Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу ФИО1 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 17 Ленинского района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 16 Ленинского района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, от 11 апреля 2023 г., вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 17 Ленинского района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 16 Ленинского района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, от 11 апреля 2023 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок один год шесть месяцев.
Постановление мирового судьи судебного участка N 17 Ленинского района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 16 Ленинского района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, от 11 апреля 2023 г. в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит отменить названный выше судебный акт и направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В силу абзаца 1 пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
В соответствии с частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно примечанию к данной норме, употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0, 16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0, 3 и более грамма на один литр крови, либо в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.
Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выводы о том, что ФИО1 18 мая 2022 г. в 23 часа 35 минут на 30 км автомобильной дороги "Алагир-Владикавказ", в нарушение пункта 2.7 Правил дорожного движения, управлял транспортным средством марки ВАЗ 211440, государственный регистрационный знак N, находясь в состоянии опьянения.
Рассматривая дело об административном правонарушении, мировой судья признал доказанным совершение ФИО1 вменяемого ему административного правонарушения при изложенных выше обстоятельствах.
Вместе с тем вынесенный по делу судебный акт нельзя признать законным и обоснованным ввиду следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названных статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса, устанавливающей обязанность судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности.
Между тем, материалы дела не позволяют признать, что при его рассмотрении требования приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены должным образом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Требования, предъявляемые к протоколу об административном правонарушении, порядок и правила его составления регламентированы статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом согласно части 4 статьи 28.2 названного Кодекса физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Толкование приведенных правовых норм в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменение сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производится также в присутствии лица, в отношении которого он составлен. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены только при наличии сведений о надлежащем извещении лица, в отношении которого он составлен.
Таким образом, названными выше нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении и внесении в него изменений. Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом ГИБДД 07 июня 2022 г, то есть не в день выявления факта управления им транспортным средством (18 мая 2022 г.) с признаками опьянения и совершения процессуальных действий по применению мер обеспечения производства по делу, что вызвано необходимостью проведения химико-токсикологических исследований отобранного у ФИО1 биологического объекта.
В материалах дела имеется адресованное ФИО1 уведомление о том, что протокол об административном правонарушении будет составлен 03 июня 2022 г. (л.д. 25). Однако уведомление на дату составления протокола, то есть на 07 июня 2022 г, в материалах дела отсутствует.
В протоколе об административном правонарушении отражено, что ФИО1 отказался подписать данный процессуальный документ. Однако из содержания протокола об административном правонарушении, учитывая отсутствие в материалах дела уведомления на 07 июня 2022 г, невозможно определить, присутствовал ли ФИО1 при его составлении. Более того, протокол об административном правонарушении содержит неоговоренное исправление в части даты и времени совершения административного правонарушения.
В одном из файлов приложенной к материалам дела видеозаписи имеются сведения, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии ФИО1 Однако, учитывая то, что видеозапись представлена несколькими видеофайлами, в целях установления, когда осуществлялась данная видеозапись, в какую дату и при каких обстоятельствах составлялся протокол об административном правонарушении и вносились в него изменения, каким образом был извещен ФИО1 о месте и времени его составления, в судебное заседание не вызван и не допрошен в качестве свидетеля сотрудник ДПС, которым оформлен данный процессуальный документ.
Обжалуемый судебный акт выводы о проверке мировым судьей соблюдения должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит.
Согласно части 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
В соответствии с частью 2 статьи 24.4 и требованиями статьи 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ходатайство подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
К жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 приобщены вторые экземпляры письменных объяснений, ходатайств о назначении судебной медицинской наркологической экспертизы и о вызове в судебное заседание врача-нарколога ФИО3, на которых имеются штампы судебного участка N 2 Алагирского судебного района Республики Северная Осетия-Алания, подтверждающие поступление указанных документов в судебный участок.
Однако в материалах дела указанные документы отсутствуют, как и отсутствуют сведения о рассмотрении заявленных ходатайств в установленном приведенными правовыми нормами порядке.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу, надлежащим образом не проверены и требования, предусмотренные статьями 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом, мировым судьей не соблюдены.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного постановление мирового судьи судебного участка N 17 Ленинского района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 16 Ленинского района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, от 11 апреля 2023 г, вынесенное в отношении ФИО1 по настоящему делу, подлежит отмене, и, поскольку на момент рассмотрения жалобы в Пятом кассационном суде общей юрисдикции срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности с учетом направления дела для рассмотрения по месту его жительства согласно заявленному им ходатайству (ходатайство мировым судьей судебного участка N 2 Алагирского судебного района Республики Северная Осетия-Алания удовлетворено 25 октября 2022 г, дело мировому судье судебного участка N 16 Ленинского района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания поступило 09 января 2023 г.) не истек, дело подлежит возвращению в мировому судье судебного участка N 16 Ленинского района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении следует учесть изложенное в настоящем постановлении, принять меры по полному и объективному выяснению обстоятельств дела, разрешить в установленном порядке заявленные ФИО1 ходатайства, дать надлежащую оценку имеющимся в материалах дела доказательствам в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 17 Ленинского района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 16 Ленинского района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, от 11 апреля 2023 г, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить дело об административном правонарушении мировому судье судебного участка N 16 Ленинского района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания на новое рассмотрение.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
мировой судья Дзобелов К.О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным постановление о привлечении к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, поскольку не были соблюдены процессуальные требования при составлении протокола. В материалах дела отсутствовали доказательства надлежащего уведомления о времени и месте составления протокола, а также не была обеспечена возможность для лица представить свои объяснения. Дело направлено на новое рассмотрение с учетом указанных нарушений.