Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Орловой И.Н. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданное 27 апреля 2023 года кассационное представление прокурора Оренбургской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 марта 2023 года по гражданскому делу N 2(2)-212/2023 по исковому заявлению прокурора Светлинского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Восточный сельсовет Светлинского района Оренбургской области об устранении нарушений в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей обстоятельства дела, содержание обжалуемого судебного постановления, доводы кассационного представления, выслушав позицию прокурора четвертого отдела (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю. не поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Ясненского районного суда Оренбургской области от 17 ноября 2022 года административные исковые требования прокурора удовлетворены.
На собственника энергопринимающего устройства (погружного насоса) - администрацию муниципального образования Восточный сельсовет Светлинского района Оренбургской области возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- исполнить требования пунктов 31, 14 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, пункта 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 8 июля 2002 года N 204, пункта 2 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442 - установить 2 категорию надежности к энергопринимающему устройству (погружному насосу) для обеспечения бесперебойной подачи населению питьевого водоснабжения, согласовать акт технологической и (или) аварийной брони с сетевой организацией, обеспечить наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией.
На администрацию муниципального образования Восточный сельсовет Светлинского района Оренбургской области возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к приобретению резервного источника питания при напряжении трехфазной сети 380 В достаточной номинальной мощностью для водозаборных скважин п. Восточный Светлинского района.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 марта 2023 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационном представлении, поступившем в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 12 мая 2023 года, прокурор Оренбургской области просит отменить апелляционное определение как постановленное при неправильном применении норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Отмечает, что судом апелляционной инстанции допущен формальный подход к разрешению заявленных требований и не соблюден баланс прав неопределенного круга лиц, жителей поселка и органа местного самоуправления.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23 мая 2023 года осуществлен переход к рассмотрению данного дела по правилам административного судопроизводства.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23 мая 2023 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
С учетом части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативно-правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
Судами установлено и следует из материалов дела, что прокурором проведена проверка в сфере жилищно-коммунального хозяйства и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и установлено, что на территории Восточного сельсовета Светлинского района Оренбургской области находятся 3 рабочие скважины водозабора, на которых отсутствует автономный (резервный) источник электроснабжения. Глубинный насос ЭЦВ 6-10-80 питается от электроэнергии (мощностью 380 Вт) и в случае отключения электроэнергии, в том числе в связи с экстремальными погодными условиями (ветер, снегопад), либо чрезвычайной ситуацией (ландшафтный пожар, затопление), при которых возможно причинение ущерба объектам экономики, в том числе линиям электропередачи, на водозаборе возможна остановка работы насоса, вследствие чего прекратится подача питьевой воды жителям частного сектора, а также в социальные объекты - школы, детский сад, учреждения культуры и органов управления.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности от 4 октября 2010 года N, составленному Светлинским РЭС ПО Восточные электрические сети ПО "Оренбургэнерго", точка присоединения ПС "Восточная" 35/10 кВ, Л-10 кВ N 9, ТП-182, Л-0, 4 кВ от ТП-182 - категория надежности электроснабжения - третья.
Разрешая заявленный административный иск и удовлетворяя его, суд первой инстанции, установив отнесение энергопринимающего устройства к третьей категории надежности при его проектировании и строительстве, исходил из того, что действующее законодательство содержит императивное требование по установлению второй категории энергоснабжения энергопринимающего устройства, в связи с чем пришел к выводу о необходимости возложения на административного ответчика обязанности по приобретению резервного источника питания для данного энергопринимающего устройства.
Суд апелляционной инстанции, не согласившись с указанными выводами, руководствуясь пунктом 1 статьи 209 и пунктом 1 статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктами 4 и 8 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области", частью 1 статьи 28, абзацем 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктом 47 Правил полного и (или) частичного ограничений режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442, пунктами 1.1.1, 1.2.17, 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 года N 204, подпунктом "п" раздела 2 приложения 2 к Инструкции по проектированию городских электрических сетей РД 34.20.185-94, утвержденной Минтопэнерго России 7 июля 1994 года, РАО "ЕЭС России" 31 мая 1994 года, пунктами 7.4, 10.1 "СП 31.13330.2021. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84", утвержденного приказом Минстроя России от 27 декабря 2021 года N 1016/пр, пришёл к заключению, что оснований для изменения категории надежности электроприёмника - погружного насоса на водозаборной скважине поселка не имеется, поскольку категория надёжности устройства на объекте водоснабжения, в частности электронасосной станции зависит от степени обеспеченности подачи воды, которая зависит от общего числа обслуживаемых жителей, а категория надёжности насосной станции, в свою очередь, определяет категорию надёжности электроснабжения.
В этой связи суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что оснований для изменения категории надежности электроприёмника -погружного насоса на водозаборной скважине посёлка Восточный Восточного сельсовета Светлинского района Оренбургской области не имеется, поскольку степень обеспеченности подачи воды, которой в свою очередь определяется категория надёжности энергопринимающего устройства, соответствует третьей категории, поскольку численность населения посёлка составляет менее 5 тыс. человек.
При этом учтено, что в материалы дела не представлены доказательства того, что установленный электроприёмник не работает, периодически выходит из строя, в результате чего допускается нарушение установленных нормативных сроков подачи водоснабжения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что изменение категории надёжности электропринимающего устройства, потребует изменение технических условий его подключения, поскольку возможность подключения по существующим техническим условиям в случае изменения категории надёжности отсутствует. Данные мероприятия повлекут значительные финансовые затраты, которые могут дестабилизировать деятельность муниципального образования по осуществлению остальных публичных полномочий.
Основания и мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришёл к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судом во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в оспариваемых актах и судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильным.
