Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Крамаренко Т.М, судей Крыгиной Е.В, Емелина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Иркутского областного суда, кассационную жалобу Давлетхановой Ж.Н. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 26.09.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 12.01.2023 по гражданскому делу N 2-9081/2022 по исковому заявлению Давлетхановой Ж.Н. к Исполнительному комитету муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Татарстан, признании отказа в принятии на учёт в качестве многодетной семьи с ребёнком-инвалидом, нуждающейся в жилом помещении, незаконным и возложении обязанности по постановке на учёт, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки в виде внеочередного получения жилого помещения, субсидий и сертификата на приобретение жилья, признании отказа во включении многодетной семьи с ребенком-инвалидом в списки на бесплатное получение земельного участка незаконным и возложении обязанности по постановке на учёт и предоставлению земельного участка.
Заслушав доклад судьи Крамаренко Т.М, пояснения представителя Давлетхановой Ж.Н. - Мамонтовой Е.Н, действующей на основании доверенности от 10.01.2023, выданной сроком на 5 лет, судебная коллегия
установил:
Давлетханова Ж.Н. обратилась в суд с названным иском к Исполнительному комитету муниципального образования г..Набережные Челны (далее - Исполком г..Набережные Челны), указав, что 13.08.2021 обратилась к ответчику с заявлением о постановки на учёт нуждающихся в жилом помещении и улучшении жилищных условий, включения в списки граждан, имеющих право на бесплатное получение земельного участка. На основании договора аренды от 15.10.2019 истица и ее пятеро детей без регистрации фактически проживают по адресу: "адрес" Ответом от 20.08.2021 N Д-364 истице отказано в постановке на учёт, поскольку её семья зарегистрирована в Республике Башкортостан. Сын истицы ФИО4 является инвалидом с детства, страдает тяжелой формой хронического заболевания, имеет право на внеочередное предоставление жилья. Сама она награждена медалью "Материнская слава. По утверждению истицы, по месту регистрации: "адрес", Давлетхановы проживать не могут, поскольку деревянный дом площадью 17 кв.м не пригоден для проживания, что подтверждается актом обследования материально-бытового положения, составленного отделом труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Бураевскому району. Истица вместе с детьми проживает в "адрес" с 2017 года, постоянно осуществляет трудовую деятельность. Несовершеннолетний ФИО2 с 2018 года по 2020 года посещал детский сад комбинированного вида N "Сказка" г..Набережные Челны; ФИО4 обучается в МБОУ "Набережночелнинская школа N с ограниченными возможностями здоровья"; ФИО2 обучается в МБОУ "Средняя образовательная школа N"; ФИО3 обучается в МБОУ "Средняя образовательная школа N". Кроме того, на иждивении истицы находится совершеннолетний сын ФИО2, студент Института истории и государственного управления Башкирского государственного университета "Государственное и муниципальное управление", обучающийся на платной основе.
Установление факта постоянного проживания на территории Республики Татарстан имеет для истицы юридическое значение и необходимо для получения меры социальной поддержки населения в виде признания права на принятие на учёт в качестве семьи, нуждающейся в жилом помещении, права на внеочередное получение жилого помещения как многодетной семье, имеющей ребёнка-инвалида, права получения мер дополнительной социальной поддержки в виде получения субсидий и сертификата для приобретения жилья, включение в списки граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 26.09.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 12.01.2023, исковые требования Давлетхановой Ж.Н. к Исполнительному комитету муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Татарстан, признании отказа в принятии на учёт в качестве многодетной семьи с ребёнком-инвалидом, нуждающейся в жилом помещении, незаконным и возложении обязанности по постановке на учёт, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки в виде внеочередного получения жилого помещения, субсидий и сертификата на приобретение жилья, признании отказа во включении многодетной семьи с ребенком-инвалидом в списки на бесплатное получение земельного участка незаконным и возложении обязанности по постановке на учёт и предоставлению земельного участка оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений, указывается на нарушение судами норм материального и процессуального права при их вынесении.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
В судебном заседании представитель Давлетханова Ж.Н. - Мамонтова Е.Н. доводы кассационной жалобы поддержала.
