Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А, судей Сказочкина В.Н. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 11 мая 2023 года кассационную жалобу административного ответчика - администрации "муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики" на апелляционное определение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 19 апреля 2023 года по административному делу N 2а-148/2023 по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике) в интересах неопределенного круга лиц к администрации "муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики" (далее - Администрация) о возложении обязанности организовать холодное питьевое водоснабжение.
Заслушав доклад судьи Умбетовой Э.Ж, изложившей обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что в рамках рассмотрения коллективного обращения граждан об отсутствии централизованного водоснабжения и водоразборных колонок был сделан запрос главе Администрации, из ответа которого установлено, что домовладения по "адрес" к системе централизованного холодного водоснабжения не подключены ввиду отсутствия таковой по данным улицам. Ближайшие к "адрес" водоразборные колонки расположены на расстоянии более 100 метров (от 300 до 1000 метров), и у большинства жителей имеются собственные водозаборные скважины.
Административный истец просил признать бездействие Администрации по непринятию мер к обеспечению населения, проживающего на "адрес", питьевой водой в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей граждан, незаконным (пункт 1); обязать Администрацию организовать холодное водоснабжение населения, проживающего на "адрес" в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей граждан, в срок до 1 июня 2023 года (пункт 2).
В ходе рассмотрения административный истец уточнил исковые требования, изменив формулировку пункта 2 просительной части, изложив ее в следующей редакции: "Обязать Администрацию организовать централизованное холодное питьевое водоснабжение населения, проживающего на "адрес" соответствии с требованиями санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей граждан в срок до 1 июня 2023 года".
Определением судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 15 февраля 2023 года производство по административному делу прекращено.
Апелляционным определением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 19 апреля 2023 года определение суда первой инстанции отменено, административное дело направлено в Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики для рассмотрения по существу.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 17 мая 2023 года, административный ответчик просит отменить судебный акт суда апелляционной инстанции. Полагает, что у суда первой инстанции имелись основания для прекращения производства по делу, поскольку имеется тождественность требований, заявленных Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, требованиям прокурора Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики, которые в полном объеме удовлетворены в рамках ранее рассмотренного административного дела и о чем имеется вступивший в законную силу судебный акт (дело N 2а-275/2022), в связи с чем производство по делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23 мая 2023 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы административного дела, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела, в коллективной жалобе жителей "адрес" от 25 марта 2022 года, направленной одновременно в адрес прокурора Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики, главы Администрации и Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, указана просьба принять меры и организовать устройство централизованного водопровода, а также решить вопросы финансирования указанных работ, а до решения вопроса обеспечить привозной водой надлежащего качества.
Решением Якшур-Бодьинского районного суда от 24 мая 2022 года по делу N 2а-275/2022 удовлетворены административные исковые требования прокурора Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации о признании незаконным бездействия по организации централизованного водоснабжения; на административного ответчика возложена обязанность в течение одного года после вступления решения суда в законную силу организовать централизованное водоснабжение по двум улицам с. Якшур-Бодья.
Прекращая производство по настоящему административному делу, судья районного суда, принимая во внимание вступивший в законную силу судебный акт - решение Якшур-Бодьинского районного суда от 24 мая 2022 года по административному делу N 2а-275/2022, которым удовлетворены административные исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации по организации централизованного водоснабжения, а также то, что требования Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике по настоящему административному делу, с учетом уточнения также направлены на возложение на Администрацию обязанности по организации централизованного холодного питьевого водоснабжения населения с. Якшур-Бодья в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, пришел к выводу о тождественности требований Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, заявленных в рамках настоящего спора, и требований прокурора, заявленных в рамках административного дела N 2а-275/2022, по которым принято решение об их удовлетворении.
Отменяя определение суда о прекращении производства по делу и направляя административное дело на новое рассмотрение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что предметом административного иска, заявленного Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, является возложение обязанности на орган местного самоуправления организовать централизованное холодное питьевое водоснабжение населения, тогда как предметом административного иска прокурора по административному делу N 2а-275/2022 является организация централизованного водоснабжения населения тех же улиц с. Якшур-Бодья, в связи с чем, принимая во внимание, что сама по себе организация централизованного водоснабжения не означает, что потребителям будет подаваться именно питьевая вода, соответствующая санитарным нормам и правилам, признал вывод суда первой инстанции о тождественности заявленных Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике требований и требований прокурора, заявленных в рамках дела N 2а-275/2022, не обоснованным.
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 194 КАС РФ, если иное не установлено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, суд прекращает производство по административному делу, если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в статье 2 даны основные понятия, в том числе: водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) (подпункт 4); питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции (подпункт 18); техническая вода - вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции (подпункт 24); централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (подпункт 29).
Таким образом, учитывая, что в резолютивной части решения Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 24 мая 2022 года, которым на Администрацию возложена обязанность по организации централизованной системы холодного водоснабжения, не содержится указания для водоподготовки, транспортировки и подачи какой воды абонентам (питьевой и (или) технической) она должна быть предназначена, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что основания для прекращения производства по настоящему административному делу отсутствуют.
Сведения о том, что Администрация обращалась в суд за разъяснением решения Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 24 мая 2022 года, в материалы административного дела не представлены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Изложенные в кассационной жалобе доводы выводы суда апелляционной инстанции не опровергают и не могут являться основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 19 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации "муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.