Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Орловой И.Н. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 28 апреля 2023 года кассационную жалобу ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области на решение Омутнинского районного суда Кировской области от 17 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 14 февраля 2023 года по гражданскому делу N 2-970/2022 по иску прокурора Омутнинского района Кировской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области (далее - ФКУ ИК-17) о возложении обязанности провести мероприятия по лесовосстановлению.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей обстоятельства дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, объяснения в ее поддержку посредством видеоконференц-связи представителя ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области по доверенности Волошиной М.О, прокурора четвертого отдела (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Омутнинского района Кировской области, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с означенным административным исковым заявлением, указывая, что в нарушение требований действующего законодательства ФКУ ИК-17 не осуществлены запланированные работы, предусмотренные проектом освоения лесов.
Определением Омутнинского районного суда Оренбургской области от 17 ноября 2022 года прекращено производство в части требований о возложении обязанности принять меры по воспроизводству лесов путем проведения мероприятий по лесовосстановлению:
- на лесных участках, расположенных в кварталах N 11, 12, 37, 38, 67, 69, 90, 94, 104-106, 109, 110, 119, 120 Омутнинского участкового лесничества, в кварталах N 175, 176, 225, 226 Белореченского участкового лесничества Омутнинского лесничества осуществить искусственное лесовосстановление в объеме 3, 2 га, прокладку квартальных просек в объеме 0, 7 км, уход за лесом - прореживание в объеме 328 м3, уход за лесом - проходные рубки в объеме 512 м3;
- на лесных участках общей площадью 1770 га, расположенных в кварталах N 45, 46, 70 - 75 Омутнинского участкового лесничества - осуществить уход за молодняками в объеме 34, 1 га, уход за лесом - прореживание в объеме 19 м3, уход за лесом - проходные рубки в объеме 197 м3.
Решением Омутнинского районного суда Оренбургской области от 17 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 марта 2023 года, на ФКУ ИК-17 возложена обязанность принять меры по воспроизводству лесов путем проведения мероприятий по лесовосстановлению, на лесных участках общей площадью 3 309 га с местоположением: Кировская область, Омутнинский район, Омутнинское лесничество, Залазнинское участковое лесничество, кварталы N 1, 2, 6, 7, 11, 15, 16, 27, 28, 29, 50, 57, 66 осуществить работы, предусмотренные проектом освоения лесов за 2021 год: прокладку квартальных просек в объеме 0, 5 км (Кировская область, Омутнинский район, Омутнинское лесничество, Залазнинское участковое лесничество, кварталы N 1, 2, 6, 7, 11, 15, 16, 27, 28, 29, 50, 57, 66), уход за лесом - прореживание в объеме 6 м3 (Кировская область, Омутнинский район, Омутнинское лесничество, Залазнинское участковое лесничество, кварталы N 16, 27), уход за лесом - проходные рубки в объеме 96 м3 (Кировская область, Омутнинский район, Омутнинское лесничество, Залазнинское участковое лесничество, кварталы N 6, 27, 29) в срок до 1 июня 2023 года.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 12 мая 2023 года, ФКУ ИК-17 просит отменить судебные акты как постановленные при неправильном применении норм материального права, при этом дублируя доводы апелляционной жалобы. Указывает, что судами не принят во внимание довод административного ответчика об отсутствии у учреждения возможности выполнить вышеуказанные мероприятия как на данный момент, так и в срок, установленный судом, то есть до 1 июня 2023 года. Отмечает, что учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и всю деятельность по определению подрядчиков осуществляет на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", был проведен ряд мероприятий, на официальном сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru в единой информационной системе 17 апреля 2023 года было повторно было размещено извещение N, однако в установленный срок не поступило ни одной заявки от потенциальных подрядчиков. Также указывает, что судами не учтен факт того, что у ответчика отсутствует возможность внесения изменений в проект освоения лесов, что подтверждается отрицательным ответом разработчика проекта освоения лесов ООО "ЛесПроект 43" на запрос учреждения о возможности внесения изменений в действующий проект освоения лесов в части переноса выполнения рубок ухода из квартала N 6 по породе береза в какой-либо другой квартал.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23 мая 2023 года осуществлен переход к рассмотрению данного дела по правилам административного судопроизводства.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23 мая 2023 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
С учетом части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативно-правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (части 1, 2 статьи 64 ЛК РФ).
