Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В.
судей Птоховой З.Ю, Широкова А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на решение Выборгского городского суда Ленинградской области и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 15 февраля 2023 г. по делу N 2-1287/2021 по иску Военного прокурора Выборгского гарнизона к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности провести мероприятия по рекультивации земель и ликвидации свалок.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, выслушав объяснения представителя Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации Лемпицкого П.А, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N и представителя Министерства обороны Российской Федерации Копилову Е.С, действующую на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N, поддержавших доводы жалобы, прокурора ФИО4, возражавшую относительно доводов жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Военный прокурор Выборгского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, с учетом уточнений исковых требований, обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности провести мероприятия по рекультивации земель и ликвидации свалок.
Истец просит суд обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, осуществить комплекс мероприятий, направленных на рекультивацию земель и ликвидацию свалок ТБО на землях Министерства обороны Российской Федерации в Выборгском районе Ленинградской области, расположенных на территориях земельных участков по адресам:
- 8 км Яшинского шоссе Селезневского сельского поселения Выборгского района Ленинградской области (координаты участка 60.758053, 28.503477);
- в 1, 7 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800 м Яшинского шоссе Селезневского сельского поселения Выборгского района Ленинградской области вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива (координаты участка 60.755272, 28.505182);
- в 1, 6 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800 м Яшинского шоссе Селезневского сельского поселения Выборгского района Ленинградской области вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива (координаты участка 60.755200, 28.507787);
- в 0, 9 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800 м Яшинского шоссе Селезневского сельского поселения Выборгского района Ленинградской области вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива (координаты участка 60.761867, 28.504048);
- в 0, 7 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800 м Яшинского шоссе Селезневского сельского поселения Выборгского района.
- в 0, 28 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800 м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта 60°45"57, 34"N, долгота 28°30"4, 34"Е (60.765928, 28.501207).
- в 0, 25 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800 м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта 60°45"59, 53"N, долгота 28°30"3, 14"Е (60.766535, 28.500872).
- в 0, 12 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800 м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта 60°46"2, 38"N, долгота 28°30"9, 59"Е (60.767327, 28.502663).
- в 1 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800 м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива - координаты свалки: широта 60°45"37, 19"N, долгота 28°30"13, 56"Е (60.760330, 28.503767).
В обоснование заявленных требований истец указал, что Военной прокуратурой Выборгского гарнизона проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологической безопасности, которой выявлены нарушения. Установлено, что на землях Министерства обороны Российской Федерации, расположенных в Выборгском районе Ленинградской области, неоднократно выявлялись случаи организации несанкционированных свалок, которые до настоящего времени не устранены.
В виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность сброшенных на почву отходов к какому-либо собственнику, на месте установить собственника отходов не представилось возможным.
По сообщению директора ЛОГКУ "Ленобллес" от 15 августа 2017 г. N 03-2330/17 вышеуказанные места несанкционированного размещения отходов размещены на землях Министерства обороны Российской Федерации.
В связи с выявленными нарушениями закона Военным прокурором Выборгского гарнизона за исх. N 578 от 13 февраля 2020 г. в адрес начальника Морозовского лесничества - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России внесено представление об их устранении, а также за исх. N 576 от 13 февраля 2020 г. и исх. N 577 от 13 февраля 2020 г. в порядке статьи 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" проинформированы директор ФГУП "Оборонпромэкология" Минобороны России и начальник ФГКУ "Северо-Западное территориальной управление имущественных отношений" Минобороны России.
Вместе с тем, до настоящего времени должностными лицами названных учреждений меры, направленные на рекультивацию земель и ликвидацию вышеперечисленных несанкционированных свалок ТБО не приняты.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 31 августа 2021 года исковые требования Военного прокурора Выборгского гарнизона к ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об обязании провести мероприятия по рекультивации земель и ликвидации свалок удовлетворены частично.
