Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства строительства и архитектуры Ставропольского края
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14.03.2023
по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Ессентуки в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лица к министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также возражение прокурора Отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В. против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Ессентуки, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратился в суд с административным иском к министерству строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - Минстрой Ставропольского края, министерство) о признании незаконным бездействия, выразившееся в не включении многоквартирного жилого дома N 8 по пер. З. Космодемьянской в г. Ессентуки Ставропольского края в краевую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2019-2025 годах", утвержденную постановлением правительства Ставропольского края от 01.04.2019 N 126-п. Просил возложить на министерство обязанность включить названный многоквартирный жилой дом в данную программу; восстановить пропущенный процессуальный срок на обращение в суд.
Заявленные требования мотивированы тем, что многоквартирный жилой "адрес" в "адрес" на основании решения Ессентукского городского суда от 30.12.2020 и постановления администрации г. Ессентуки от 25.10.2021 признан непригодным для дальнейшего проживания до 01.01.2017, тогда как в указанную выше программу не включен. Поскольку дом не пригоден к эксплуатации по своему функциональному назначению, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан и подлежит сносу с разбором фундаментов, помимо лиц, непосредственно проживающих в названном доме, его техническое состояние затрагивает права и законные интересы и иных лиц, которые могут оказаться непосредственно в доме или около него, поскольку имеется угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц в случае обрушения аварийного дома.
Определением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 12.09.2022 производство по административному делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 128 и пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что административный иск подан в защиту прав собственников жилых помещений в многоквартирном доме, а также зарегистрированных в нем граждан, которые известны на момент предъявления требований, следовательно круг лиц, в защиту жилищных прав которых подано заявление прокурора, является определенным, доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самими собственниками помещений многоквартирного дома, не представлено. Кроме того, требование о безусловном исполнении представления прокурора, которое также имело место по настоящему делу и не было исполнено, реализуется путем специальной процедуры, но не в порядке административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14.03.2023 судебный акт суда первой инстанции отменен, дело направлено в Октябрьский районный суд г. Ставрополя на новое рассмотрение для рассмотрения по существу.
Не согласившись с судебным актом суда апелляционной инстанции министерство обжаловало его в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене и оставлении в силе определения суда первой инстанции, в обоснование кассационной жалобы приводит доводы о неверном применении судом норм материального и процессуального права, влияющих на определение категории спора, подлежащих рассмотрению судами при обращении прокурора в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 23.05.2023.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
По сути административные иски в защиту интересов неопределенного круга лиц опосредуют публичный интерес в реализации определенной государственной политики, направленной прежде всего на защиту здоровья и благосостояния населения, законности и стабильности правопорядка.
Основным квалифицирующим признаком неопределенного круга лиц является невозможность индивидуализировать (определить) лиц, чьи права и интересы затронуты или могут быть затронуты рассматриваемыми действиями в определенный момент. При этом невозможность индивидуализации лиц характеризуется отсутствием общих для данных лиц критериев, позволяющих ограничить (определить) закрытость круга лиц, и вероятностью изменения состава данных лиц во времени и пространстве.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, прокурор указал, что многоквартирный жилой "адрес" в г. Ессентуки признан непригодным для дальнейшего проживания, не пригоден к эксплуатации по своему функциональному назначению, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан и подлежит сносу с разбором фундаментов. В связи с этим помимо лиц, непосредственно проживающих в названном доме, его техническое состояние затрагивает права и законные интересы и иных лиц, которые могут оказаться непосредственно в доме или около него, поскольку имеется угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц в случае обрушения аварийного дома.
В частности, задачами краевой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2019 - 2023 годах", утвержденной постановлением правительства Ставропольского края от 01.04.2019 N 126-п, является не только обеспечение жилищных прав собственников, проживающих в жилых помещениях, находящихся в аварийных многоквартирных домах, но и создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований Ставропольского края.
Согласно подпункту 1 пункта 2 Программы органы местного самоуправления муниципальных образований - участники Программы осуществляют не только переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, включенных в Программу, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, что распространяется только на собственников, жильцом аварийного дома, но и обеспечивают снос расселенных аварийных многоквартирных домов, что уже в интересах не собственников помещений, жильцов аварийного дома, а неопределенного круга лиц.
Данные обстоятельства также указывают на неопределенный круг лиц правоотношений.
Суд апелляционной инстанции признал необоснованными выводы суда первой инстанции о том, что иск прокурора предъявлен в защиту определенного круга лиц, и основания для прекращения производства по административному делу по пункту 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствовали.
Такие выводы являются правильными, основанными на положениях действующего законодательства и сути заявленных требований, в связи с этим у суда апелляционной инстанции имелись процессуальные основания для отмены судебного акта суда первой инстанции и направления дела на новое рассмотрение. Доводы кассационной жалобы об обратном являются необоснованными.
По итогам рассмотрения кассационной жалобы судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности судебного акта суда апелляционной инстанции, отсутствии оснований для его отмены, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного суд производства Российской Федерации, и удовлетворения кассационной жалобы по приведенным в ней доводам.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14.03.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу министерства строительства и архитектуры Ставропольского края без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05.07.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.