Действовавшими до 1 января 2021 года Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 ноября 2017 года N 626 (далее - Правила ухода за лесами), предусмотрено, что уход за лесами осуществляется в соответствии с настоящими Правилами в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств (лесопарков), в проектах освоения лесов.
Уход за лесами должен осуществляться лицами, использующими леса на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, или органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации (пункты 3, 4 названных Правил).
Согласно пункту 10 Правил ухода за лесами, в зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода за лесами осуществляются различные виды рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, в том числе рубки прореживания, направленные на создание в лесных насаждениях благоприятных условий для формирования стволов и крон лучших деревьев.
Аналогичные положения предусмотрены Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 года N 534, вступившими в силу с 1 января 2021 года.
Судами установлено и следует из материалов дела, что распоряжением департамента лесного хозяйства Кировской области от 15 сентября 2010 года N 1333 ФБУ ИК-17 в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен лесной участок, находящийся в государственной собственности, общей площадью 3309 га с условным номером 43-43-01/496/2010-411, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 20.36-2010-08, расположенный в Кировской области, Омутнинском районе, Омутнинском лесничестве, Залазнинском участковом лесничестве, в кварталах N 1, 2, 6, 7, 11, 15, 16, 27, 28, 29, 50, 57, 66 для использования в целях заготовки древесины.
В соответствии с вышеуказанными распоряжениями ФКУ ИК-17 обязано использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Правилами заготовки древесины, проектом освоения лесов; за свой счет осуществлять воспроизводство на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.
Распоряжением Министерства лесного хозяйства Кировской области от 31 октября 2022 года N 491 разрешено ФКУ ИК-17 дополнительно к установленным на 2022 год проектом освоения лесов объемам изъятия древесины осуществить заготовку древесины в 2022 году в объеме 0, 342 тыс. м3 за счет недоиспользованного установленного проектом освоения лесов объема изъятия древесины по распоряжению Департамента лесного хозяйства Кировской области от 15 сентября 2010 года N 1333.
Во исполнение положений пункта 2.5 распоряжения от 15 сентября 2010 года N 1333 ФКУ ИК-17 разработан проект освоения лесов на указанных лесных участках (л.д. 94 - 148).
ФКУ ИК-17 не осуществлены следующие запланированные работы, предусмотренные проектом освоения лесов за 2021 год: прокладка квартальных просек в объеме 0, 5 км (Кировская область, Омутнинский район, Омутнинское лесничество Залазнинское участковое лесничество, кварталы N 1, 2, 6, 7, 11, 15, 16, 27, 28, 29, 50, 57, 66), уход за лесом - прореживание в объеме 6 м3 (Кировская область, Омутнинский район, Омутнинское лесничество, Залазнинское участковое лесничество, кварталы N 16, 27), уход за лесом - проходные рубки в объеме 96 м3 (Кировская область, Омутнинский район, Омутнинское лесничество, Залазнинское участковое лесничество, кварталы N 6, 27, 29).
В связи с выявленными нарушениями прокурором в адрес начальника ФКУ ИК-17 внесено представление от 17 марта 2022 года N.
Письмом от 6 апреля 2022 года N прокурору сообщено, что запланированные работы, предусмотренные проектом освоения лесов за 2021 год, будут выполнены при получении положительного ответа Министерства лесного хозяйства (подписании декларации).
Разрешая заявленный административный иск, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив факт допущенных нарушений требований лесного законодательства, выразившихся в невыполнении возложенных на лесопользователя обязанностей по выполнению мероприятий по уходу за лесом, лесовосстановлению, пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований, обязав административного ответчика принять меры по воспроизводству лесов, установив в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок для исполнения до 1 июня 2023 года.
Вопреки доводам кассационной жалобы отсутствие возможностей исполнение обязанностей ввиду отсутствия заявок подрядчиков при исполнении требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", отсутствия возможности внесения изменений в проект освоения лесов, не являются уважительными причинами и не свидетельствуют о наличии у ФКУ ИК-17 объективных препятствий, исключающих возможность исполнения требований закона и проекта освоения лесов.
Выводы нижестоящих судебных инстанций, указанные в обжалуемых судебных актах, отвечают задачам и принципам административного судопроизводства, обеспечены точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением положений, регулирующих спорное правоотношение и подлежащих применению в настоящем деле.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, не установлено.
Учитывая, что доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали бы изложенные в них выводы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Омутнинского районного суда Кировской области от 17 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 14 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 26 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.