Суд обязал Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, осуществить комплекс мероприятий, направленных на рекультивацию земель и ликвидацию свалок ТБО на землях Министерства обороны Российской Федерации в Выборгском районе Ленинградской области, расположенных на территориях земельных участков по адресам:
- 8 км Яшинского шоссе Селезневского сельского поселения Выборгского района Ленинградской области (координаты участка 60.758053, 28.503477);
- в 1, 7 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800 м Яшинского шоссе Селезневского сельского поселения Выборгского района Ленинградской области вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива (координаты участка 60.755272, 28.505182);
- в 1, 6 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800 м Яшинского шоссе Селезневского сельского поселения Выборгского района Ленинградской области вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива (координаты участка 60.755200, 28.507787);
- в 0, 9 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800 м Яшинского шоссе Селезневского сельского поселения Выборгского района Ленинградской области вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива (координаты участка 60.761867, 28.504048);
- в 0, 7 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800 м Яшинского шоссе Селезневского сельского поселения Выборгского района.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 15 февраля 2023 г. решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 31 августа 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов, как незаконных, направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов, как незаконных, направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, судебное извещение получено Военным прокурором выборгского гарнизона 24 мая 2023 г, ФГУП "Оборонпромэкология" МО РФ 25 мая 2023 г, Морозовским лесничеством МО РФ филиала ФГКУ "УЛХиП" МО РФ 23 мая 2023 г, Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области 25 мая 2023 г, Департаментом лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу 24 мая 2023 г, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ 29 мая 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также-ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов кассационных жалоб, заслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационных жалоб, поступивших на кассационные жалобы возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (ч. 3 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела такие нарушения были допущены судами нижестоящих инстанций при разрешении спора.
Судами нижестоящих инстанций установлено и следует из материалов дела, что в ходе обследования истцом земель, 15 мая 2018 г. обнаружены следующие места несанкционированного размещения отходов производства и потребления на почве, на необорудованной для этих целей грунтовой территории, не имеющей водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, предотвращающего возможность загрязнения почвы и подземных грунтовых вод загрязняющими веществами.
Свалки расположены на 8 км Яшинского шоссе Селезневского сельского поселения Выборгского района Ленинградской области, а именно:
В 1, 5 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800 м Яшинского шоссе Выборгского района на территории лесного массива обнаружено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления на почве, на необорудованной для этих целей грунтовой территории, не имеющей водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, предотвращающего возможность загрязнения почвы и подземных грунтовых вод загрязняющими веществами. Координаты свалки: широта 60°45"28, 99"N, долгота 28°30"12, 52"Е (60.758053, 28.503477).
На обочине грунтовой лесной дороги около деревьев на лесной подложке размещены две пластиковые промышленные тары в металлическом каркасе емкостью 1000 л. каждая. На поверхности почвы имеются следы нефтепродуктов. На момент осмотра часть пластикового корпуса тары вырезана. Внешняя и внутренняя поверхности тары покрыты слоем вязкой смеси нефтепродуктов, на дне тары находится слой осевших отходов вязкой смеси нефтепродуктов (код отхода по ФККО 406 390 01 31 3). Общий объем нефтесодержащих отходов в таре составляет примерно 0, 2 куб.м, (по визуальному наблюдению).
Собственника отходов, а также лицо, разместившее отходы, установить не представляется возможным ввиду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов к конкретному лицу.
Кроме этого, в ходе осмотра обнаружены иные многочисленные места несанкционированного размещения отходов.
В 1, 7 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800 м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива - координаты свалки: широта 60°45" 18, 98"N, долгота 28°30?18, 65"Е (60.755272, 28.505182).
По визуальному наблюдению морфологический состав отходов: отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные органическими веществами (код по ФККО 4 38 113 00 00 0), отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные неорганическими веществами (код по ФККО 4 38 112 00 00 0), отходы прочих теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна незагрязненные (код по ФККО 4 57 119 01 20 4), пакеты с отходами.
Площадь земельного участка, занятого отходами, составляет по визуальному наблюдению примерно 10 м. на 10 м. Отходы размещены хаотично, кучами. Объем размещенных отходов на почве составляет по визуальному наблюдению примерно 6 куб.м.
В виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность сброшенных на почву отходов к какому-либо собственнику, на месте установить собственника отходов не представилось возможным.
В 1, 6 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800 м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива - координаты свалки: широта 60°45"18, 72"N, долгота 28°30, 28, 03"Е (60.755200, 28.507787).
По визуальному наблюдению морфологический состав отходов: отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные органическими веществами (код по ФККО 4 38 113 00 00 0), отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные неорганическими веществами (код по ФККО 4 38 112 00 00 0), покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные (код по ФККО 9 21 130 01 50 4), покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (код по ФККО 9 21 130 02 50 4), отходы из жилищ крупногабаритные (код по ФККО 7 31 110 02 21 5) и др.
Площадь земельного участка, занятого отходами, составляет по визуальному наблюдению примерно 10 м на 3 м. Отходы размещены хаотично, кучами. Объем размещенных отходов на почве составляет по визуальному наблюдению примерно 10 куб.м.
В виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность сброшенных на почву отходов к какому-либо собственнику, на месте установить собственника отходов не представилось возможным.
В 0, 9 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800 м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива - координаты свалки: широта 60°45"42, 72"N, долгота 28°30"14, 57"Е (60.761867, 28.504048).
