Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Койчакаева М. Ю. Колесниковой Н. В.
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13.04.2023
по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N14 по Ставропольскому краю к Койчакаеву М. Ю. о взыскании задолженности по уплате налогов.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Ставропольскому краю (далее - МИФНС России N14 по Ставропольскому краю, налоговый орган) обратилась в Пятигоскрйи городской суд Ставропольского края с административным иском о взыскании с Койчакаева М.Ю. задолженности по уплате пеней в размере 88, 45 руб, начисленных за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 г. в размере 9 182 руб.
Решением Пятигорского городского суда от 12.12.2022 в удовлетворении требований отказано по мотиву пропуска процессуального срока при обращении с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13.04.2023 решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции для установления предусмотренных статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельств.
Не согласившись с судебным актом суда апелляционной инстанции административный истец в лице представителя обжаловал его в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене и оставлении в силе решения суда первой инстанции, в обоснование кассационной жалобы приводит доводы о неверном применении судом норм материального и процессуального права, влияющих на порядок исчисления и применения процессуального срока по делам такой категории.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 23.05.2023.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, налог исчисляется и уплачивается исходя из мощности транспортного средства и установленной ставки статьи 357, 359 и 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сведения об объектах налогообложения предоставляются налоговым органам соответствующими регистрирующими органами.
Уплате налога для физических лиц предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога, при этом налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (статья 52 Кодекса).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии статьей 75 Налогового кодекса за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах, дня уплаты налога начисляется пеня.
Налоговое уведомление и требование об уплате налога может быть направлено через личный кабинет налогоплательщика, либо по почте заказным письмом, в таком считаются полученными по истечении шести дней с даты его направления (пункт 4 статьи 52, пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование должно быть исполнено, то есть имеющаяся задолженность, в том числе пени, должна быть погашена в полном объеме, в течение восьми дней с даты получения указанного требования. При этом в требовании может быть предусмотрен более продолжительный период времени, тогда задолженность погашается в указанный срок (абзац 4 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
При неисполнении налоговой обязанности налоговый орган применяет меры по его взысканию в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, путем обращения в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из представленных доказательств в отношении налоговой обязанности административного ответчика по уплате транспортного налога за 2019 г. в размере 9 182 руб. МИФНС России N 14 по Ставропольскому краю ему направлено налоговое уведомление N от 01.09.2020.
После неисполнения налоговой обязанности по данному уведомлению МИФНС России N 14 по Ставропольскому краю в адрес административного ответчика направлено требование N 4878, сформированное по состоянию на 08.02.2021, об уплате данного вида налога в неисполненном размере в том числе в указанной сумме, к которой исчислены и предъявлены к уплате пени, начисленные на несвоевременную уплату налога в размере 88, 45 руб. Требование направлено в адрес налогоплательщика, установлен срок его добровольного исполнения до 05.04.2021.
После истечения установленных сроков, погашения задолженности по уплате транспортного налога в данном размере, но неуплаты начисленных пеней, налоговый орган обратился с заявлением к мировому судьей о вынесении судебного приказа, в том числе по спорным суммам обязательств, которое было удовлетворено, 08.04.2022 мировым судьей вынесен судебный приказ. Судебный приказ определением мирового судьи от 17.05.2022, на основании заявления должника, отменен, что послужило основанием для обращения налогового органа с настоящим иском в суд в порядке административного судопроизводства 11.11.2022.
Поскольку мировой судья, внося судебный приказ, не усмотрел правовых оснований для отказа в удовлетворение заявления о его вынесении, а в Пятигорский городской суд налоговый орган обратился в установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок после его отмены, постольку у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований по мотиву пропущенного административным истцом процессуального срока на обращение в суд, о чем к правильному выводу пришел суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и направляя дело на новое рассмотрение в виду неустановления судом первой инстанции иных, предусмотренных частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельств.
По итогам рассмотрения кассационной жалобы судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности судебного акта суда апелляционной инстанции, отсутствии оснований для его отмены, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного суд производства Российской Федерации и удовлетворения кассационной жалобы по приведенным в ней доводам.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13.04.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Койчакаева М. Ю. Колесниковой Н. В. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05.07.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.