Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Жидковой О.В, Рябинина К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Воробьева В.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным Верховного Суда Республики Коми от 10 октября 2022 года по административному делу N 2а-5496/2022 по административному исковому заявлению Воробьева В.В. к Государственному Совету Республики Коми, председателю Государственного Совета Республики Коми Усачеву С.А, Постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике, председателю Постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике Жарикову В. С. о признании незаконными постановления и решения.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Воробьёва В.В. - Никулина А.В, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воробьёв В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному Совету Республики Коми о признании незаконным и отмене постановления от 24 марта 2022 N VII-5/27 "О рассмотрении вопроса, связанного с нарушением депутатом Государственного Совета Республики Коми Воробьёвым В.В. правил депутатской этики", возложении обязанности отменить постановление Государственного Совета Республики Коми от 24 марта 2022 года N VII- 5/27, в месячный срок со дня вступления в законную силу решения по делу сообщить в суд и административному истцу об устранении допущенных нарушений, обратить решение к немедленному исполнению, в обоснование которого указал, что 22 марта 2022 года Постоянной комиссией по Регламенту и депутатской этике Государственного Совета Республики Коми принято решение N 1 "О результатах рассмотрения предложения
Председателя Государственного Совета Республики Коми Усачёва С.А. и обращений Артеева С.В, Дегтяревой Л.Н. и Беляцкого Ю.Е, поступивших в Постоянную комиссию Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике". Как следует из указанного решения, комиссия, рассмотрев ряд обращений, признала факт неоднократного нарушения депутатом Государственного Совета Республики Коми Воробьёвым В.В. правил депутатской этики, предусмотренных частью 2 статьи 112 Регламента. Нарушения комиссия усмотрела в оценке деятельности депутатов - членов фракции "Единая Россия", входящих в Президиум Государственного Совета Республики Коми, как "печальное сочетание сервильности с трусостью" в телеграмм-канале t.me/justicepoet, и в назначении ему Невским районным судом города Санкт-Петербурга административного наказания за совершение им административного правонарушения, а также в негативных высказываниях в отношении специальной военной операции на Украине. В оспариваемом решении - Постоянной комиссии по Регламенту и депутатской этике нарушением депутатской этики признано выражение Воробьёвым В.В. несогласия с действиями фракции "Единая Россия", а также с проводимой федеральными властями внешней политикой, при этом, депутат не может быть привлечен к ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий в соответствии с положениями пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Само по себе выражение точки зрения, отличной от главенствующей в республиканском парламенте, не может считаться нарушением действующего законодательства, в том числе, депутатской этики. В оспариваемых решениях Постоянной комиссии и постановлении Государственного Совета Республики Коми не приведено обстоятельств, позволяющих прийти к выводу о том, что форма его высказываний нарушила этические нормы, требующие уважения достоинства других лиц. Постановление Невского районного суда города Санкт-Петербурга, которым ему назначено административное наказание в виде административного ареста, не могло быть предметом обсуждения и оценки Государственного Совета Республики Коми, поскольку не вступило в законную силу. При таких обстоятельствах, постановление Государственного Совета Республики Коми от 24.03.2022 N VI1-5/27 "О рассмотрении вопроса, связанного с нарушением депутатом Государственного Совета Республики Коми Воробьёвым В.В. правил депутатской этики" не может быть признано законным и подлежит отмене.
В ходе судебного разбирательства административный истец Воробьёв В.В. заявленные административные требования изменил, просил признать незаконными решение Постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике от 22 марта 2022 года N 1 "О результатах рассмотрения предложения Председателя
Государственного Совета Республики Коми Усачёва С.А. и обращений Артеева С.В, Дегтярёвой Л.Н. и Беляцкого Ю.Е, поступивших в Постоянную комиссию Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике"; постановление Государственного Совета Республики Коми от 24 марта 2022 года N VII-5/27 "О рассмотрении вопроса, связанного с нарушением депутатом Государственного Совета Республики Коми Воробьёвым В.В. правил депутатской этики". Просил обязать Государственный Совет Республики Коми в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда сообщить в суд и административному истцу об устранении допущенных нарушений.
Определением суда к участию в административном деле в качестве административных ответчиков привлечены председатель Государственного Совета Республики Коми Усачёв С.А, Постоянная комиссия Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике, председатель Постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике Жариков В.С.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным Верховного Суда Республики Коми от 10 октября 2022 года в удовлетворении иска Воробьёву В.В. отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административные ответчики подали кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 06.10.1999 N 184- ФЗ "Об общих принципах организации законодательных представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшего на момент вынесения обжалованных судебных актов, (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1).
Правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации. При этом заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (пункт 11 статьи 4 Федерального закона N 184-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что постановлением законодательного (представительного) органа, государственной власти субъекта Российской Федерации принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности (подпункт "а"), оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "и").
В соответствии со статьей 71 Конституции Республики Коми Государственный Совет Республики Коми (далее Государственный Совет) является постоянно действующим высшим и единственным представительным и законодательным органом власти Республики Коми. Государственный Совет Республики Коми состоит из 30 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Коми и обладающими активным избирательным правом в соответствии с федеральным законом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Государственный Совет Республики Коми избирается сроком на пять лет. Государственный Совет Республики Коми самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально- технического и финансового обеспечения своей деятельности.
Статьей 72 Конституции Республики Коми установлено, что Государственный Совет Республики Коми осуществляет свою деятельность в форме сессий, состоящих из заседаний, а также заседаний комитетов, иных органов Государственного Совета. Заседание Государственного Совета правомочно, если в его работе участвуют не менее двух третей от установленного числа депутатов.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Республики Коми от 17.11.2010 N 129-РЗ "О Государственном Совете Республики Коми" статус депутата, его права, обязанности, гарантии, условия осуществления депутатской деятельности, ограничения, связанные с депутатской деятельностью, определяются федеральным законодательством, Конституцией Республики Коми, законом Республики Коми.
Согласно статье 1 Закона Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми", депутатом является избранный гражданами в соответствии с законодательством о выборах представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственном Совете Республики Коми (далее - Государственный Совет) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Коми, Законом Республики Коми "О Государственном Совете Республики Коми", настоящим Законом, другими законодательными актами. Правила депутатской этики устанавливаются в Регламенте Государственного Совета. Нарушения депутатом правил депутатской этики рассматриваются в порядке, установленном Регламентом Государственного Совета.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 184-ФЗ статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
В силу положений статьи 15 Закона Республики Коми "О Государственном Совете Республики Коми" Государственный Совет может образовывать из числа депутатов постоянные комиссии Государственного Совета (далее - постоянные комиссии) по определенным направлениям деятельности Государственного Совета, которые являются органами Государственного Совета и подотчетны ему. Постоянные комиссии осуществляют подготовку, предварительное рассмотрение проектов правовых актов и иных вопросов по направлениям своей деятельности, обладают иными полномочиями в соответствии с Регламентом и (или) положением(ями) о постоянных комиссиях, утверждаемым(и) Государственным Советом. Постоянные комиссии образуются на срок полномочий Государственного Совета. Постоянную комиссию возглавляет председатель постоянной комиссии Государственного Совета (далее - председатель постоянной комиссии). Председатель постоянной комиссии работает на профессиональной постоянной основе. Государственный Совет может избрать заместителя председателя постоянной комиссии.
Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 18.12.2002 N II-10/98 принят Регламент Государственного Совета Республики Коми (далее Регламент).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 112 Регламента депутатская этика означает совокупность норм и правил поведения депутата Государственного Совета Республики Коми, которыми он руководствуется в своей деятельности. Депутат Государственного Совета уважает достоинство других депутатов Государственного Совета, а также должностных лиц и граждан, воздерживается от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, представляемых им избирателей и законодательный орган, в состав которого он избран. Депутаты Государственного Совета осуществляют свою деятельность на основе принципов депутатской этики, установленных в части 1 статьи 10 Закона Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми".
Частью 11 статьи 112 Регламента установлено, что вопросы, связанные с нарушением норм настоящего Регламента и депутатской этики, а также неисполнением депутатских обязанностей рассматривает постоянная комиссия по Регламенту и депутатской этике: по предложению
Председателя Государственного Совета Республики Коми, его заместителей или председателей комитетов; по собственной инициативе; по письменному заявлению депутата Государственного Совета, группы депутатов Государственного Совета, избирателей.