Иные лица, участвовавшие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебное заседание от представителя Давлетхановой Ж.Н. - Мамонтовой Е.Н. поступило ходатайство о приобщении к материалам дела ответа Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан от 03.03.2023 исх. N Д-87-от, а также ходатайство о привлечении к участию в процессе Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан в форме дачи заключения по делу.
Указанные ходатайства судебной коллегией отклоняются, поскольку в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе принимать и исследовать дополнительные доказательства по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанции были допущены нарушения норм материального и процессуального права и они выразились в следующем.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 19.02.2020 Давлетханова Ж.Н. получила паспорт гражданина Российской Федерации серии 9219 N 701967 в Министерстве внутренних дел по Республике Татарстан.
Согласно паспортам и свидетельствам о рождении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходятся истице сыновьями.
ФИО4 является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена (повторно) с 01.04.2017, сроком до 22.12.2026; страдает хроническим заболеванием (код заболевания по МКБ-10*), при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Как видно из представленных в материалы дела справок, ФИО2 обучается на 4 курсе института Истории государственного управления Башкирского государственного университета, ФИО4, ФИО3, ФИО2 обучаются в школах г. Набережные Челны, ФИО2 в период с 2018 года по 2020 год посещал МБОУ "Детский сад комбинированного вида N "Сказка" г. Набережные Челны; ФИО1 с 28.11.2016 работает в ПАО "КАМАЗ" слесарем механосборочных работ. С 2017 года истица в г. Набережные Челны осуществляла трудовую деятельность, что подтверждается копией трудовой книжки N.
В подтверждение факта проживания Давлетхановых в г. Набережные Челны за период с 2017 года по 2019 год представлены договоры аренды жилых помещений.
Из письма администрации Бураевского района Республики Башкортостан от 15.10.2019 следует, что ФИО4 включён в список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, вставших на учёт после 01.01.2005 и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, и будет обеспечен жильём в порядке очередности, исходя из финансовых средств, выделяемых бюджетом Республики Башкортостан.
Справкой Тазларовского сельсовета Бураевского район Республики Башкортостан подтверждается регистрация истицы и членов её семьи по адресу: "адрес".
Согласно справке от 21.06.2022 N 1202, выданной администрацией муниципального района Бураевского района, ФИО4 признан нуждающимся в жилом помещении Тазларовским сельсоветом 25.02.2015; включен в список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после 01.01.2005 и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний по Бураевскому району Республики Башкортостан.
Письмом Администрации Автозаводского района Исполкома г. Набережные Челны от 29.07.2021 N Д-332 истице отказано в предоставлении жилого помещения и земельного участка, поскольку она не состоит на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении, и не обращалась с заявлением о включении её в соответствующие списки.
Письмом Администрации Автозаводского района Исполкома г. Набережные Челны от 20.08.2021 N Д-364 истице отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях и предоставлении земельного участка в связи отсутствием регистрации в Республике Татарстан.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что поскольку истец с членами своей семьи зарегистрирована в Республике Башкортостан, у ответчика отсутствуют правовые основания для постановки семьи истца на учет и оказания мер социальной поддержки. При этом установление факта проживания истицы и членов ее семьи на территории Республики Татарстан с 2017 года не имеет для заявителя правового значения применительно к вопросу получения социальных льгот.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, признав их верными. Дополнительно, сославшись на нормы Земельного кодекса Республики Татарстан, указал, что земельный участок многодетной семье без торгов бесплатно предоставляется при наличии двух условий: семья состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, при этом хотя бы один из родителей или единственный родитель проживает на территории Республики Татарстан на протяжении пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о предоставлении земельного участка. Таким образом, региональный законодатель определилусловия относительно предоставления земельного участка бесплатно, которые истцом соблюдены не были.
Согласно доводам кассационной жалобы, суды указали, что семья поставлена на учет по улучшению жилищных условий в Республике Башкортостан. Между тем, с 2017 года семья проживает в Республике Татарстан. При этом истица не осуществляла прохождение установленной законом ежегодной перерегистрации в Республике Башкортостан, предусмотренной для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Соответственно, многодетная семья на таком учете не состоит. Кроме того, многодетная семья не состоит и никогда не состояла в Республике Башкортостан на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков.
