Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Орловой И.Н. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 24 апреля 2023 года кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области (далее - Минлесхоз) на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 6 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 14 марта 2023 года по административному делу N 2-4011/2022 по административному исковому заявлению Кировского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Минлесхозу, Кировскому областному государственному специализированному автономному учреждению "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов" (далее - КОГСАУ "Лесоохрана", КОГСАУ "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов") об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности лесов.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей обстоятельства дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, объяснения прокурора четвертого отдела (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кировский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с означенным административным исковым заявлением, указывая на проведенную проверку, по результатам которой выявлена недостаточность укомплектования лесопожарного формирования КОГСАУ "Лесоохрана" противопожарным снаряжением и инвентарем, пожарной техникой и оборудованием.
Решением Ленинского районного суда г. Кирова от 6 октября 2022 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 14 марта 2023 года решение суда первой инстанции изменено, на Министерство лесного хозяйства Кировской области возложена обязанность в срок до 1 апреля 2024 года организовать обеспечение пожарным оборудованием, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарные формирования КОГСАУ "Лесоохрана" в соответствии с Нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, а именно: водосливным устройством для вертолета - 3 шт.; комплектом пиротехнических средств световой визуальной сигнализации (в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальной ракеты в количестве 20 штук) - 11 комплектов; металлическим шкафом или сейфом - 8 шт.; комплектом для укладки парашютных систем - 3 комплекта; на КОГСАУ "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов" возложена обязанность в срок до 1 апреля 2024 года обеспечить пожарным оборудованием, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарные формирования в соответствии с Нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, а именно: водосливным устройством для вертолета - 3 шт.; комплектом пиротехнических средств световой визуальной сигнализации (в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальной ракеты в количестве 20 штук) - 11 комплектов; металлическим шкафом или сейфом - 8 шт.; комплектом для укладки парашютных систем - 3 комплекта.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 11 мая 2023 года, Минлесхоз просит отменить судебные акты как постановленные при неправильном применении норм материального права, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Указывает, что техническая оснащенность противопожарным оборудованием, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарных формирований КОГСАУ "Лесоохрана", согласно нормативам обеспеченности, поставлена в прямую зависимость от пределов бюджетных ассигнований, выделенных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в области лесных отношений, и прямо следует из положений пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, возложение на Министерство обязанности по реализации указанного распоряжения вне зависимости от выделенных бюджетных ассигнований неправомерно и влечет нарушение пункта 2 данного распоряжения, возлагает на министерство заведомо невыполнимые обязанности.
Кроме того, недостаточная оснащенность лесопожарных формирований средствами пожаротушения не может быть признана нарушением действующего лесного законодательства со стороны министерства и учреждения, требующих прокурорского реагирования в виде гражданского иска, поданного в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, оснащенность лесопожарных формирований вышеуказанным снаряжением и инвентарем не нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15 мая 2023 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом первой инстанции (в неизмененной части) и апелляционной инстанций не допущены.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
С учетом части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативно-правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие:
1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;
4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;
5) иные мероприятия (часть 1 статьи 53.3 того же Кодекса).
Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, его форма и нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 вышеприведенной статьи).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р утверждены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения пожаров (далее - нормативы обеспеченности).
Судами установлено и следует из материалов дела, что Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой при проведении проверки деятельности Минлесхоза, а также подведомственного ему учреждения КОГСАУ "Лесоохрана" выявлены нарушения требований в сфере пожарной безопасности лесов, в числе прочего, несоответствие технической оснащенности пожарным оборудованием, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарных формирований нормативам, установленным распоряжением Правительства Российской Федерации N 1605-р от 19 июля 2019 года.
В частности, обнаружено отсутствие предусмотренных таблицами 4 и 5 нормативов водосливного устройства для вертолета; комплекта пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальных ракет; металлического шкафа или сейфа; комплектов для укладки парашютных систем.
Прокурором в адрес Минлесхоза и КОГСАУ "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов" внесены представления.
