Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Тарасовой С.М. Кириченко А.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Давлетбаевой А.М. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 февраля 2023 года по гражданскому делу N 2-535/2022 по иску Давлетбаевой А.М. к Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, Комиссии по установлению стажа государственной (муниципальной) службы при Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, Администрации Главы Республики Башкортостан, Республиканской комиссии по вопросам муниципальной (государственной) службы при Администрации Главы Республики Башкортостан о признании незаконным решения комиссии по установлению стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, пояснения представителя Республиканской комиссии по вопросам муниципальной (государственной) службы в лице Администрации Главы Республики Башкортостан Назаркина А.И, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Давлетбаева А.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, комиссии по установлению стажа государственной (муниципальной) службы при администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан и Республиканской комиссии по вопросам муниципальной (государственной) службы при Администрации Главы Республики Башкортостан об установлении продолжительности стажа муниципальной службы в Республике Башкортостан - 24 года И месяцев 13 дней и признании периода работы с 22 августа 1989 года по 31 декабря 2001 года в должности счетовода-кассира в исполкоме Темясовского сельского Совета народных депутатов Баймакского района БАССР муниципальной службой.
Исковые требования мотивированы тем, что Давлетбаева А.М. работала в администрации Темясовского сельского совета в период с 22 августа 1989 года по 01 января 2002 года счетоводом-кассиром по налогам, в период с 01 января 2002 года по 12 сентября 2002 года инспектором, а также в администрации сельского поселения Темясовский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан в период с 25 августа 2005 года по 08 декабря 2015 года - инспектором и общий её стаж государственной (муниципальной) службы составляет 24 года 11 месяцев 13 дней. Распоряжением администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан N53 от 30 марта 2022 года Давлетбаевой А.М. назначена пенсия за выслугу лет с учетом стажа муниципальной службы продолжительностью 10 лет 11 месяцев 26 дней. Полагает, что указанное решение комиссии по установлению стажа муниципальной (государственной) службы незаконным, в части невключения периода работы с 22 августа 1989 года по 31 декабря 2001 года, так как признанный комиссией по установлению стажа государственной (муниципальной) службы от 09 сентября 2005 года и от 01 августа 2007 года стаж муниципальной службы установлен, никем не отменен, на основании данных решений комиссии ей производились надбавки к заработной плате.
Решением Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 15 июля 2022 года исковые требования Давлетбаевой А.М. удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 31 января 2023 года судебная коллегия перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса, ? Российской Федерации ввиду не привлечения судом первой инстанции к участию в деле в качестве соответчика Администрации Главы Республики Башкортостан при которой действует Республиканская комиссия по вопросам муниципальной (государственной) службы, к которой предъявлены исковые требования.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 февраля 2023 года Решение Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 15 июля 2022 года отменено, в удовлетворении исковых требований Давлетбаевой А.М. отказано.
В кассационной жалобе Давлетбаева А.М. просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и принять новое решение, поскольку ранее решениями комиссии по установлению стажа в 2005 и 2007 ответчики фактически признавали период ее работы с 22 августа 1989 года по 31 декабря 2001 года в должности счетовода кассира в исполкоме Темясовского сельского Совета народных депутатов Баймакского района БАССР муниципальной службой, а выводы суда, таким образом не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона.
В судебном заседании истец Давлетбаева А.М, а также иные ответчики по делу не присутствовали, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Республиканской комиссии по вопросам муниципальной (государственной) службы в лице Администрации Главы Республики Башкортостан Назаркин А.И. возражал против удовлетворения жалобы, считая обжалуемое апелляционное определение законным и обоснованным.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных выше неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как судом установлено в ходе рассмотрения дела Давлетбаева А.М. осуществляла трудовую деятельность в период с 22 августа 1989 года по 31 декабря 2001 года в качестве счетовода-кассира; в период с 01 января 2002 года по 28 декабря 2008 года - в должности инспектора; в период с 29 декабря 2008 года по 08 декабря 2015 года - в должности специалиста первой категории.
Распоряжением администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан N 53 от 30 марта 2022 года Давлетбаевой А.М. назначена пенсия за выслугу лет в размере 4 192, 71 рублей, что составляет 45% от денежного содержания 9317, 14 рублей, с учетом стажа муниципальной службы продолжительностью 10 лет 11 месяцев 26 дней.
