежащий соответствующей компенсации в соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом ежедневная выдача в установленное время горячей воды для стирки и гигиенических целей и кипяченой воды для питья с учетом потребности содержащихся в следственном изоляторе лиц не свидетельствуют об отсутствии нарушений прав административного истца, а подлежат учету при определении размера присужденной компенсации.
Судебная коллегия также не находит оснований не согласиться с выводами суда о нарушении условий содержания, выразившихся в нарушении санитарной нормы площади.
В силу части 5 статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью 1 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров.
В силу части 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В силу статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в случае перевода осужденного к лишению свободы в следственный изолятор, осужденный содержится в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N ЮЗ- ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и на условиях отбывания им наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Согласно таблице покамерного размещения, в период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми Торлопов А.С. содержался следующим образом: - с 03 июня 2021 года по 04 июня 2021 года находился в сборном отделении; - с 04 июня 2021 года по 05 июня 2021 года в камере 68, площадью 17, 3 кв.м, где содержалось 5 человек; - с 05 июня 2021 года по 09 июня 2021 года в камере 85, площадью 17, 6 кв.м, где содержалось 3-4 человека; - с 09 июня 2021 года по 11 июня 2021 года в камере 88, площадью 24, 1 кв.м, где содержалось 6 человек; - с 11 июня 2021 года по 20 июня 2021 года в камере 88, площадью 24, 1 кв.м, где содержалось 7-8 человек; - с 20 июня 2021 года по 27 июня 2021 года в камере 88, площадью 24, 1 кв.м, где содержалось 6 человек; - с 27 июня 2021 года по 02 июля 2021 года в камере 84, площадью 26, 2 кв.м, где содержалось 3-6 человек; - с 02 июля 2021 года по 07 июля 2021 года в камере 84, площадью 26, 2 кв.м, где содержалось 7 человек; - с 07 июля 2021 года по 22 июля 2021 года в камере 84, площадью 26, 2 кв.м, где содержалось 5-6 человек; - с 22 июля 2021 года по 27 июля 2021 года в камере 84, площадью 26, 2 кв.м, где содержалось 7 человек; - с 27 июля 2021 года по 29 июля 2021 года в камере 74, площадью 39, 8 кв.м, где содержалось 12-14 человек; - с 14 октября 2021 года по 15 октября 2021 года находился в сборном отделении; - с 15 октября 2021 года по 17 октября 2021 года в камере 88, площадью 24, 1 кв.м, где содержалось 7 человек; - с 17 октября 2021 года по 02 ноября 2021 года в камере 74, площадью 39, 8 кв.м, где содержалось 6-12 человек; - с 02 ноября 2021 года по 03 ноября 2021 года в камере 2, площадью 15.1 кв.м, где содержался 1 человек; - с 03 ноября 2021 года по 26 ноября 2021 года в камере 53, площадью 10, 6 кв.м, где содержался 1 человек; - с 26 ноября 2021 года по 06 декабря 2021 года в камере 74, площадью 39, 8 кв.м, где содержалось 8-9 человек; - с 06 декабря 2021 года по 29 декабря 2021 года в камере 40, площадью 37, 9 кв.м, где содержалось
8-10 человек; - с 29 декабря 2021 года по 26 января 2022 года в камере 41, площадью 31, 6 кв.м, где содержалось 6-8 человек; - с 27 января 2022 года по 16 февраля 2022 года в камере 83, площадью 24, 2 кв.м, где содержалось 6-8 человек.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии нарушений условий содержания в период содержания административного истца под стражей до вступления в законную силу приговора суда.
Судом апелляционной инстанции правильно отклонены ссылки на то, что периодическое нарушение нормы санитарной площади в камерах является несущественным, поскольку проверяя доводы административного иска о несоблюдении нормы площади на одного осужденного в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми руководствовался нормами статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на основании представленных административными ответчиками доказательств, сделал верный вывод о том, что норма площади на одного человека не соответствовала приведённым выше требованиям действующего законодательства. При этом превышение лимитов наполнения камер влечет грубое несоответствие требованиям законодательства в сфере материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся в следственном изоляторе.
Доводы административных ответчиков об обратном основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Установив факт содержания административного истца в следственном изоляторе в ненадлежащих условиях (отсутствие горячего водоснабжения, а также несоблюдения норм санитарной площади на одного человека), судебная коллегия находит правильным выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что данные обстоятельства являются основаниями для признания факта причинения истцу физических и нравственных страданий в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, а равно наличии оснований для взыскания денежной компенсации.
Суд первой инстанции обоснованно взыскал в пользу административного истца компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 9500 рублей.
Исчисленный судом размер компенсации в сумме 9500 рублей отвечает принципам разумности и справедливости, и предписанным законом критериям, оснований для его изменения судебной коллегией не установлено.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным Верховного Суда Республики Коми от 01 сентября 2022 года по административному исковому заявлению Торлопова А. С. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, Управлению ФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и ФСИН России о признании действий незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России и ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России - без удовлетворения.
Решение 17 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным Верховного Суда Республики Коми от 01 сентября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.