По визуальному наблюдению морфологический состав отходов: отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные органическими веществами (код по ФККО 4 38 113 00 00 0), отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные неорганическими веществами (код по ФККО 4 38 112 00 00 0), покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные (код по ФККО 9 21 130 01 50 4), покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (код по ФККО 9 21 130 02 50 4) и др.
Площадь земельного участка, занятого отходами, составляет по визуальному наблюдению примерно 10 м на 3 м. Отходы размещены хаотично, кучами. Объем размещенных отходов на почве составляет по визуальному наблюдению примерно 6 куб.м.
В виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность сброшенных на почву отходов к какому-либо собственнику, на месте установить собственника отходов не представилось возможным.
В 0, 7 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800 м Яшинского шоссе Выборгского района на территории отработанного песчаного карьера - координаты свалки: широта 60°45"43, 97"N, долгота 28°30"8, 5ГЕ (60.762213, 28.502365).
По визуальному наблюдению морфологический состав отходов: отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные органическими веществами (код по ФККО 4 38 113 00 00 0), отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные неорганическими веществами (код по ФККО 4 38 112 00 00 0), лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме, пакеты с отходами и др.
Площадь земельного участка, занятого отходами, составляет по визуальному наблюдению примерно 5 м. на 4 м. Отходы размещены хаотично, в 2 кучах. Общий объем размещенных отходов на почве составляет по визуальному наблюдению примерно 12 куб.м.
В виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность сброшенных на почву отходов к какому-либо собственнику, на месте установить собственника отходов не представилось возможным.
В 0, 28 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800 м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта 60°45"57, 34"N, долгота 28о30"4, 34"Е (60.765928, 28.501207).
По визуальному наблюдению морфологический состав отходов: отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные органическими веществами (код по ФККО 4 38 113 00 00 0), отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные неорганическими веществами (код по ФККО 4 38 112 00 00 0), отходы из жилищ крупногабаритные (код по ФККО 7 31 110 02 21 5), пакеты с отходами и др.
Площадь земельного участка, занятого отходами, составляет по визуальному наблюдению примерно 8 м. на 8 м. Отходы размещены хаотично, разнос на прилегающие территории. Общий объем размещенных отходов на почве составляет по визуальному наблюдению примерно 5 куб.м.
В виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность сброшенных на почву отходов к какому-либо собственнику, на месте установить собственника отходов не представилось возможным.
В 0, 25 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800 м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта 60°45"59, 53"N, долгота 28°30"3, 14"Е (60.766535, 28.500872).
По визуальному наблюдению морфологический состав отходов: покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные (код по ФККО (9 21 130 01 50 4), покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (код по ФККО 9 21 130 02 50 4), древесные отходы от сноса и разборки зданий пакеты с отходами (код по ФККО 8 12 101 01 72 4) и ДР-Площадь земельного участка, занятого отходами, составляет по визуальному наблюдению примерно 10 м на 3 м. Отходы размещены хаотично, кучами. Общий объем размещенных отходов на почве составляет по визуальному наблюдению примерно 20 куб.м.
В виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность сброшенных на почву отходов к какому-либо собственнику, на месте установить собственника отходов не представилось возможным.
В 0, 12 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800 м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта 60°46"2, 38"N, долгота 28°30"9, 59"Е (60.767327, 28.502663).
По визуальному наблюдению морфологический состав отходов: отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные органическими веществами (код по ФККО 4 38 113 00 00 0), отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные неорганическими веществами (код по ФККО 4 38 112 00 00 0), отходы из жилищ крупногабаритные (код по ФККО 7 31 110 02 21 5), отходы корчевания пней (код по ФККО 1 52 110 02 21 5), пакеты с отходами и др.
Площадь земельного участка, занятого отходами, составляет по визуальному наблюдению примерно 10 м на 10 м. Отходы размещены хаотично, кучами. Общий объем размещенных отходов на почве составляет по визуальному наблюдению примерно 10 куб.м.
В виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность сброшенных на почву отходов к какому-либо собственнику, на месте установить собственника отходов не представилось возможным.
В 1 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800 м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива - координаты свалки: широта 60°45"37, 19"N, долгота 28°30"13, 56"Е (60.760330, 28.503767).
По визуальному наблюдению морфологический состав отходов: отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные органическими веществами (код по ФККО 4 38 113 00 00 0), отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные неорганическими веществами (код по ФККО 4 38 112 00 00 0), отходы корчевания пней (код по ФККО 1 52 110 02 21 5), пакеты с отходами и др.