Согласно выписке из протокола заседания Республиканской комиссии по вопросам муниципальной (государственной) службы от 23 марта 2022 года постановлено считать датой назначения Давлетбаевой А.М. пенсии за выслугу лет на муниципальной службе в Республике Башкортостан ? 15 ноября 2021 года (пункт 2).
Из вышеуказанной выписки из протокола также усматривается, что период работы Давлетбаевой А.М. с 22 августа 1989 года по 31 декабря 2001 года на должности счетовода-кассира в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет на муниципальной службе в Республике Башкортостан не засчитывается, поскольку названная должность не предусмотрена реестром муниципальных должностей муниципальной службы и (или) Перечнем специализаций муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан.
Полагая, что ответчиками неправомерно не засчитан в стаж ее муниципальной службы с 22 августа 1989 года по 31 декабря 2001 года на должности счетовода-кассира в исполкоме Темясовского сельского Совета народных депутатов Баймакского района БАССР, Темясовской сельской администрации Баймакского района для целей назначения пенсии за выслугу лет на муниципальной службе в Республике Башкортостан, истец обратилась с настоящим иском к ответчикам.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, сославшись на положения Указа Президента Российской Федерации от 03.09.97 N982 "О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет", исходя из того, что в указанный период истец получала заработную плату как госслужащий в пределах доведенных Министерством финансов Башкирской АССР лимитов финансирования фонда оплаты труда работникам аппарата органов государственного управления Баймакского района на 1990 год, в том числе сельским и поселковым Советам.
Рассматривая дело в апелляционном порядке по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о том, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия указала, что исчисление стажа муниципальной службы для целей назначения пенсии за выслугу лет, применительно к рассматриваемому спору, производится в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 03 июня 2004 года N 82-з "О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Республике Башкортостан", исходя из периодов замещения должностей муниципальной службы, предусмотренных "Реестром муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан", утвержденным Законом Республики Башкортостан от 23 декабря 2005 года N 259-3 и "Перечня специализаций муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан", утвержденного Законом Республики Башкортостан от 16 июля 2004 года N 87-з.
Должность занимаемая истцом в спорный период не предусмотрена указанными Реестром муниципальных должностей муниципальной службы и (или) Перечнем специализаций муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан.
Отклоняя доводы истца о том, что им фактически осуществлялись исполнение должностных обязанностей муниципального служащего, судебная коллегия указала, что в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих, принятым постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года N 367, должность счетовода отнесена к категории технических исполнителей, а не специалистов.
Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 августа 1986 года N 016, далее Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года N 367 (действовавшими в спорный период работы истца) в разделе классификатор должностей служащих должность истца "счетовод-кассир" не предусмотрена.
Судебная коллегия отметила, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2019 года N 478-0, установлено, что Указ Президента Российской Федерации от 03 сентября 1997 года N 982 не определял порядок исчисления стажа в целях пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих, а закреплял порядок исчисления стажа государственной службы федеральных государственных служащих, дающего право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу о том, что судом неправомерно применены к рассматриваемому спору положения Указа Президента Российской Федерации от 03 сентября 1997 года N 982, а ссылки истца на распоряжения главы администрации от 09 сентября 2005 года, от 01 августа 2007 года которым был определен стаж ее службы с учетом спорного периода, были отклонены, поскольку названные распоряжения были изданы для получения соответствующих выплат к должностному окладу, где расчет стажа является отличным от стажа для назначения пенсии за выслугу лет.
С учетом изложенного, доводы Давлетбаевой А.М. на то, что она получала заработную плату как служащий местной администрации в пределах доводимых лимитов финансирования фонда оплаты труда работников аппарата республиканских и местных органов государственного управления по Башкирской АССР, а также идентичности выполняемых обязанностей на протяжении всего периода трудовой деятельности, судебной коллегией были отклонены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о том, что правовых оснований для включения периоды работы Давлетбаевой А.М. с 22 августа 1989 года по 31 декабря 2001 года на должности счетовода-кассира в исполкоме Темясовского сельского Совета народных депутатов Баймакского района БАССР, Темясовской сельской администрации Баймакского района в стаж для назначения пенсии за выслугу лет на муниципальной службе в Республике Башкортостан не имеется.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции с данными выводами суда апелляционной инстанции соглашается и считает их обоснованными и правомерными, соответствующими нормам материального права и установленным обстоятельствам данного гражданского дела.