Также, применяя абзац 5 пункта 3 статьи 32 Жилищного кодекса Республики Татарстан, указывающий на ценз оседлости, апелляционный суд не принял во внимание, что данный абзац введен Законом Республики Татарстан от 25.07.2022 N 45-ЗРТ "О внесении изменений в статьи 32 и 32.1 Земельного кодекса Республики Татарстан" (принят ГС РТ 14.07.2022), в то время, как заявление в администрацию подано истцом в 2021 году, а значит, указанные положения закона не подлежат применению к правоотношению сторон.
Применяя формальный подход, суды первой и апелляционной инстанции попирают конституционные права и свободы членов многодетной семьи, являющихся гражданами Российской Федерации. Более того, суд нарушает принципы, провозглашенные статьей 3 Конвенции о правах ребенка ((одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)), в соответствии с которыми судебный спор решается в интересах ребенка, с учетом необходимости максимальной защиты интересов ребенка и, согласно принципу наилучшего обеспечения интересов и прав ребенка.
Таким образом, ошибка судов первой и апелляционной инстанции заключается в применении формального подхода к оценке доказательств и разрешению спора, нежелании внимательно выслушать сторону, что привело к нарушению права многодетной семьи на судебную защиту, гарантированного Конституцией Российской Федерации.
По мнению заявителя, отсутствие регистрации семьи по месту фактического проживания не является основанием для отказа в постановке на учет как нуждающихся в жилом помещении. Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не предусматривает регистрацию по месту жительства в качестве обязательного условия реализации права граждан на постановку на учет для улучшения жилищных условий.
Исходя из сложившейся судебной практики регистрация по месту жительства или по месту пребывания не рассматривается в качестве единственного доказательства, способного подтвердить местонахождение гражданина.
Заявитель полагает, что судом неправильно применены к спорным отношениям нормативные положения федерального и регионального законодательства ввиду следующего: на учет принимаются граждане по месту их жительства; регистрация не входит в понятие "место жительства"; нормативно установленный перечень документов, предоставляемый с заявлением, не содержит указания на регистрацию, не содержит требований о наличие сведений только от органов регистрационного учета; заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие постоянное место жительства; регистрация не может носить распорядительного характера, не можем служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Также полагает, что процессуальные основания для отмены заочного решения по настоящему делу у суда отсутствовали.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает доводы кассационной жалобы заслуживающими внимание.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне.
Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В силу положений статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В части 16 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
Указанное право предоставляется в качестве меры социальной поддержки, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
Статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 названного Кодекса.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекс Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований (пункт 1 статьи 39.19 Земельного кодекс Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекс Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в вышеприведенном подп. 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, а также порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В Республике Татарстан указанная норма нашла свое развитие в Земельном кодексе Республики Татарстан, в котором законодатель закрепил случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в том числе конкретный перечень необходимых условий для постановки такой семьи на соответствующий учет.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, определено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства, в то время как местом пребывания гражданина является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.01.2019 N 160-О, положения части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации не лишают граждан при отсутствии у них постоянного места жительства права встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях путем подачи заявления и документов, подтверждающие их право состоять на учете (кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет), в орган местного самоуправления по месту пребывания (фактического проживания).
Также, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 N 4-П, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются совокупностью норм, приведенных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", так и в других нормативных актах.
При этом, регистрация не входит в это понятие и является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Отсутствие регистрации не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Указанные положения судами первой и апелляционной инстанции учтены не были.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 196 данного кодекса при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Данные требования в силу части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 12.01.2023 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона. При этом следует проанализировать доводы кассационной жалобы Давлетхановой Ж.Н. о возможности применения абзаца 5 пункта 3 статьи 32 Земельного кодекса Республики Татарстан, введенным в действие Законом Республики Татарстан от 25.07.2022 N 45-ЗРТ "О внесении изменений в статьи 32 и 32.1 Земельного кодекса Республики Татарстан" к рассматриваемым правоотношениям.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 12.01.2023 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Т.М. Крамаренко
Судьи Е.В. Крыгина
А.В. Емелин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.