Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 10 мая 2023 года кассационную жалобу Юпатова Я.Г. на решение Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 27 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 9 ноября 2022 года по административному делу N 2а-1062/2022 по административному исковому заявлению Юпатова Я.Г. к Управлению Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, прокуратуре Удмуртской Республики, начальнику отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Удмуртской Республики советнику юстиции Ведерникову Е.В, старшему прокурору отдела предварительного рассмотрения обращений ее управления по рассмотрению обращений и документационному обеспечение Генеральной прокуратуры Российской Федерации Минаевой И.В. о признании незаконными решений.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
16 сентября 2021 года Юпатов Я.Г. через сайт Госуслуги обратился в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с заявлением N 1484571510, зарегистрированным 8 октября 2021 года под номером N ВО-414-21, о нарушении приема документов от организации и о нарушении конфиденциальности обращений, указывая, что по состоянию на 16 сентября 2021 года в прокуратуре Удмуртской Республики лежит открытая коробка, не пригодная в качестве ящика для приема обращений, поскольку не обеспечивает сохранность документов.
Сопроводительным письмом N 25-Р-228954-21/414 от 13 октября 2021 года, подписанным старшим прокурором отдела предварительного рассмотрения обращений управления по рассмотрению обращений и документационному обеспечению Генеральной прокуратуры Российской Федерации Минаевой И.В, заявление Юпатова Я.Г. направлено в прокуратуру Удмуртской Республики для рассмотрения по поднадзорности, о чем административный истец поставлен в известность.
27 октября 2021 года и.о. старшего помощника прокурора Удмуртской Республики по рассмотрению обращений и приему граждан Любимовой О.Н. по результатам рассмотрения обращения Юпатова Я.Г. от 16 сентября 2021 года дан ответ в письме N 25-138-2020/Он2138-21 об отсутствии нарушений приема документов в прокуратуре Удмуртской Республики. Административному истцу сообщено, что в прокуратуре республики на входе в здание и на информационном стенде установлены ящики "Для обращений и заявлений", доступ посторонних лиц к корреспонденции исключен. Кроме того, в течение всего рабочего дня осуществляется личный прием граждан. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой для приема документов от органов и организаций прокуратурой республики временно у поста охраны размещен бокс (коробка) для ведомственной корреспонденции.
6 октября 2021 года административный истец на личном приеме дежурного прокурора прокуратуры Удмуртской Республики обратился с жалобой на нарушение Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике правил обращения с информацией об ограничении доступа в учреждение и не соблюдении требований законодательства в сфере защиты персональных данных, зарегистрированной под номером N ВО-9765, в которой просил провести проверку в отношении Управления и принять меры по выявлению всех указанных и возможных иных нарушений и по их установлению, привлечь виновных лиц к ответственности.
Сопроводительным письмом N 7-р-7703-21/9765 от 13 октября 2021 года, подписанным начальником отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Удмуртской Республики Ведерниковым Е.В, жалоба Юпатова Я.Г. о несогласии с действиями Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике была направлена в то же учреждение для проверки доводов административного истца, о чем заявитель также поставлен в известность.
По результатам рассмотрения жалобы, поступившей из прокуратуры Удмуртской Республики, письмом N 18-00-02/021-10825-2021 от 8 ноября 2021 года руководитель Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Матюшина Н.С. уведомила Юпатова Я.Г. об отсутствии в действиях Управления нарушений требований законодательства, указанных в обращении административного истца.
Не согласившись с ответом прокуратуры Удмуртской Республики
N 7-р-7703-21/9765 от 13 октября 2021 года, Юпатов Я.Г. через сайт Госуслуги обратился в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с заявлением N 154477830, зарегистрированным 20 октября 2021 года под номером N ВО-2765-21, в котором указал, что прокуратурой Удмуртской Республики нарушается принцип не направления (запрет перенаправлять) жалобу в этот орган, на который (на чьи действия) она подана. Управление не может само себя привлечь к ответственности, многие из указанных в жалобе нарушений не входят в компетенцию данного ведомства. Прокуратурой Удмуртской Республики не проведена проверка указанных им нарушений, хотя именно прокуратура должна следить за соблюдением законодательства и принимать меры по выявлению нарушений, их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности. В заявлении Юпатов ЯГ. просил привлечь виновных в нарушениях к ответственности.
28 октября 2021 года заместителем начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Удмуртской Республики Кулябиной Н.Г. административному истцу был предоставлен ответ N 07-590-2019/20940036/Он2141-21 на обращение N ВО-2765-21 от 20 октября 2021 года, согласно которому обращение Юпатову Я.Г. правомерно направлено в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, поскольку вопросы организации приема граждан и вопросы о нарушении законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии находится в ведении указанного учреждения.
