Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Смирновой О.В, Лепской К.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алексеева А.А. на решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 27 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 27 января 2023 г. по гражданскому делу N 2-3664/2022 по исковому заявлению Алексеева А.А. к ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области" о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
Алексеев А.А. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Архангельской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области") о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации. В обоснование требований указал, что с 1 января 2003 года ответчик в нарушение требований закона исчисление размера пенсии производил с применением районного коэффициента 1, 2 вместо положенного 1, 4, что существенно уменьшило ее размер, что подтверждено решением суда, вступившим в законную силу. Во исполнение судебного решения ответчиком произведен перерасчет размера пенсии с 1 января 2003 года и ему произведена доплата к пенсии в размере 1148673, 85 руб. Из произведенного ответчиком и представленного ему перерасчета доплаты следует, что недоплаченная пенсия за весь период представляет собой простую разницу между размером пенсии исчисленной в настоящее время с применением районного коэффициента 1, 4 и размером фактически выплаченной ему пенсии с районным коэффициентом 1, 2. Такой подход к исчислению суммы доплаты считает неправильным. Недополученные суммы пенсий за период с 2003 года по 2019 год в настоящее время в результате инфляционных процессов несоизмеримо утратили свою покупательную способность и не могут в полной мере компенсировать его потери. Считает, что сумму недоплаты за 2003-2019 годы необходимо увеличивать во столько же раз, во сколько увеличился размер пенсии за соответствующий период по сравнению с пенсией на день производства доплаты. С учетом увеличения требований, просил взыскать недоплаченную пенсию в сумме 980438, 99 руб, исходя из повышенного с 1 июня 2022 года размера пенсии до 73133, 77 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 27 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Архангельского областного суда от 27 января 2023 г, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано
В кассационной жалобе истец просит об отмене вынесенных судебных постановлений, выражает несогласие с выводами судов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений, влекущих отмену или изменение судебных постановлений в кассационном порядке, по данному делу судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
При рассмотрении возникшего спора судами установлено, что истец является получателем пенсии за выслугу лет с 20 августа 1996 года. Пенсия назначена в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу". При назначении пенсии районный коэффициент установлен в размере 1, 2.
Истец обратился в суд с иском о перерасчете размера пенсии с 01 января 2003 года с учетом районного коэффициента 1, 4. Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 13 октября 2021 г. по гражданскому делу N2-4004/2021 в удовлетворении исковых требований Алексеева А.А. к ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области" отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 3 февраля 2022 г. указанное решение отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Алексеева А.А. к ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области" о понуждении произвести перерасчет размера пенсии с 1 января 2003 года удовлетворены. На ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области" возложена обязанность произвести перерасчет размера пенсии Алексеева А.А. с учетом районного коэффициента 1, 4 с 1 января 2003 года.
Во исполнение решения суда ФКУ "Военный комиссариат Архангельской области" произведен перерасчет пенсии истца за периоды с 01 января 2003 года по 27 декабря 2019 года, произведена доплата пенсии в общей сумме 1148673, 85 руб.
Истец полагает, что перерасчет произведен неправильно, сумму недоплаты за 2003-2019 годы необходимо увеличить во столько же раз, во сколько увеличился размер пенсий за соответствующий период по сравнению с размером пенсии на день производства доплаты.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований истца по следующим основаниям.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, установлены Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу".
В соответствии с п. "а" ст. 1 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
Согласно ст. 43 Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статья 43 Закона дополнена частью 2, которой предусмотрено, что указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера.
Той же частью ст. 43 (в новой редакции) предусмотрено, что с учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру: одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий (ст. 49 закона).
В силу п. "б" ч. 1 ст. 55 Закона перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится: со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
Согласно п. п. 8 и 15 Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, в случае пересмотра ранее назначенной пенсии, связанного с повышением ее размера (при установлении более высокой группы инвалидности, увеличении выслуги лет, начислении надбавки и др.), пенсия в новом размере исчисляется из денежного довольствия, повышенного (проиндексированного) на день пересмотра с учетом п. 8 настоящего Постановления, вместе с соответствующими надбавками, повышениями и увеличениями, определяемыми исходя из существующего на этот день расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст. 46 Закона. Пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в п.п. 9-10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
В силу ч.8 ст. 12 Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размеры пенсий, назначенных гражданам до 01 января 2012 года в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу", подлежат пересмотру с 01 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии, военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и настоящего Федерального закона.
