Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
с участием прокурора Отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу и.о. Главы муниципального образования сельского поселения "Сельсовет "Кака-Шуринский" Карабудахкентского района Республики Дагестан
на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 03.10.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 06.03.2023
по административному делу по административному иску Джамукова П. М, Темаева М. Т. об определении срока назначения выборов главы муниципального образования возложении обязанности на Собрание депутатов муниципального образования сельское поселение "Сельсовет "Кака-Шуринский" Карабудахкентского района Республики Дагестан назначить муниципальные выборы главы муниципального образования.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, возражения против удовлетворения кассационной жалобы Джамукова П.М. и Темаева М.Т, а также заключение прокурора, полагавшего об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Джамуков П.М. и Темаев М.Т. обратились в суд с административным иском, с учетом уточнений, принятых судом к рассмотрению об определении срока и обязании представительного органа местного самоуправления Собрание депутатов муниципального образования сельское поселение "Сельсовет "Кака-Шуринский" Карабудахкентского района Республики Дагестан назначить муниципальные выборы главы этого муниципального образования. Заявленные требования мотивированы тем, что в соответствии с внесёнными в Устав муниципального образования изменениям от 30.05.2020 глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Срок полномочий действующего главы муниципального образования Билалова У.А, избранного в октябре 2017 г. представительным органом местного самоуправления из своего состава, истёк в октябре 2022 г, тогда как представительным органом и избирательной комиссией муниципального образования выборы в установленный законодательством срок не назначены, что нарушает избирательные права административных истцов.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 03.10.2022 административные исковые требования удовлетворены, на представительный орган местного самоуправления Собрание депутатов муниципального образования сельское поселения "Сельсовет "Кака-Шуринский" Карабудахкентского района Республики Дагестан возложена обязанность назначить муниципальные выборы главы муниципального образования в срок не позднее 17.10.2022.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 06.03.2023 решение суда первой инстанции изменено в части срока назначения выборов, постановлено обязать представительный орган местного самоуправления Собрание депутатов муниципального образования сельское поселение "Сельсовет "Кака-Шуринский" Карабудахкентского района Республики Дагестан назначить муниципальные выборы главы муниципального образования сельское поселение "Сельсовет "Кака-Шуринский" Карабудахкентского района Республики Дагестан в срок не позднее 15 рабочих дней с даты вынесения апелляционного определения. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Суды пришли к выводу, что в связи с внесенными изменениями в Устав муниципального образования, отсутствием на день рассмотрения дела сведений о назначении выборов, нарушены конституционные права административных истцов и неопределенного круга лиц избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а в силу предписаний, содержащихся в пунктах 5 и 6 статьи 3 Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ, имелись основания для принятия судом решения об определении порядка назначения выборов главы представительного органа местного самоуправления. Руководствуясь статьей 12 Закона Республики Дагестан от 06.07.2009 N 50 "О муниципальных выборах в Республике Дагестан", судом первой инстанции такая обязанность возложена на представительный орган местного самоуправления - Собрание депутатов муниципального образования сельское поселение "Сельсовет "Кака-Шуринский" Карабудахкентского района Республики Дагестан.
Не согласившись с постановленными судебными актами заинтересованное лицо и.о. Главы муниципального образования сельского поселения "Сельсовет "Кака-Шуринский" Карабудахкентского района Республики Дагестан обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований, поскольку они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В частности, приводит доводы, что изменения в Устав носили характер проекта, действующими не являются, процедура их принятия и публикации нарушена, что судами первой и апелляционной инстанции соответствующим образом учтено не было.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 24.05.2023. На кассационную жалобу административными истцами поданы возражения, в которых выражается несогласие с ее доводами.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
От и.о. Главы муниципального образования сельского поселения "Сельсовет "Кака-Шуринский" Карабудахкентского района Республики Дагестан поступило ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемых судебных актов и производства по настоящей кассационной жалобе, поскольку решением Верховного Суда Республики Дагестан от 30.05.2023, не вступившим в настоящее время в законную силу, решение Собрания депутатов сельского поселения "Сельсовет "Кака-Шуринский" Карабудахкентского района Республики Дагестан от 30.05.2020 N 3, которым в Устав муниципального образования сельского поселения "Сельсовет Кака-Шуринский" Карабудахкентского района Республики Дагестан внесены изменения относительно порядка избрания главы поселения, признано недействующим со дня принятия, тогда как данное решение было положено в основу обжалуемых судебных актов.
Судебная коллегия обсудив ходатайство не нашла процессуальных оснований для его удовлетворения, решение на которое ссылается кассатор не вступило в законную силу, кроме того, в дальнейшем за заинтересованными лицами сохраняется право воспользоваться механизмом пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях нарушения указанных прав.
В случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2022 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 5 статьи 3 данного федерального закона).
Пунктом 6 статьи 13 указанного федерального закона решение суда, предусмотренное пунктом 5 настоящей статьи, принимается в случае, если:
в срок, установленный в пункте 2 настоящей статьи, выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не назначены либо назначены на срок, не соответствующий сроку, указанному в пункте 1 статьи 58 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными в порядке, противоречащем законодательству;
истекли установленные сроки полномочий представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;
отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;
органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;
в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.
Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливается статьей 8 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно пункту 1 которой срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет.
Пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ установлено, что решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
В пункте 8 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ указано, что если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.
Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ срок выборы указанных органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, то на основании пункта 9 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.
Как установлено судами, глава муниципального образования сельское поселение "Сельсовет "Кака-Шуринский" Карабудахкентского района Республики Дагестан Билалов У.А. был избран 17.10.2017 представительным органом муниципального образования Собранием депутатов сельского поселения "Сельсовет "Кака-Шуринский" Карабудахкентского района Республики Дагестан из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 лет, в соответствии с действующей на тот период редакцией Устава муниципального образования "Сельсовет "Кака-Шуринский" Карабудахкентского района Республики Дагестан.
Срок полномочий истекал 17.10.2022. Тогда как на дату обращения административных истцов в суд (12.08.2022), а также на дату вынесения решения судом первой инстанции, в нарушение положений пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, выборы назначены не были.
Решением Собрания депутатов сельского поселения "Сельсовет "Кака- Шуринский" Карабудахкентского района Республики Дагестан от 30.05.2020 N 3 в Устав муниципального образования сельского поселения "Сельсовет Кака-Шуринский" Карабудахкентского района Республики Дагестан внесены изменения, в частности, прежний порядок избрания главы поселения депутатами Собрания депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, определен иным образом - посредством проведения муниципальных выборов.
В связи с этим суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования административных истцов и неопределенного круга лиц избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, приняв в порядке пунктов 5 и 6 статьи 3 Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ решение об определении порядка назначения выборов главы представительного органа местного самоуправления.
Поскольку статьей 12 Закона Республики Дагестан от 06.07.2009 N 50 "О муниципальных выборах в Республике Дагестан" такая обязанность возложена на представительный орган местного самоуправления, в данном деле суд первой инстанции возложил обязанность на Собрание депутатов муниципального образования сельское поселение "Сельсовет "Кака- Шуринский" Карабудахкентского района Республики Дагестан.
Определяя срок, в течение которого уполномоченный орган должен принять решение о назначении выборов, суд учитывал положения пунктов 3, 7 и 9 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, и пришел к выводу, что проведение выборов 15.01.2023 будет соответствовать требованиям разумности, в связи с этим суд посчитал, что решение о назначении выборов должно быть принято уполномоченным органом не позднее 17.10.2022.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции в указанной части пришел к правильному выводу о неисполнимости решения суда и установилсрок назначить выборы не позднее 15 рабочих дней с даты вынесения апелляционного определения.
У судебной коллегии основания не согласиться с выводами судов относительно наличия оснований для назначения выборов в судебном порядке, а также с позицией суда апелляционной инстанции относительно сроков их назначения, не имеется, поскольку они являются обоснованными, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о нелегитимности внесенных в Устав изменений являются необоснованными, поскольку независимо от порядка проведения выборов, до истечения срока полномочий действующего главы они должных быть назначены в установленные сроки, что по настоящему делу место не имело.
Равно как и доводы о нарушении сроков опубликования решения Собрания депутатов сельского поселения "Сельсовет "Кака-Шуринский" Карабудахкентского района Республики Дагестан от 30.05.2020 N 3 о внесении изменений в Устав муниципального образования сельского поселения "Сельсовет Кака-Шуринский" Карабудахкентского района Республики Дагестан, не указывает на наличие достаточных оснований для признания в рамках настоящего дела решения недействующим и необходимость его проверки на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, с целью дачи оценки обоснованности обжалуемых судебных актов.
Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 31 постановления от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснил, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Доказательства того, что заинтересованные лица не имели возможность ознакомиться с содержанием решения, после его публикации 26.08.2022, не имеется.
По итогам рассмотрения кассационной жалобы судебная коллегия приходит к выводу, что судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судами верно распределено бремя доказывания по такой категории дел.
Принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их отмены, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 03.10.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 06.03.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу и.о. Главы муниципального образования сельского поселения "Сельсовет "Кака-Шуринский" Карабудахкентского района Республики без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05.07.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.