Доводы кассационного представления о том, что судом апелляционной инстанции ошибочно применены положения "СП 31.13330.2021. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84", утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 27 декабря 2021 года N 1016/пр, и Инструкция по проектированию городских электрических сетей РД 34.20.185-94", утвержденная Минтопэнерго России 7 июля 1994 года, РАО "ЕЭС России" 31 мая 1994 года, поскольку они не регулируют спорные отношения, действие указанных нормативных актов распространяется лишь на проектирование вновь строящихся и реконструируемых сооружений, категорийность энергоустановки должна была быть определена с учетом Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 8 июля 2002 года N 204, пунктом 1.1.1 которых установлено, что требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки, судебной коллегией признаются несостоятельными.
Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4) и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт 8).
Частью 3 статьи 14 того же Закона регламентировано, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Статьей 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" предусмотрено, что за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляются в том числе вопросы, предусмотренные пунктами 4 и 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что в Оренбургской области вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, и участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относятся к вопросам местного значения сельских поселений.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", целями государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
В силу абзаца 6 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, является одним из принципов и основой государственной политики в указанной сфере.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что чрезвычайная ситуация ? это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно пункту 47 Правил полного и (или) частичного ограничений режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442, введение ограничение режима потребления, в случае возникновения не регламентных отключений (повреждение линий электропередачи и (или) оборудования, в том числе в результате стихийных явлений) для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони (в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии) задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.
Пунктом 1.1.1 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 года N 204 (далее - Правила устройства электроустановок), предусмотрено, что они распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разделе 7 настоящих Правил.
Требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
В силу пункта 1.2.18 Правил устройства электроустановок в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории: первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения; второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей; третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Согласно пункту 1.2.17 Правил устройства электроустановок, категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.
В соответствии с подпунктом "п" раздела 2 приложения 2 "Инструкции по проектированию городских электрических сетей РД 34.20.185-94", утвержденной Минтопэнерго России 7 июля 1994 года, РАО "ЕЭС России" 31 мая 1994 года, к энергоприемникам второй категории относятся объединенные хозяйственно-питьевые и производственные водопроводы городов и поселков с числом жителей от 5 до 50 тыс. человек включительно; канализационные насосные станции и очистные сооружения канализации, допускающие перерывы в работе, вызванные нарушениями электроснабжения, которые могут устраняться путем оперативных переключений в электрической сети.
Пункт 7.4 "СП 31.13330.2021. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84", утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 27 декабря 2021 года N 1016/пр, устанавливает, что централизованные системы водоснабжения подразделяются на три категории по степени обеспеченности подачи воды.
Первая категория. Допускается снижение подачи воды на хозяйственнопитьевые нужды не более 30% расчетного расхода и на производственные нужды до предела, устанавливаемого аварийным графиком работы предприятий; длительность снижения подачи не должна превышать 3 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.), но не более чем на 10 мин.
Вторая категория. Величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при первой категории; длительность снижения подачи должна быть не более 10 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи нижеуказанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов или проведения ремонта, но не более чем на 6 ч.
Третья категория. Величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при первой категории; длительность снижения подачи должна быть не более 15 суток. Перерыв в подаче воды при снижении подачи ниже указанного предела допускается на время не более чем 24 ч.
При этом установлено, что объединенные хозяйственно-питьевые и производственные водопроводы поселения или городского округа при численности жителей в них более 50 тыс. человек следует относить к первой категории; от 5 до 50 тыс. человек - ко второй категории; менее 5 тыс. человек - к третьей категории.
Категорию сельскохозяйственных групповых водопроводов следует принимать по поселению с наибольшей численностью жителей.
При этом в примечаниях отражено, что для установления категории насосной станции следует принимать такую же категорию надежности электроснабжения.
Применительно к указанному правовому регулированию, судом апелляционной инстанции сделан верный вывод о том, что администрацией муниципального образования Восточный сельсовет Светлинского района Оренбургской области требования законодательства по обеспечению населения водоснабжением исполнены, категория надёжности устройства на объекте водоснабжения, в частности электронасосной станции установлена в соответствии с предъявляемыми требованиями, находящимися во взаимной связи с предъявляемыми требованиями к категории централизованной системы водоснабжения, зависимой от степени обеспеченности подачи воды, которая в свою очередь зависит от общего числа обслуживаемых жителей. Нормативно-правового акта, обязывающего орган местного самоуправления установить 2 категорию надежности к энергопринимающему устройству (погружному насосу) для обеспечения бесперебойной подачи населению питьевого водоснабжения, согласовать акт технологической и (или) аварийной брони с сетевой организацией, обеспечить наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией, не имеется.
Более того, согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:
1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;
2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;
4) при сбросе в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу;
5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.
Согласно части 4 данной статьи, в случаях, указанных в частях 1 и 3 статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения, а также транспортировки воды и (или) сточных вод осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения.
Частью 10 той же статьи предусмотрено, что в случае прекращения или ограничения водоснабжения по основаниям, указанным в пунктах 1 - 3 части 1, пунктах 1, 5 - 7 части 3 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан в течение одних суток обеспечить население питьевой водой, в том числе путем подвоза воды.
Следовательно, федеральный законодатель предусмотрел способ защиты прав граждан при возникновении аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения, в числе прочего, обусловленных авариями энергопринимающих устройств, путем обеспечения населения питьевой водой, в том числе путем подвоза воды.
В целом доводы кассационного представления не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, а выражают несогласие административного истца с выводами суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку установленных им фактических обстоятельств и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшегося по настоящему делу судебного постановления.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 марта 2023 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Оренбургской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 26 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.