Письмами от 25 апреля 2022 года N и от 20 мая 2022 года N, от 6 апреля 2022 года N прокурору сообщено о результатах рассмотрения представления. По выявленным нарушениям отмечено, что средствами субвенций из федерального бюджета на 2021, 2022 годы по вопросу оснащения лесопожарных формирований в соответствии с требованиями распоряжения Правительства Российской Федерации N 1605-р от 19 июля 2019 года, министерство не обеспечено.
В соответствии с Лесным планом Кировской области и приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 5 августа 2020 года N 753 "Об установлении лесопожарного зонирования земель лесного фонда и о признании утратившими силу некоторых приказов Федерального агентства лесного хозяйства от 7 июня 2018 года N 468" вся территория лесного фонда Кировской области разделена на авиационную и наземную зоны мониторинга пожарной опасности в лесах, одновременно являющиеся зонами применения наземных и авиационных сил пожаротушения, а именно: зона наземного обнаружения и тушения - 325, 0 тыс. га; зона авиационного обнаружения и наземного тушения - 4 614, 6 тыс. га; зона авиационного обнаружения и тушения - 3 097, 5 тыс. га.
Разрешая заявленные административные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, установив факт неукомплектования лесопожарных формирований противопожарным оборудованием и снаряжением, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, пришел к выводу о том, что допущенное административным ответчиком бездействие нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку их недостаточность для тушения лесных пожаров влечет нарушение права граждан на благоприятную окружающую среду.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с указанными выводами, в свою очередь пришёл к правильному заключению, что поскольку Минлесхоз на основании пунктов 3.1.1.14, 3.1.1.15, 3.1.3.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 28 марта 2012 года N 145/167, осуществляет самостоятельно и через подведомственные учреждения на землях лесного фонда охрану лесов, обеспечивает охрану лесов и осуществляет в установленном порядке закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), соответственно, приобретение оборудование и инвентаря, являющихся предметом иска, может быть организовано только с соблюдением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", требующего значительных временных затрат, необходимо установление в судебном акте срока исполнения требований, определив его до 1 апреля 2024 года.
Довод кассационной жалобы о том, что техническая оснащенность противопожарным оборудованием, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарных формирований КОГСАУ "Лесоохрана", согласно нормативам обеспеченности, поставлена в прямую зависимость от пределов бюджетных ассигнований, выделенных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в области лесных отношений, и прямо следует из положений пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, возложение на министерство обязанности по реализации указанного распоряжения вне зависимости от выделенных бюджетных ассигнований является заведомо невыполнимым не служит основанием для отмены судебных актов и отказа прокурору в удовлетворении иска, поскольку данные обстоятельства преодолимы и не свидетельствуют о наличии объективных препятствий, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, исключающих возможность исполнения требований нормативно-правового акта.
Доводы кассационной жалобы о том, что авиационный мониторинг лесов осуществляется КОГСАУ "Лесоохрана" с использованием самолета Ан-2 (с учетом наименьшей стоимости), в связи с чем необходимость приобретения водосливных устройств для вертолета в количестве 3 шт. отсутствует; на 2023 год за счет средств субвенций из федерального бюджета министерству выделено 100, 2 млн. руб, из которых 5, 0 млн. руб. на приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; стоимость водосливных устройств для вертолета составляет 4, 5 млн. руб, ввиду чего исполнение судебного решения при необходимости приобретения всего противопожарного снаряжения и инвентаря, определенного в вышеуказанном распоряжении, не представляется возможным, не служат основанием для отмены постановленных судебных актов, поскольку требования прокурора основаны на нормах распоряжения Правительства Российской Федерации, входящего в систему подзаконных нормативно-правовых актов, подлежащих исполнению в целях гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду - в контексте провозглашенных в ее преамбуле цели обеспечения благополучия и процветания России и ответственности за страну перед нынешним и будущими поколениями.
Несогласие подателя кассационной жалобы с порядком формирования Нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, служит основанием для защиты нарушенных прав путем оспаривания отдельных положений данного нормативно-правового акта.
В целом доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, а выражают несогласие административного ответчика с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по настоящему делу судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Кирова от 6 октября 2022 года (в неизмененной части) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 14 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 26 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.