Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Фахрутдинова И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 24 апреля 2023 года кассационную жалобу Гордей Н.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 февраля 2023 года по административному делу N 3а-1988/2022 по административному исковому заявлению Гордей Н.А. к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании нормативного правового акта частично недействующим.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного акта, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Гордей Н.А. - Мыслина М.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Урясовой Т.Н, представителя ГБУ "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области Гончаровой И.Б, заключение прокурора Трофимова А.А, полагавшего жалобу не подлежавшей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2020 года N 3070-р, размещенным на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликованным 29 декабря 2020 года на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
В пункт 461 Перечня на 2021 год включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Гордей Н.А, ссылаясь на то, что является собственником указанного помещения, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 461 Перечня на 2021 год. Указал, что нежилое помещение занято под торговую деятельность всего на 15, 8 процентов от общей площади помещения, то есть менее 20 процентов от общей площади, как того требуют положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем законных оснований для включения его в Перечень на 2021 год не имелось.
Решением Оренбургского областного суда от 18 ноября 2022 года административные исковые требования Гордей Н.А. удовлетворены, признан недействующим с момента принятия пункт 461 Перечня на 2021 год. С Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в пользу Гордей Н.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 февраля 2023 года решение Оренбургского областного суда от 18 ноября 2022 года отменено, по делу постановлено новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с апелляционным определением, Гордей Н.А. в кассационной жалобе просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Полает неправильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что объект недвижимости с кадастровым номером N подлежит включению в Перечень на 2021 год исключительно по признаку нахождения объекта на земельном участке с назначением "земли под объектами торговли с размещением здания магазина литер В". Указывает, что суд апелляционной инстанции при принятии апелляционного определения не учел тот факт, что административным ответчиком спорный объект был включен в Перечень на 2021 год по признаку фактического использования помещения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе к ним отнесены: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Оренбургской области одним из нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения, является Закон Оренбургской области от 27 ноября 2003 года N 613/70-III-ОЗ (в редакции от 29 июня 2020 года) "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Оренбургской области от 27 ноября 2003 года N 613/70-III-ОЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года N 613/70-III-ОЗ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них общей площадью свыше 1 000 кв. м, расположенные на территориях городских округов с численностью населения более 70 тысяч человек;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 1 000 кв.м, расположенные на территориях городских округов с численностью населения более 70 000 человек, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Из анализа приведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами регионального законодательства следует, что распоряжение Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2020 года N 3070-р, являющееся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принято в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
По смыслу вышеуказанных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такой объект недвижимости, который отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорное здание не подлежало включению в Перечень на 2021 год, исходя из критерия фактического использования помещений для размещения офисных зданий и торговли.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером 56:44:0417006:206 входит в состав здания с кадастровым номером 56:44:0417006:196 (назначение - "нежилое", наименование - "нежилое здание"), которое располагается на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0417006:72 с видом разрешенного использования - "земли под объектами торговли с размещением здания магазина литер В".
Также судом апелляционной инстанции приняты во внимание сведения
технического паспорта, составленного ФГУП "Ростехнвентаризация-Федеральное БГИ" по состоянию на 14 декабря 2012 года на торгово-административное помещение N 1 по адресу: "адрес", согласно которому объект недвижимости имеет наименование - торгово-административное помещение, общая площадь составляет 3 442, 5 кв.м, из которой к основной торговой отнесено 3 399, 9 кв.м, вспомогательной торговой - 42, 6 кв.м.
Из указанного документа технического учета (инвентаризации) следует, что площадь помещений, предусматривающих размещение торговых объектов, значительно превышает 20 процентов его общей площади (3 442, 5 кв.м).
В этой связи суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером N обоснованно включено в Перечень на 2021 год
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Ссылка в кассационной жалобе на акт обследования фактического использования объекта недвижимости от 6 ноября 2020 года о том, что нежилое помещение занято под торговую деятельность лишь на 15, 8 процентов от общей площади помещения, не может быть принята во внимание, поскольку принятые судом основания (вид разрешенного использования земельного участка и подтверждение документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости возможности размещения торговых объектов более 20 процентов от общей площади), как вместе, так и каждый из них в отдельности, являются достаточными для включения спорного объекта недвижимости в Перечень на 2021 год.
При таких обстоятельствах оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гордей Н.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 13 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.