Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Смирновой О.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2-713/2022 по иску Звягиной Натальи Васильевны к администрации муниципального образования городского округа "Воркута" о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, по кассационной жалобе представителя Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 13 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Звягина Н.В. обратилась с иском к администрации МО ГО "Воркута" о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат.
В обосновании заявленных требований указала, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" ей отказано во включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты, с датой подачи заявления с 1 июня 2021 г. по категории "работающие" с составом семьи 2 человека на основании подпункта "а" пункта 12 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 (прибытие в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностям после 1 января 1992 г.). С данным решением истец не согласилась, просила отменить и обязать ответчика включить в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 13 февраля 2023 г, исковые требования удовлетворены, отменено решение общественной комиссии по жилищным вопросам от 4 июня 2021 г. (протокол N 20, утверждённый постановлением администрации МО ГО "Воркута" от 7 июня 2021 г. N 658), в части отказа Звягиной Наталье Васильевне во включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат.
На администрацию муниципального образования городского округа "Воркута" возложена обязанность включить Звягину Наталью Васильевну в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой подачи заявления 1 июня 2021 г. по категории "работающие" с составом семьи 2 человека..
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, от администрации поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судом установлено, что Звягина Н.В. родилась и проживает в г. Воркуте Республики Коми.
1 июня 2021 г. истец обратилась в администрацию МО ГО "Воркута" с заявлением о включении её в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за переделами г. Воркуты по категории "работающие" с составом семьи 2 человека.
Постановлением администрации муниципального образования городского округа "Воркута" N 658 от 7 июня 2021 г. утверждён протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" N 20 от 4 июня 2021 г, на основании которого Звягиной Н.В. отказано во включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты, с датой подачи заявления с 1 июня 2021 г. по категории "работающие" с составом семьи 2 человека на основании подпункта "а" пункта 12(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 (прибытие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности после 1 января 1992 г.) и в признании участником ведомственной целевой программы, в соответствии с подпунктом "а" пункта 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 200 N 153.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечение жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 и Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", и пришёл к выводу, что Звягина Н.В. не может быть лишена права на включение в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за переделами г. Воркуты, поскольку прибыла в районы Крайнего Севера до 1 января 1992 г. и имеет трудовой стаж в районах Крайнего Севера более 15 лет.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
В частности, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей") постановка на учёт граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Порядок включения граждан в региональные сводные списки граждан-участников подпрограммы и предоставление государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы, осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (далее - Правила) является предоставление им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, принятым в целях совершенствования деятельности по реализации вышеуказанного Федерального закона, утверждено Положение о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Подпунктом "а" пункта 12 (1) вышеуказанного Положения установлено, что основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место пребывания гражданина не являющееся местом жительства жилое помещение, в которых он проживает временно; местом жительства признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно представленным материалам, Звягина Н.В, действительно, в период со 2 августа 2004 г. по 28 февраля 2005 г. работала в Открытом акционерном обществе "Лузская снабженческо-сбытовая база" в г. Луза Кировской области, но её выезд носил временный характер, связанный с осуществлением трудовой деятельности. Об этом, в частности, свидетельствует кратковременный характер трудовых отношений. Так, приказом ОАО "Лузская снабженческо-сбытовая база" N79 от 30 июля 2004 г. Звягина Н.В. принята на работу в качестве продавца на период отпуска ФИО5 При этом постоянным местом жительства истца является "адрес", что подтверждается справками выданным управляющей компанией ООО "Воргашорсервис".
Изложенное свидетельствует, что факт выезда из районов Крайнего Севера достоверно не установлен.
Суд первой инстанции обоснованно отверг доводы ответчика об отказе во включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты, поскольку выезд Звягиной Н.В. за пределы г. Воркуты носил временный характер, и в период времени с 1978 г. по настоящее время истец постоянно проживает в г. Воркуте.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что Звягина Н.В. не может быть лишена права на включение в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за переделами г. Воркуты по категории "работающие" с составом семьи 2 человека, поскольку прибыла в районы Крайнего Севера до 1 января 1992 г. и имеет трудовой стаж в районах Крайнего Севера более 15 лет.
Доводы кассационной жалобы о том, что Звягина Н.В. не соответствует совокупности требований, при которых в соответствии с законом возникает право на получение жилищной субсидии, поскольку добровольно убыла из района Крайнего Севера, и вновь прибыла после 1 января 1992 г, направленны исключительно на оспаривание приведённых выше выводов суда по существу спора, в связи с чем судом кассационной инстанции учитывается, что по смыслу части третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделён.
Несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведённой судом, не подпадает под приведённый в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что регистрационный учёт граждан по месту жительства носит уведомительный характер, сам по себе не порождает для гражданина каких-либо прав или обязанностей, отклоняется как несостоятельная, поскольку вывод судов о том, что истец не выезжала из района Крайнего Севера основан не только на факте сохранения истцом постоянной регистрации в г. Воркута, но и на оценке сведений о временном характере работы в период 2004-2005 гг.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть третья статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исходя из материалов дела и доводов кассационной жалобы, не допущено.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 13 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.