Частью 11-1 статьи 112 Регламента (в редакции Постановления Государственного Совета Республики Коми от 18.02.2021 N VII-2/24) предусмотрено, что в случае установления факта нарушения депутатом Государственного Совета правил депутатской этики Постоянная комиссия по Регламенту и депутатской этике вправе: 1) указать депутату Государственного Совета на недопустимость нарушения правил депутатской этики; 2) предложить депутату Государственного Совета принести публичные извинения за нарушение правил депутатской этики; 3) принять решение о рассмотрении данного вопроса на заседании Государственного Совета с рекомендацией о сообщении о факте нарушения депутатом Государственного Совета правил депутатской этики в средствах массовой информации и (или) лишении депутата Государственного Совета права выступления на заседании (заседаниях) Государственного Совета.
По результатам рассмотрения предложений и заявлений Постоянная комиссия по Регламенту и депутатской этике доводит принятое ею решение до сведения заявителя и (или) депутатов Государственного Совета либо вносит предложение о рассмотрении данного вопроса на заседании Государственного Совета. Рассмотрение вопросов депутатской этики на заседании Государственного Совета проводится в закрытом режиме (часть 12 статьи 112 Регламента).
Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 18.06.2008 N IV-3/128 утверждено Положение о Постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике (далее - Положение).
Разделом II Положения предусмотрено, что к ведению комиссии относятся, в числе прочего, вопросы, связанные с депутатской этикой; комиссия готовит предложения и проекты нормативных актов по вопросам Регламента Государственного Совета, депутатской этики и статуса депутатов.
Комиссией руководит председатель комиссии, который осуществляет свою деятельность на профессиональной постоянной основе (пункт 7 раздела IV).
Разделом VII предусмотрен порядок работы комиссии. Основной формой работы комиссии является заседание комиссии (пункт 14). День, время, место проведения, план заседания комиссии определяются председателем комиссии и доводятся до депутатов - членов комиссии (пункт 17). На заседание комиссии в обязательном порядке приглашаются лица, которых касается рассматриваемый на заседании вопрос, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6-1 пункта 5 и пунктом 32-1 настоящего Положения (пункт 20). Комиссия большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии вправе принять решение о проведении закрытого заседания, а также о рассмотрении некоторых вопросов в закрытом режиме (пункт 24). Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комиссии (пункт 26).
Пунктом 29 предусмотрена процедура обсуждения и принятия решения по вопросу, включенному в план заседания комиссии: 1) доклад по обсуждаемому вопросу; 2) ответы докладчика на вопросы; 3) обмен мнениями членов комиссии; 4) обсуждение и согласование замечаний, предложений, результатов экспертиз по рассматриваемому вопросу; 5) принятие решения.
По рассматриваемым вопросам комиссия большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии принимает решения, а в случаях, предусмотренных настоящим Положением, дает отзывы (пункт 31 Положения).
Решения комиссии по вопросам, рассматриваемым на заседании Государственного Совета, доводятся до Государственного Совета на заседании Государственного Совета при рассмотрении соответствующего вопроса председателем ответственного комитета, а при необходимости председателем или уполномоченным членом комиссии. Иные решения комиссии доводятся до Председателя Государственного Совета, заинтересованных лиц, а по поручению Председателя Государственного Совета до всех депутатов Государственного Совета и иных лиц (пункт 32 Положения).
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, Воробьёв В.В. является депутатом Государственного Совета Республики Коми VII созыва.
Основанием для проведения заседания 22 марта 2022 года Постоянной комиссии по Регламенту и депутатской этике (далее - Комиссии) явились следующие документы: - предложение Председателя Государственного Совета Республики Коми Усачёва С.А. от 17.02.2022 о рассмотрении публикации депутата Государственного Совета Воробьёва В.В. в системе мгновенного обмена сообщениями Telegram от 10.02.2022; - письменное обращение депутата Государственного Совета Республики Коми Артеева С.В. от 10.03.2022 N А-11/2022 о назначении постановлением Невского районного суда города Санкт-Петербурга депутату Государственного Совета Воробьёву В.В. административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; письменные обращения избирателей относительно публикации видеообращения и высказываний депутата Государственного Совета Воробьёва В.В. в системе мгновенного обмена сообщениями Telegram от 01.03.2022 и в социальной сети "ВКонтакте" от 28.02.2022, в которых Воробьёв В.В. негативно высказался в отношении специальной военной операции на Украине (обращения граждан Дегтяревой Л.Н. от 01.03.2022 и Беляцкого Ю.Е. от 06.03.2022).