Также через сайт Госуслуги Юпатов Я.Г. обратился в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с заявлением N 1544771598, зарегистрированным 20 октября 2021 года под номером N ВО-2763-21, по результатам рассмотрения которого начальником отдела предварительного рассмотрения обращений управления по рассмотрению обращений и документационному обеспечению Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коньковой С.В. дан ответ N 25-752-2021 со ссылкой на то, что принятое решение о направлении обращения в подчиненную прокуратуру не противоречит пункту 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45, согласно которому обращения, решения, по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов.
Юпатов Я.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил признать незаконными и нарушающими его права и законные интересы:
- на подачу и надлежащее рассмотрение обращений;
- хранение Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике документов способом, не обеспечивающих их сохранность и защиту информации ограниченного доступа от доступа неограниченного круга лиц;
- ограничение пропускного режима в Управление;
- решение начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Удмуртской Республики Ведерникова Е.В, выраженное в сопроводительном письме от 13 октября 2021 года о перенаправлении обращения N 7-р-7703-21/9765 в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике;
- решение старшего прокурора отдела предварительного рассмотрения обращений управления по рассмотрению обращений и документационному обеспечению Генеральной прокуратуры Российской Федерации Минаевой И.В, выраженное в сопроводительном письме N 25-Р-228954-21/414;
- рассмотрение обращений в прокуратуру Удмуртской Республики от 6 октября 2021 года N ВО-9765-21 (и в дальнейшем его же Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике), Генеральную прокуратуру Российской Федерации: N ВО-414-21 от 8 октября 2021 года (дата подачи 16 сентября 2021 года), N ВО-2763-21 от 20 октября 2021 года, N ВО-2765-21 от 20 октября 2021 года
Также Юпатов Я.Г. просил обязать Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике устранить указанные нарушения порядка обращения с документами, содержащими информацию ограниченного доступа, обязать Генеральную прокуратуру Российской Федерации провести проверку Генеральной прокуратуры Российской Федерации в отношении прокуратуры Удмуртской Республики; обязать прокурора Удмуртской Республики провести проверку в отношении Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике и принять иные необходимые меры по восстановление прав административного истца.
Решением Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 27 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 9 ноября 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Юпатов Я.Г. ссылаясь на неправильное определение судебными инстанциями обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела, при этом приводя доводы, послужившие основанием для обращения в суд с административным иском, в кассационной жалобе просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В статье 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.
Порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан определяет Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию названных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Органами прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством (пункты 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года
N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
Порядок рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений в органах прокуратуры регулируется "Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", устанавливающая единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 (далее - Инструкция).
По результатам предварительного рассмотрения обращения гражданина принимается одно из решений, перечисленных в пункте 3.1 Инструкции, в том числе о принятии к разрешению или о направлении в другие органы.
Обращение, разрешение которого не входит (входит частично) в компетенцию данной прокуратуры или подлежит разрешению другими органами и организациями в семидневный срок с момента регистрации, направляется по принадлежности одновременно с уведомлением об этом заявителя (пункты 3.3, 3.4, 3.5 Инструкции).
Инструкцией предусмотрены способы обращения в органы и организации прокуратуры.
В соответствии с пунктом 7.13 Инструкции в каждой прокуратуре устанавливается ящик "Для обращений и заявлений", который размещается в приемной, в нижестоящих прокуратурах - в доступном для заявителей месте.
Корреспонденция из ящика ежедневно вынимается в Генеральной прокуратуре Российской Федерации работниками отдела прохождения корреспонденции управления документационного и методического обеспечения, а в других прокуратурах - специально назначенными работниками. На обращениях проставляется штамп "Из ящика для обращений и заявлений", указывается дата выемки, после чего они передаются на регистрацию и рассмотрение.
Также обращения могут быть направлены почтовой связью и через Интернет-приемную. Личный прием является одним из способов реализации права на обращение в органы и организации прокуратуры.
В соответствии с пунктом 2.3 Инструкции поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры.
Из приведенных положений законодательства следует, что решение о направлении обращения в другие органы является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению. Прямого запрета, ограничивающего направление обращений для их рассмотрения по принадлежности (за исключением прямо предусмотренных случаев) не установлено.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что незаконные действия и бездействия административных ответчиков при рассмотрении обращений административного истца отсутствуют. Обращения административного истца рассмотрены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Инструкцией, Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", правомочными должностными лицами с соблюдением установленного порядка, сроков и процедуры рассмотрения. По результатам рассмотрения обращений Юпатову Я.Г. даны исчерпывающие ответы. Несогласие с их содержанием само по себе не может служить основанием для удовлетворения административного иска.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Доводы, изложенные в жалобе о несогласии с вынесенными судебными актами, основаны на неверном толковании норм права, не содержат правовых оснований к отмене обжалуемых судебных актов, повторяют позицию, изложенную в административном исковом заявлении, в связи с чем являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 27 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от
9 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу
Юпатова Я.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.