Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14 июня 2023 г., вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 10 Моздокского судебного района Республики Северная Осетия-Алания от 31 марта 2023 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме) производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Решением судьи Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14 июня 2023 г. по результатам рассмотрения жалобы инспектора ОР ДПС ГИБДД ОМВД России по Моздокскому району Республики Северная Осетия-Алания ФИО9 постановление мирового судьи судебного участка N 10 Моздокского судебного района Республики Северная Осетия-Алания от 31 марта 2023 г. отменено, дело возвращено тому же мировому судье на новое рассмотрение.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит отменить решение судьи Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14 июня 2023 г, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучение вынесенных по делу судебных актов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно пункту 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
В соответствии с частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно примечанию к данной норме, употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0, 16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0, 3 и более грамма на один литр крови, либо в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.
Как усматривается из содержания вынесенных по делу судебных актов, основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выводы о том, что ФИО1 18 ноября 2022 г. в 16 часов 40 минут в районе "адрес" в "адрес" ФИО2 "адрес" Республики Северная Осетия-Алания управлял транспортным средством - мопедом "Альфа", не подлежащим регистрации в органах ГИБДД, находясь в состоянии опьянения, чем нарушил пункт 2.7 Правил дорожного движения. Такие его действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Рассматривая дело об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу о недопустимости в качестве доказательств протокола об отстранении от управления транспортными средством, акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, посчитав их полученными с нарушением требований законодательства Российской Федерации, и об отсутствии ввиду изложенного в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что явилось основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении по соответствующему основанию.
Судья районного суда, проверяя законность и обоснованность вынесенного по делу постановления, установил, что мировым судьей не приняты меры по всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела, не дана надлежащая правовая оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам, в связи с чем признал решение о прекращении производства по делу принятым без достаточных на то оснований, что явилось основанием для отмены вынесенного мировым судьей постановления и направления дела на новое рассмотрение.
Не согласиться с выводами судьи районного суда оснований не имеется.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Пересмотр постановлений по делу об административном правонарушении, предусмотренный главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является одной из стадий производства по делу об административном правонарушении.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Виды решений, которые принимаются по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотрены частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 октября 2013 года N 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Приведенные судьей районного суда в обоснование отмены вынесенного по делу судебного акта и возвращения дела на новое рассмотрение выводы, свидетельствующие в рассматриваемом случае о невыполнении мировым судьей требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела, позволяют признать, что они основаны на правильном применении положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, оснований для несогласия с выводами, изложенными в решении судьи ФИО2 районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14 июня 2023 г, не имеется. При этом следует учесть, что данное решение лишь указывает на необходимость устранения допущенных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности (невиновности) лица, привлекаемого к административной ответственности.
ФИО1 не лишен возможности выразить отношение к вменяемому ему административному правонарушению при новом рассмотрении дела, в том числе привести изложенные в поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции жалобе доводы, которые подлежат проверке мировым судьей с учетом положений статьи 24.1, 26.1, 26. 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы дела на новое рассмотрение направлены в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений норм процессуального закона, допущенных судьей ФИО2 районного суда Республики Северная Осетия-Алания при рассмотрении жалобы на вынесенное по делу постановление, не установлено, как и не установлено обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену решения судьи ФИО2 районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14 июня 2023 г.
Допущенная в мотивировочной части решения судьи ФИО2 районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14 июня 2023 г. ошибка, а именно указание на то, что жалоба инспектора ГИБДД ФИО2 А.К. жалоба является необоснованной, свидетельствует о допущенной описке, которая может быть исправлена в порядке, предусмотренном статьей 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не может быть признано обстоятельством, влекущим отмену данного судебного акта.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14 июня 2023 г, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
мировой судья Кабисов В.Г, судья районного суда Карабахциева О.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что решение о прекращении дела об административном правонарушении было принято без достаточных оснований, так как мировой судья не учел все доказательства и не провел всестороннее исследование обстоятельств. В связи с процессуальными нарушениями дело возвращено на новое рассмотрение, что не предопределяет выводы о виновности лица. Суд подтвердил, что все доводы должны быть проверены при повторном рассмотрении.