Депутату Государственного Совета Воробьёву В.В. было направлено письменное приглашение на заседание Комиссии, назначенное на 22.03.2022, с приложением необходимых материалов, посредством системы электронного документооборота Республики Коми 14.03.2022 на электронную почту депутата Воробьёва В.В. v.v.vorobyov@gs.rkomi.ru.
Заседание Комиссии по Регламенту от 22.03.2022 было правомочным, поскольку на нем присутствовало 6 из 8 депутатов, решение принято в соответствии с абзацем вторым части 12 статьи 112 Регламента, что свидетельствует о соблюдении требований, предусмотренных Положением о комиссии и Регламентов. Воробьев В.В. в заседании Комиссии участия не принимал, поскольку в период с 07.03.2022 по 21.03.2022 отбывал наказание в виде административного ареста в спецприемнике ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу.
По результатам рассмотрения поступивших в Комиссию предложения Председателя Государственного Совета, обращения депутата Артеева С.В, обращений граждан Дегтяревой Л.Н. и Беляцкого Ю.Е. Комиссия единогласно решилапризнать факт неоднократного нарушения депутатом Воробьёвым В.В. правил депутатской этики, предусмотренных частью 2 статьи 112 Регламента, внести вопрос о нарушении депутатом Воробьёвым В.В. правил депутатской этики на рассмотрение очередного заседания Государственного Совета и рекомендовать Государственному Совету лишить депутата Воробьёва В.В. права выступления на двух ближайших заседаниях Государственного Совета (решение от 22.03.2022 N 1). Решение Комиссии в соответствии с полномочиями, установленными подпунктом 4 пункта 8 Положения, подписано Председателем Комиссии Жариковым В.С.
В ходе обсуждения повестки дня заседания Государственного Совета, дополнительный вопрос N 2 "О рассмотрении решения Постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике от 22 марта 2022 года N 1, касающегося нарушения депутатом Государственного Совета Республики Коми Воробьевым В.В. правил депутатской этики" по предложению председателя Постоянной комиссии по Регламенту и депутатской этике Жарикова В.С, что предусмотрено нормами статьи 41, части 12 статьи 112 Регламента, включен в повестку дня заседания по результатам процедурного голосования (за - 22, против - 2, воздержались - 1, не голосовали - 1).
24 марта 2022 года на II заседании V сессии Государственного Совета VII созыва было рассмотрено решение Комиссии от 22.03.2022 N 1, связанное с нарушением депутатом Воробьёвым В.В. правил депутатской этики, на котором Государственный Совет Республики Коми оценил действия Воробьёва В.В. как нарушение правил депутатской этики, и большинством голосов решиллишить депутата Воробьёва В.В. права выступления на двух ближайших заседаниях Государственного Совета. Поскольку на II заседании V сессии Государственного Совета VII созыва 24 марта 2022 года присутствовало 26 из 30 депутатов, то кворум для проведения заседания имелся. Оспариваемые решение Комиссии и Постановление Государственного Совета Республики Коми не носили нормативного характера и касались внутреннего распорядка деятельности Государственного Совета Республики Коми.
Как следует из стенографического отчета II заседания V сессии Государственного Совета VII созыва 24.03.2022, голосование по вопросу принятия Постановления Государственного Совета Республики Коми о лишении депутата Государственного Совета Республики Коми Воробьёва В.В. права выступления на двух ближайших заседаниях Государственного Совета Республики Коми (включая II заседание V сессии Государственного Совета Республики Коми VII созыва) состоялось следующим образом: за - 22; против - 4; воздержались - 0; не голосовали - 0.
Постановление Государственного Совета Республики Коми от 24.03.2022 N VII-5/27 "О рассмотрении вопроса, связанного с нарушением депутатом Государственного Совета Республики Коми Воробьёвым В.В. правил депутатской этики" подписано Председателем Государственного Совета в силу полномочий, предоставленных ему пунктом 3 части 3 статьи 11 Закона Республики Коми от 17.11.2010 N 129-РЗ "О Государственном Совете Республики Коми". В соответствии с пунктом 2 указанное Постановление вступило в силу с момента его принятия, то есть 24 марта 2022 года. Названные меры в отношении депутата Государственного Совета Республики Коми были применены в установленный срок, поскольку срок их применения истекал 21 апреля 2022 года.
