Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 3 мая 2023 года кассационную жалобу Лукманова Р.В. на решение Красноглинского районного суда города Самары от 17 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда апелляционной инстанции от 14 февраля 2023 года по административному делу N 2а-2522/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС N 23 по Самарской области к Лукманову Р.В. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лукманов Р.В. является плательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 - 2019 годы в связи с наличием у него объектов налогообложения:
- автомобили: марки УАЗ, государственный регистрационный знак N, марки Тойота Ланд Крузер 200, государственный регистрационный знак N, марки ГАЗ 27050, государственный регистрационный знак N;
- земельные участки с кадастровыми номерами N, N
N
N
- квартиры с кадастровыми номерами N, N;
- гаражи с кадастровыми номерами N;
- жилой дом и иное строение, расположенные по адресу: "адрес"
В адрес Лукманова Р.В. налоговым органом направлено налоговое уведомление N 53661400 от 1 сентября 2020 года о необходимости уплаты земельного налога за 2019 год в размере 90110 руб, транспортного налога за 2019 год в размере 20773 руб, налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 1 826 руб. и 9517 руб.
В связи с неуплатой налоговой задолженности в адрес административного ответчика направлено требование N 56133 по состоянию на 5 августа 2021 года об уплате недоимки по земельному налогу в размере 5074 руб, 90 110 руб. и пени в размере 3812, 74 руб, об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 20773 руб. и пени в размере 807, 03 руб, об уплате недоимки по налогу на имущество в размере 9517 руб, 1826 руб. и пени в размере 369, 74 руб, 407, 82 руб. Установлен срок исполнения до 3 ноября 2021 года.
В связи с неисполнением требования налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа. 14 февраля 2022 года мировым судьей судебного участка N 20 Красноглинского судебного района города Самары Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Лукманова Р.В. недоимки по налогам и пени, который 21 марта 2022 года отменен в связи с поступившими возражениями от должника.
5 сентября 2022 года Межрайонная ИФНС России N 23 по Самарской области обратилась в суд с настоящим административным иском, просила взыскать с Лукманова Р.В. транспортный налог за 2019 год в размере 20773 руб. и пени в размере 807, 03 руб.; налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 9 517, 00 руб. и пени в размере 369, 74 руб, а также в размере 1 826, 00 руб. и пени в размере 407, 82 руб.; земельный налог за 2019 год в размере 90 110, 00 руб. и пени в размере 3500, 78 руб, а также пени за 2018 год в размере 311, 96 руб.
Решением Красноглинского районного суда города Самары от 17 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 14 февраля 2023 года, административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области удовлетворено частично, с Лукманова Р.В. взыскан за 2019 год: транспортный налог за 2019 год в размере 20773 руб. и пени в размере 807, 03 руб.; налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 9517 руб. и пени в сумме 369, 74 руб.; налог на имущество физических лиц в размере 1826 руб. и пени в сумме 407, 82 руб.; земельный налог за 2019 год в размере 90110 руб. и пени в сумме 3500, 78 руб.
Также с Лукманова Р.В. взыскана государственная пошлина в размере 3746, 22 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Лукманов Р.В. в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что налоговый орган пропустил срок обращения в суд, в связи с тем, нарушен срок направления требования.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 3, статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Из положений статей 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, в том числе автомобили.
Согласно статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со статьями 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на следующее имущество: жилой дом; квартира; комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Положениями пунктов 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания с Лукманова Р.В. пени по земельному налогу за 2018 год в размере 311, 96 руб, суд указал, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. Доказательств исполнения данной обязанности суду не представлено.
Судебные акты в данной части не оспариваются.
Удовлетворяя административные исковые требования в части взыскания недоимки за 2019 год, суд первой инстанции исходил из того, что у налогоплательщика в связи с наличием в собственности приведенного выше имущества возникла обязанность по уплате налогов. Срок и порядок обращения в суд налоговым органом соблюден. Арифметический расчет недоимки по указанным налогам и пени судом проверен и признан правильным, доказательств уплаты недоимки по обязательным платежам и пени административным ответчиком не представлено.
В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что административный иск в части взыскания недоимки за 2019 год подлежит удовлетворению.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Довод кассационной жалобы о нарушении срока направления требования, предусмотренного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, что в свою очередь повлекло нарушение срока обращения в суд, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, несостоятелен.
Статьями 363, 397, 409 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный и земельный налоги, а также налог на имущество физических лиц подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Подпунктом 5 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе в 2020 и 2022 годах издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в периоды соответственно с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) и с 1 января до 31 декабря 2023 года (включительно) продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Требование N 56133 направлено с учетом положения абзаца 5 пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики", согласно которому предельные сроки направления требования об уплате налогов, пеней увеличиваются на 6 месяцев.
Таким образом, оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноглинского районного суда города Самары от 17 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда апелляционной инстанции от 14 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лукманова Р.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.