Таким образом, с 1 января 2012 года произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, направленное на значительное увеличение получаемого ими оклада месячного денежного содержания, в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, предусматривающие изменение правил учета денежного довольствия для исчисления пенсий.
В связи с этим отдельными законами на каждый год (иной период) устанавливался размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии.
До этого времени органом, который был наделен полномочиями по установлению показателей денежного довольствия, учитываемых при исчислении и выплате пенсии за выслугу лет, являлось Правительство Российской Федерации, которым также устанавливались показатели, учитываемые при исчислении пенсии за выслугу лет.
Из приведенных нормативных положений следует, что порядок увеличения (индексации), повышения размера пенсий, законом урегулирован.
Конституционным Судом Российской Федерации в определениях неоднократно отмечалось, что в 2013 и 2014 годах были заданы опережающие темпы доведения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий военным пенсионерам, до ее максимального уровня.
Учитывая данное обстоятельство и исходя из имеющегося на эти цели объема финансовых средств, законодатель принял облеченное в форму специального федерального закона решение о приостановлении действия ч.2 ст. 43 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу". При этом, стремясь обеспечить преемственность правового регулирования, законодатель воспроизвел значение величины такого денежного довольствия, достигнутое в порядке ее опережающего доведения до максимального уровня.
Такое правовое регулирование прямо предусмотрено п. 6 ст.192 Бюджетного кодекса Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса публичных и частных интересов, в том числе за счет последовательного увеличения размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий.
Из материалов дела следует, что, начиная с 2003 года и за весь оспариваемый период, размер пенсии истца повышался в соответствии с действующим на периоды с 2003-2019 годы законодательством.
Истец не оспаривает правильность исчисления недоплаченной пенсии, как и то обстоятельство, что в периоде с 2003-2019 годы размер его пенсии увеличивался, однако указывает на необходимость ее индексации, поскольку выплаченная ему в 2022 году сумма утратила покупательскую способность.
Однако спорные отношения являются по своему содержанию пенсионными, они регулируются специальными нормативными правовыми актами в сфере социального обеспечения, в том числе Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу", которые не содержат норм об индексации сумм задолженности в целях полного возмещения убытков, причиненных несвоевременной выплатой сумм пенсии.
Из приведенных ответчиком расчетов, документов о начислении истцу пенсии следует, что расчет доплаты к пенсии истца за период с 01 января 2003 года по 01 декабря 2019 года произведен с учетом начисления районного коэффициента 1, 4 на повышенные суммы пенсии (при этом повышенные с учетом механизмов их повышения, установленных законодательством), т.е. сумма недоплаченной пенсии исчислена с учетом норм пенсионного законодательства, а порядок индексации пенсий с учетом роста потребительских цен данным, законодательством не предусмотрен, как не предусмотрена возможность применения ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы нижестоящих судов верными, из обстоятельств дела и правового регулирования спорных
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли и основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку, правовыми актами прямо предусмотрен порядок производства перерасчета ранее назначенной пенсии за прошлое время, исходя из существующего на день перерасчета расчетного размера пенсии, уже учитывающего инфляционные процессы. За период с 2003 года пенсия Алексеева А.А. неоднократно пересматривалась, индексировалась, в связи с чем истец не учитывает, что суммы недоплаты определены не из размера пенсии, существовавшего на день недоплаты, а из размера его пенсии, существовавшего на день перерасчета, то есть уже проиндексированного.
Все доводы и доказательства, приводимые истцом в обоснование своей позиции по делу, оценены судами обеих инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судами обстоятельства и мотивы, по которым суды отдали предпочтение одним доказательствам перед другими.
По существу доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, являлись предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 27 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 27 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Алексеева А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.