Разрешая заявленные административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции правильно и обоснованно исходил из того, что оспариваемые решение Комиссии и Постановление Государственного Совета Республики Коми соответствуют положениям вышеприведенных нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, приняты в пределах предоставленных соответствующим должностным лицам и органам полномочий, в предусмотренном законом порядке, при наличии кворума при принятии соответствующих решений, большинством голосов депутатов, присутствовавших на заседаниях, в связи с чем, пришел к правильному и обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых решения и постановления незаконными.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми, проверяя законность решения суда первой инстанции, согласилась с содержащимися в нём выводами.
Оценивая законность решения постоянной комиссии от 22 марта 2022 года как решения, носящего рекомендательный характер, не нарушающего прав, свобод и законных интересов административного истца, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
По смыслу положений пункта 11 статьи 112 Постановления Государственного Совета Республики Коми от 18.12.2002 N II-10/98 "О Регламенте Государственного Совета Республики Коми" рассмотрение вопросов, связанных с нарушением депутатской этики, само по себе, является обязанностью постоянной комиссии, при условии, что такие вопросы поставлены по собственной инициативе, поступили по предложению Председателя Государственного Совета Республики Коми, его заместителей или председателей комитетов либо по письменному заявлению депутата Государственного Совета, группы депутатов Государственного Совета, избирателей.
В случае установления факта нарушения депутатом Государственного Совета правил депутатской этики Постоянная комиссия по Регламенту и депутатской этике вправе принять одно из решений, в том числе, принять решение о рассмотрении вопроса, связанного с нарушением депутатской этики на заседании Государственного Совета с рекомендацией о сообщении о факте нарушения депутатом Государственного Совета правил депутатской этики в средствах массовой информации и (или) лишении депутата Государственного Совета права выступления, слова на заседании (заседаниях) Государственного Совета, его органов на определенный срок (пункт 11.1). Принятое по результатам рассмотрения предложений и заявлений решение Постоянная комиссия по Регламенту и депутатской этике решение доводит до сведения заявителя и (или) депутатов Государственного Совета либо вносит предложение о рассмотрении данного вопроса на заседании Государственного Совета (пункт 12).
Таким образом, рассмотрение вопросов, связанных с нарушением депутатской этики при поступлении таких сведений является обязанностью Постоянной комиссии, которое в случае установления факта нарушения депутатом Государственного Совета правил депутатской этики вправе на своем заседании принять одно из решений, в том числе, с рекомендацией о лишении депутата права выступления, слова на заседании (заседаниях) Государственного Совета, его органов на определенный срок. Соответственно рассмотрение на заседании вопроса, связанного с нарушением депутатской этики, и принятие одного из решений являются обязательными для постоянной комиссии, тогда как рекомендацией, обращенной к Государственному Совету Республики Коми, являются сами виды мер воздействия на депутата в итоговом постановлении. При этом, Государственный Совет Республики Коми обязан рассмотреть предложение Постоянной комиссии о рассмотрении вопроса, связанного с нарушением депутатской этики, с включением его в повестку заседания по итогам процедурного голосования, однако, вправе не согласиться с рекомендацией Постоянной комиссии о лишении депутата Государственного Совета права выступления, слова на заседании (заседаниях) Государственного Совета, его органов на определенный срок, о чем по итогам заседания депутатами Государственного Совета проводится голосование. О времени и месте заседания Постоянной комиссии административный истец извещался надлежащим образом, однако, участие в нем не принял, отбывал административное наказание в виде ареста в спецприемнике, сведений о ходатайствах об отложении заседания комиссии не представлено.
Оспариваемым решением Комиссии от 22 марта 2022 года вопрос о нарушении депутатом Воробьёвым В.В. правил депутатской этики вынесен на рассмотрение очередного заседания Государственного Совета Республики Коми в соответствии с её полномочиями, при этом, каких-либо решений, порождающих изменение прав и обязанностей административного истца, Комиссией не принималось, а Государственному Совету Республики Коми оспариваемым решением было только рекомендовано предложение о лишении депутата права выступления на двух ближайших заседаниях. Правом обжалования решения Постоянной комиссии по Регламенту и депутатской этике Государственного Совета Республики Коми от 22 марта 2022 года N 1 Воробьёв В.В. воспользовался.