Как установлено судом спорный период трудовой деятельности истца имел место с 22 августа 1989 года по 31 декабря 2001 года, где истец работала на должности счетовода-кассира в исполкоме Темясовского сельского Совета народных депутатов Баймакского района БАССР, Темясовской сельской администрации Баймакского района.
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации (постановление 12-П от 16.07.2007), предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В Республике Башкортостан указанные условия для муниципальных служащих Республики Башкортостан определены Законом Республики Башкортостан от 28.03.2006 N 288-з "О порядке назначения и выплаты пенсии на муниципальной службе в Республике Башкортостан" (с последующими изменениями), а также Законом Республики Башкортостан от 3 июня 2004 года N 82-з "О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Республике Башкортостан" (с последующими изменениями).
Статьей 3 Закона Республики Башкортостан от 03.06.2004 N 82-з "О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Республике Башкортостан" установлены такие периоды:
1) периоды замещения выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы, предусмотренных Реестром выборных муниципальных должностей и муниципальных 1 должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан, утвержденным Законом Республики Башкортостан от 4 февраля 2003 года N 458-з "О Реестре выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан", муниципальных должностей муниципальной службы (должностей муниципальной службы), предусмотренных Реестром муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан, утвержденным Законом Республики Башкортостан от 23 декабря 2005 года N 259-з "О Реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан", и Перечнем специализаций муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан, утвержденным Законом Республики Башкортостан от 16 июля 2004 года N 87-з "О Перечне специализаций муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан";
2) периоды замещения должностей муниципальной службы, предусмотренных Реестром должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан, утвержденным Законом Республики Башкортостан от 7 декабря 2012 года N 617-3 "О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан";
3) периоды, включаемые в стаж государственной гражданской службы Республики Башкортостан;
4) период нахождения на инвалидности, наступившей при осуществлении полномочий по выборной муниципальной- должности, предусмотренной Реестром выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан, или муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, при исполнении обязанностей по муниципальной должности муниципальной службы, должности муниципальной службы.
Данный реестр должностей и перечень специализаций муниципальных должностей, который применяется при расчете стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет и является исчерпывающим.
Как установлено судом апелляционной инстанции должность счетовода-кассира не предусмотрена Реестром муниципальных должностей муниципальной службы и (или) Перечнем специализаций муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан и не относится к должности муниципальной службы в Республике Башкортостан.
В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 367 с 1 января 1996 года, а также ранее действовавшими общесоюзными классификаторами профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденными и введенными в действие постановлением Госстандарта Совета Министров СССР от 10 ноября 1975 года N 16 с 1 января 1976 года и постановлением Госстандарта от 27 августа 1986 года N 016 с 1 января 1987 года, должность счетовода отнесена к категории технических исполнителей, а не специалистов, а должность "счетовод-кассир" не предусмотрена в категории должностей служащих, соответственно периоды работы в государственных органах, в администрациях районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских администрациях; в аппаратах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советов на должностях счетоводов не включаются в стаж государственной службы Республики Башкортостан и муниципальной службы в Республике Башкортостан, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
Таким образом, работа счетоводом-кассиром не может быть приравнена к работе в качестве муниципального служащего и, соответственно, не может учитываться при определении стажа, дающего право на получение пенсии за выслугу лет, о чем обосновано указано судом апелляционной инстанции.
Доводам жалобы истца со ссылками на положения Указа Президента Российской Федерации от 03 сентября 1997 года N 982 и на произведенный в целях его реализации подсчет стажа распоряжениями от 09 сентября 2005 года и от 01 августа 2007 года судом апелляционной инстанции дана обоснованная правовая оценка, с которой коллегия соглашается.
Принимая во внимание, что должность счетовода-кассира не предусмотрена Реестром муниципальных должностей муниципальной службы и (или) Перечнем специализаций муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан, то оснований для включения периода работы Давлетбаевой А.М. с 22 августа 1989 года по 31 декабря 2001 года на должности счетовода-кассира в исполкоме Темясовского сельского Совета народных депутатов Баймакского района БАССР, Темясовской сельской администрации Баймакского района в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет на муниципальной службе в Республике Башкортостан и перерасчета пенсии с учетом данного периода не имеется.
Выводы суда апелляционной инстанции об отменен решения суда первой инстанции и отказе в удовлетворении заявленных требований, таким образом, законны и обоснованы.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, при рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебных постановлений.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судом и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 февраля 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Давлетбаевой А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи С.М. Тарасова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.