Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Тарасовой С.М. Кириченко А.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 14 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 21 февраля 2023 года по гражданскому делу N 2-4732/2022 по иску Молокова Э.В. к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области и Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Тольятти о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, пояснения представителя ГУ МВД РФ по Самарской области Павлова Н.В, представителя Молокова Э.В. - Маховой К.А, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Истец Молоков Э.В. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Самарской области, Управлению МВД России по г. Тольятти Самарской области о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области.
В обосновании своих требований Молоков Э.В. ссылался на то, что он с 22.07.2003г. по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Истец работает в должности майора полиции старшего оперативного дежурного дежурной части ОП N 22 У МВД России по г..Тольятти. С 24.09.2013г. истец с семьей в составе 3-х человек (Молоков Э.В, Р, сын Н.) состояли на учете для получения единовременной выплаты (уникальный номер N от 13.11.2013г.) Согласно выписки из протокола решения Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области от 28.06.2022г. N, утвержденного распоряжением ГУ МВД России по Самарской области 07.07.2022г. N истец был снят с учета на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам полиции с составом семьи из Зх человек на основании п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Снятие с учета ответчик мотивирует следующими обстоятельствами: 28.06.2018г. Т. (мать супруги) приобрела по договору купли-продажи квартиру, общей площадью 68, 1 кв.м, расположенную по адресу: г..Тольятти, ул. Офицерская, "адрес". В указанной квартире 01.11.2018г. был зарегистрирован истец со своей семьей. Обеспеченность общей площадью жилых помещений на одного человека составляет - 22, 7 кв.м. Также в собственности Т. имеется жилое помещение общей площадью 39, 9 кв.м, расположенное по адресу: г..Тольятти, Цветной бульвар, "адрес". Таким образом, ответчик считает, что истец и члены его семьи по месту проживания обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи по 28, 47 кв.м, что более 15 кв.м. С решением комиссии истец не согласен считает, что оно вынесено с нарушением норм действующего законодательства. Правовых оснований для снятия истца с учета у ответчика - не имелось. Квартира по адресу: г..Тольятти, ул.
Офицерская, "адрес" принадлежит на праве собственности - Т. (мать супруги). В указанную квартиру истец со своей семьей был вселен с согласия собственника, именно как член семьи дочери - Т. Истец со своей семьей с Т. совместно - не проживают. В связи с чем, позиция ответчика в качестве учета в пользовании истца и членов его семьи имущества (квартиры площадью 68, 1 кв.м.) Т. - не обоснована и несостоятельна. Мать третьего лица членом семьи истца не является, перечисленное ответчиком в решении имущество Т. является ее личным имуществом, принадлежащим ей на праве собственности. Имущество матери третьего лица к истцу, как к лицу, нуждающемуся в жилом помещении, какого - либо отношения не имеет.
Основываясь на вышеизложенном, истец просил суд признать решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области от 28.06.2022г. N, утверждённое распоряжением ГУ МВД России по Самарской области от 07.07.2022г. N о снятии Молокова Э.В. с составом семьи 3 человека с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - незаконным. Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области восстановить Молокова Э.В. с составом семьи 3 человека (Молоков Э.В, Р, Н.) в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления о постановки на учет - 24.09.2013 года.
Решением Октябрьского районного суда г.Самара от 14.10.2022 г. постановлено: "Признать решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области от 28.06.2022 г. N, утвержденное распоряжением ГУ МВД России по Самарской области от 07.07.2022г. N о снятии Молокова Э.В. с составом семьи 3 человека с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - незаконным.
Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области восстановить Молокова Э.В. с составом семьи 3 человека (Молоков Э.В, Р, Н.) в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления о постановки на учет - 24.09.2013 года".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 21 февраля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик ГУ МВД РФ по Самарской области просит об отмене судебных актов по делу как незаконных и необоснованных, ссылаясь на то, что при подсчете уровня обеспеченности Молокова Э.В. необходимо учитывать площадь всех жилых помещений, принадлежащих сотруднику и членам его семьи, включая принадлежащих его теще Т, поскольку были вселены в принадлежащее ей жилое помещение в качестве членов своей семьи.
В судебном заседании истец Молоков Э.В, третье лицо Р, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Н, не присутствовали, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика ГУ МВД РФ по Самарской области Павлов Н.В. доводы жалобы поддержал, просил об отмене судебных актов по делу и направить дело на новое рассмотрение.
Представитель истца Молокова Э.В. по доверенности Махова К.А. возражала против удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных выше неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела Молоков Э.В. с 22.07.2003г. по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации в должности майора полиции старшего оперативного дежурного дежурной части ОП N 22 У МВД России по г. Тольятти.
С 24.09.2013г. Молоков Э.В. с семьей в составе 3-х человек (Молоков Э.В, Р, сын Н.) состояли на учете для получения единовременной выплаты (уникальный номер N от 13.11.2013г.).
Согласно выписке из протокола решения Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области от 28.06.2022г. N, утвержденного распоряжением ГУ МВД России по Самарской области 07.07.2022г. N Молоков Э.В. был снят с учета на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам полиции с составом семьи из 3х человек на основании п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" поскольку 28.06.2018г. Т. (мать супруги) приобрела по договору купли-продажи квартиру, общей площадью 68, 1 кв.м, расположенную по адресу: г. Тольятти, ул. Офицерская, "адрес". В указанной квартире 01.11.2018г. был зарегистрирован Молоков Э.В. со своей семьей. Обеспеченность общей площадью жилых помещений на одного человека составляет - 22, 7 кв.м. Также в собственности Т. имеется жилое помещение общей площадью 39, 9 кв.м, расположенное по адресу: г. Тольятти, Цветной бульвар, "адрес". Таким образом, ответчик пришел к выводу о том, что Молоков Э.В. и члены его семьи по месту проживания обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи по 28, 47 кв.м, что более 15 кв.м.