На заседании Государственного Совета Республики Коми от 24 марта 2022 года, на котором принималось оспариваемое постановление, депутат Воробьёв В.В. принимал участие, высказывал свое мнение по рассматриваемому вопросу и имел возможность в установленном законом и регламентом порядке защищать свою позицию. На заседании Государственного Совета Республики Коми от 24 марта 2022 года установлено, что факты публикации от имени Воробьёва В.В. "Печальное сочетание сервильности с трусостью" в телеграмм-канале t.me/justicepoet, привлечение Воробьёва В.В. к административной ответственности Невским районным судом Санкт-Петербурга по части 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за участие в массовом одновременном пребывании граждан в общественном месте, а также негативное высказывание административного истца в отношении специальной военной операции на Украине имели место и не опровергнуты Воробьёвым В.В. Наличие данных фактов, которые по оценке большинства депутатов нарушают правила депутатской этики, явилось основанием для принятия оспариваемых решений.
Таким образом, доводы кассационной жалобы о том, что суды первой и апелляционной инстанций уклонились от судебного контроля над оспоренными решениями, ограничившись формальным установлением наличия у соответствующих органов полномочий по их принятию и соблюдением процедуры их принятия противоречат изложенным выше выводам судов, установивших фактические основания для применения к депутату Воробьёву В.В. мер воздействия за нарушение депутатской этики.
Доводы Воробьева В.В. об отсутствии доказательств того, что публикации на странице в телеграмм-канале, послужившие основанием для обсуждения на заседаниях Постоянной комиссии и Государственного Совета Республики Коми вопросов, связанных с депутатской этикой, сделана именно административным истцом, не были приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены судебного решения. Исследованными судом первой инстанции материалами административного дела установлено, что Воробьев В.В. имеет учетную запись в системе мгновенного обмена сообщениями в мессенджере "Телеграмм" и в социальной сети "Вконтакте". В мессенджере и социальной сети учетная запись Воробьева В.В. записана как "Младший поэт юстиции". Как следует из скриншотов, приложенных к материалам дела, при просмотре учетной записи истца в системе мгновенного обмена сообщениями установлено, что от контакта, записанного как "Младший поэт юстиции" поступили сообщения определенного содержания, которые стали предметом обсуждения вопросов депутатской этики. Кроме того, как в заседании Государственного Совета Республики Коми от 24 марта 2022 года, так и в судебных заседаниях административный истец Воробьев В.В. не отрицал своего авторства в отношении указанных публикаций, которые стали предметом обсуждения вопросов депутатской этики и вынесения в отношении него оспариваемых актов, напротив, на заседании Государственного Совета Республики Коми от 24 марта 2022 года и в судебных заседаниях Воробьев В.В. активно отстаивал свою позицию о свободе слова и возможности выражать свою позицию по всем значимым общественно-политическим вопросам общества и государства, не оспаривая и не отрицая принадлежности ему приведенных выше публикаций, но приводя иную оценку своего поведения и названных публикаций.
Согласно статье 45 Регламента на заседании Государственного Совета депутату предоставляется слово для вопросов, выступлений, предложений (далее - "право слова").
Как следует из материалов административного дела, оспариваемым постановлением Государственного Совета Республики Коми административный истец был ограничен лишь в одной из форм реализации "права слова" на заседании Государственного Совета в виде лишения права выступления, при этом, "право слова" в виде выступлений в ходе заседания Государственного Совета Республики Коми 24 марта 2022 года и в виде слова для вопросов в последующем заседании 21 апреля 2022 года депутат Воробьёв В.В. неоднократно и беспрепятственно реализовал. Оспариваемое Постановление Государственного Совета Республике Коми не затрагивало права депутата Воробьёва В.В. осуществлять депутатские полномочие в рамках заседаний Государственного Совета иным, кроме реализации права слова, способом, в том числе посредством выражения волеизъявления в " письменном виде, а также выражать свою позицию на заседаниях Президиума и комитетов Государственного Совета, в обязательном порядке предшествующих заседаниям Государственного Совета Республики Коми.
Применённые судом нормы законодательства ясны и понятны. В проверке Конституционным Судом Российской Федерации не нуждаются в связи с чем ходатайство о направлении запроса в этот судебный орган отклонено судом кассационной инстанции.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора в кассационной жалобе не приведено.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным Верховного Суда Республики Коми от 10 октября 2022 года по административному исковому Воробьёва В. В.ича к Государственному Совету Республики Коми, председателю Государственного Совета Республики Коми Усачёву С. А, Постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике, председателю Постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике Жарикову В. С. о признании незаконными постановления и решения оставить без изменения, кассационную жалобу Воробьёва В. В.ича - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным Верховного Суда Республики Коми от 10 октября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 03 июля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.