Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Мальцевой Е.Г, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ 11 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 июня 2022 года (N 2а-1264/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 октября 2022 года по административному исковому заявлению Мамонтова А.А. к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в ненадлежащем оказании медицинской помощи, взыскании денежной компенсации.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мамонтов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным и дополненным в ходе рассмотрения дела, к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в ненадлежащем оказании медицинской помощи в период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми с 26 мая 2017 года по день обращения в суд с иском - 29 октября 2021 года, взыскании денежной компенсации в размере 3 000 000 рублей, указав в обоснование требований, что имеет заболевание " "данные изъяты"", в оспариваемый период нахождения в местах лишения свободы надлежащее медицинское обследование и лечение по данному заболеванию ему не оказывалось, что повлекло ухудшение состояния здоровья, развитие ряда хронических заболеваний ("данные изъяты"), нравственные и физические страдания.
Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчиков Российская Федерация в лице ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Республике Коми.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 октября 2022 года, административный иск Мамонтова А.А. удовлетворен частично. Признаны незаконными действия (бездействие) ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в части ненадлежащего оказания Мамонтову А.А. медицинских услуг в период с 29 мая 2017 года по 29 октября 2021 года. Взыскана с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Мамонтова А.А. компенсация за ненадлежащее оказание медицинских услуг в размере 9 000 рублей. В удовлетворении исковых требований Мамонтова А.А. к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащее оказание медицинских услуг отказано. В удовлетворении требований Мамонтова А.А. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными действий по ненадлежащему оказанию медицинских услуг отказано.
В кассационной жалобе на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 октября 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 10 апреля 2023 года, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ 11 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми ставят вопрос об отмене судебных актов, настаивая на отсутствии нарушений прав административного истца, влекущих взыскание компенсации, пропуске им срока обращения в суд, ненадлежащей оценке доказательств, необходимости рассмотрения дела в порядке гражданского процессуального законодательства с участием прокурора.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что в период с 29 мая 2017 года по день обращения в суд с настоящим иском - 29 октября 2021 года Мамонтов А.А. содержался в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми. В указанный период Мамонтов А.А. наблюдался в филиалах ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, дислоцирующихся на территории Республики Коми.
Разрешая заявленные требования, суды установив, что в период содержания в учреждениях УФСИН России по Республике Коми Мамонтову А.А. ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России оказана медицинская помощь с нарушениями действующих порядков и стандартов оказания медицинской помощи, выразившимися в непроведении необходимого объема обследования с целью исключения или подтверждения диагноза "данные изъяты" непроведении минимального объема обследования с целью диагностики и установления точного диагноза при предъявлении жалоб на "данные изъяты"", пришли к выводу о наличии оснований для присуждения Мамонтову А.А. компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
При этом приняли во внимание обстоятельства дела, характер дефектов оказания медицинской помощи, степень и продолжительность нарушения прав административного истца, отсутствие факта причинения вреда его здоровью, определили компенсацию в размере 9 000 рублей.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Порядка оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, с надлежащей оценкой собранных по делу доказательств, в том числе заключением проведенной по делу комиссионной судебно-медицинской экспертизы ГБУЗ РК "Бюро судебно-медицинской экспертизы" N 03/56-22/119-22 (п).
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания с пользу Мамонтова А.А. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, не способствующим восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца, суд кассационной инстанции не находит.
Довод кассационной жалобы о необходимости рассмотрения дела в порядке гражданского процессуального законодательства был предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, получил надлежащую правовую оценку, как несостоятельный.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ 11 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 октября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 30 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.