Признавая указанное решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области от 28.06.2022г. N и восстанавливая истца в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд исходил из того, что в квартиру по адресу: г. Тольятти, ул. Офицерская, "адрес", в качестве члена семьи Т. не вселялся, совместно с ней не проживает, членом семьи собственника не является, ввиду чего Молоков Э.В. и члены его семьи обеспечены жилым помещением менее установленных 15 кв.м. на каждого члена семьи истца.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и приобщив к материалам дела дополнительные доказательства, согласился с выводами суда первой инстанции, установив, что отношения по пользованию истцом указанным жилым помещением, принадлежащим Т. обусловлены не семейными отношениями между ними, а договором о безвозмездном пользовании с 2018 года.
Также суд апелляционной инстанции указал, что ранее при решении вопроса о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты в 2013 году, ответчик, при схожих обстоятельствах, не признавал Молокова Е.В. в качестве члена семьи собственника Т, ввиду чего доводы представителя ответчика об ошибочности постановке истца на учет, были отклонены судебной коллегией исходя из того, что данные обстоятельства не устанавливались и не рассматривались жилищно-бытовой комиссией.
У судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований не согласиться с указанными выводами как основанными на верно установленных обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального права.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (подпункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 8 названных Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
По смыслу нормативных положений части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ, применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника или гражданина уволенного со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты.
Как установлено судами, истец, его супруга и ребенок на момент с 2018 года проживают в жилом помещении по адресу: г. Тольятти, ул. Офицерская, "адрес" принадлежит на праве собственности - Т. (мать супруги). Т. совместно с истцом и членами его семьи не проживает, проживает в ином жилом помещении, принадлежащем ей также на праве собственности.
Отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан, регулируются нормами жилищного законодательства.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, что установлено частью 2 статьи 30 Жилищного кодекса РФ.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания. Однако гражданину на праве собственности могут принадлежать несколько жилых помещений, и проживать он может в любом из них, а не только в том жилом помещении, в котором проживают вселенные им в качестве членов семьи другие лица.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи.
Вместе с тем, возможность пользования лицами, вселенными в принадлежащее ему жилое помещение его собственником, исходя из положений части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации может определяться соглашением между такими лицами и собственником жилого помещения, которым отношения по пользованию носят иной характер по сравнению с членами семьи собственника.
Указанные обстоятельства подлежат установлению судами в каждом конкретном случае исходя из совокупности всех представленных сторонами доказательств.
Суд первой и второй инстанции исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, пришли к выводу о том, что Молоков Э.В. членом семьи Т. не является и в таковом качестве не вселялся, они имеют регистрацию по разным адресам, не ведут общего совместного хозяйства, взаимной материальной поддержки не оказывают. Т. истца членом своей семьи не считает, право на ее имущество за истцом не признает. Т. предоставила свою квартиру истцу и членам его семьи для временного проживания на основании соответствующего договора о срочном безвозмездном пользовании.
Выводы судов и оценка доказательств по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подробно приведены в оспариваемых судебных актах, исследованные судами доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости, нарушений порядка их исследования и оценки не усматривается.
Таким образом суды правомерно пришли к выводу о том, что право пользования истца и членов его семьи жилым помещением по адресу: г. Тольятти, ул. Офицерская, "адрес" не обусловлено наличием семейных отношений с Т. и в качестве члена ее семьи в данное жилое помещение они не вселялись.
При подобных обстоятельствах является правомерным и вывод судебных инстанций о том, что при подсчете уровня обеспеченности истца, как сотрудника полиции, претендующего на предоставление единовременной социальной выплаты, площадь жилых помещений, принадлежащих Т. учету не подлежит.
Доводы кассационной жалобы о неправильном определении судом даты с которой истца надлежит восстановить, ранее ответчиком в апелляционном порядке не заявлялся, судебной коллегией отклоняется как не заслуживающий внимание.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N247-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона N247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона N247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии.
Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).
Согласно пункта 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (пункт 18 Правил).
На основании пункта 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Таким образом, при определении порядка очередности учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
Иное толкование противоречит вышеприведенным Правилам и положениям части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, учитывая, что при определении порядка очередности юридически значимыми сведениями являются совокупность двух условий: стаж службы и дата подачи заявления.
Между тем, в приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 5 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Анализ действующего материального права, регулирующего спорные правоотношения, позволяет сделать вывод, что законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет (дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет), поскольку из анализа вышеприведенных положений Правил следует, что дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти и является датой постановки на учет.
Согласно пункту 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ.
Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятия с такого учета утвержден приказом МВД РФ от 30 марта 2012 года N 207 (далее - Порядок).
Согласно пункту 6 Порядка формирование базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, а также снятых с данного учета, по форме согласно приложению к Порядку.
Пунктом 8 Порядка установлено, что первичная информация в базу данных вносится на основании правовых актов с присвоением восемнадцатизначного уникального номера, в котором 1 символ - код федерального округа РФ, 2 и 3 - код субъекта РФ, с 4 по 6 - код уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 - день, месяц и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 - номер учетного дела. При этом из Приложения к Порядку следует, что в электронную базу данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, вносятся уникальный номер, сведения о сотруднике и членах его семьи, специальное звание, также в обязательном порядке стаж службы в ОВД, дата подачи заявления и дата принятия на учет (номер, дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет).
Поскольку суды не признавали право на постановку на учет, а восстанавливали право истца, то есть восстанавливали его в очереди, то указание даты подачи заявления не влияет на правильность вынесения решения, поскольку имеет значение и дата принятия заявления и дата принятия решения о постановке на учет, которые вносятся в книгу учета.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Самары от 14 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 21 февраля 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи С.М. Тарасова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.