Площадь земельного участка, занятого отходами, составляет по визуальному наблюдению примерно 10 м на 10 м. Отходы размещены хаотично, кучами. Общий объем размещенных отходов на почве составляет по визуальному наблюдению примерно 5 куб.м.
В виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность сброшенных на почву отходов к какому-либо собственнику, на месте установить собственника отходов не представилось возможным.
Также из материалов дела следует, что по сообщению директора ЛОГКУ "Ленобллес" от 15 августа 2017 года N 03-2330/17 вышеуказанные места несанкционированного размещения отходов размещены на землях Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 34 т.1).
Из материалов дела следует, что места несанкционированного размещения отходов размещены на территории кадастрового квартала N.
В соответствии с приказом Директора Департамента имущественных отношений МОРФ от 24 мая 2016г. N 791 о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "УЛХиП" МО РФ, прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Северо- Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на земельный участок с КН N-категория земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения пл. 4663800 кв.м с местоположением: "адрес", указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "УЛХиП" Минобороны (л.д. 161 т.1).
Согласно выписке из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости земельный участок с КН "адрес", площадью 4663800 кв.м с местоположением: "адрес" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России (per. Запись N от ДД.ММ.ГГГГ) и право собственности Российской Федерации (per. Запись N от ДД.ММ.ГГГГ).
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, признал установленным, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельном участке, находящимся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации и собственности Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем ответственность по ликвидации несанкционированной свалки отходов следует возложить на данные учреждения, установив срок в 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для осуществления комплекса мероприятий, направленных на рекультивацию земель и ликвидацию свалок.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Отклоняя доводы ответчиков о том, что Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации являются ненадлежащими ответчиками по делу, суд апелляционной инстанции указал, что суд первой инстанций обоснованно исходил из того, что земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, закреплены на правах постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России, собственник отходов не установлен, соответственно, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, размещенных на поименованных земельных участках, обоснованно возложена на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия собственника в отношении названного федерального имущества.
Действуя как собственники, с разумной степенью добросовестности, ответчики должны были принять меры к недопущению образования несанкционированных свалок и их незамедлительной ликвидации.
Иных землепользователей, кроме Министерства обороны Российской Федерации и подконтрольных ему учреждений, земельные участки не имеют.
Следовательно, сохраняя полный контроль над земельными участками, именно ответчики должны обеспечивать своевременный вывоз мусора. Однако доказательств исполнения этой обязанности Министерством обороны Российской Федерации судам не представило.
Доводы ответчика ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о том, что указанные в исковом заявлении свалки ТБО входят в границы Боровского участкового лесничества Морозовского лесничества Минобороны России - филиал ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России и располагаются на земельном участке с КН N, с местоположением "адрес", закрепленном на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (л.д 178 т.1) не приняты судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку согласно акту планового (рейдового) осмотра, обследования от 25 июня 2017 г. свалки расположены на 8 км Яшинского шоссе Селезневского сельского поселения Выборгского района Ленинградской области, право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России.
На доводы жалобы, что Учреждение ограничено Уставом в своей правоспособности и целевое финансирование Учреждения в целях выполнения работ по рекультивации земель и ликвидации свалки ТБО за счет бюджета не предусмотрено, суд апелляционной инстанции указал, что на законность принятого решения указанные обстоятельства не влияют, поскольку не свидетельствуют об отсутствии обязанности проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения, которые не ограничиваются Уставом, недостаточное финансирование не освобождает от обязанности, предусмотренной действующим законодательством по охране окружающей среды.
Довод жалобы о том, что природоохранный прокурор является ненадлежащим истцом, судом апелляционной инстанции признан основанным на неправильном толковании норм процессуального права, поскольку согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", предусматривается, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства; в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших (пункт 3 статьи 35, пункт 4 статьи 27).
Из названных положений следует, что права, предоставленные прокурору частью первой статьи 45 ГПК РФ, должны использоваться для защиты прав и свобод в том числе неопределенного круга лиц, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса.
Таким образом, учитывая, что выявленные нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду, имеют важное общественное значение, то прокурор обратился в суд с настоящим иском в рамках законодательно предоставленных ему полномочий.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд при вынесении решения ошибочно применил недействующие нормативные правовые акты также были отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку указанные доводы не опровергают законность заявленных требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что судом нарушены нормы действующего законодательства и согласиться с выводами суда нельзя по следующим основаниям.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду (ст. 2 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ). Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 -61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит 5 исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 постановления Пленума).
Ввиду изложенного обжалуемые ответчиками судебные акты нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду следует принять меры к устранению допущенной им неполноты судебного разбирательства и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 15 февраля 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Выборгский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.