Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" на решение Нижегородского областного суда от 3 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" к министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области, ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" об оспаривании решения бюджетного учреждения и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, возражения представителя ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" Солодовник Е.В. против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" (далее - ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решений ГБУ НО "Кадастровая оценка" от 8 сентября 2021 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N в размере рыночной стоимости, установлении размера кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 6 мая 2021 года.
Требования обоснованы тем, что является арендатором указанных земельных участков, арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости, определенной приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года N по состоянию на 1 января 2020 года. Отчетом об оценке рыночной стоимости ООО "Приволжский центр финансового консалтинга и оценки" от 5 августа 2021 года N рыночная стоимость спорных земельных участков определена в ином размере. Решениями ГБУ НО "Кадастровая оценка" от 8 сентября 2021 года отказано в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Решением Нижегородского областного суда от 3 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 февраля 2023 года, административные исковые требования удовлетворены частично. Установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами по состоянию на 6 мая 2021 года равной их рыночной стоимости на основании заключения эксперта ООО "Оценочная компания "ВЕТА" Егоровой О.Ф. от 5 сентября 2022 года N. В удовлетворении административного искового заявления ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" о признании решений ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" от 8 сентября 2021 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости незаконными - отказано.
В кассационной жалобе, поданной 30 марта 2023 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 14 апреля 2023 года, министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области, ГБУ НО "Кадастровая оценка" просят отменить вынесенные судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывают, что суд, не усмотрев оснований для признания оспариваемых решений учреждения незаконными, при этом установив кадастровую стоимость земельных участков равную их рыночной стоимости на основании экспертного заключения, подготовленного по результатам судебной экспертизы, вторгся в компетенцию бюджетного учреждения. Суд незаконно придал требованию об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости самостоятельный характер.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Исходя из положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке. Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (пункт 2 статьи 375, статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее также - Федеральный закон N 237-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
В части 2 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ указано, что кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объектов недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Федеральным законом 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановлением правительства Нижегородской области от 8 октября 2020 года N 837 "О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" на территории Нижегородской области" установлена дата перехода к применению на территории Нижегородской области положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Порядок и основания установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости определен статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, согласно которой кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц (часть 1). Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (часть 2). Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7).
Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости: 1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости; 2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (часть 11).
В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 данной статьи, послужившие основанием для принятия такого решения (часть 12).
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15).
Судами установлено и следует из материалов дела, что ООО "ЛУКОЙЛ- Нижегороднефтеоргсинтез" является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N.
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года N утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года.
Не согласившись с результатами определения кадастровой стоимости земельных участков административный истец обратился в ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, с приложением отчета, составленного ООО "Приволжский центр финансового консалтинга и оценки".
Согласно отчету оценщика ООО "Приволжский центр финансового консалтинга и оценки" от 5 августа 2021 года N рыночная стоимость спорных объектов недвижимости значительно отличается от кадастровой стоимости.
23 августа 2021 года бюджетное учреждение направило заявителю уведомления о поступлении указанных заявлений и принятии их к рассмотрению.
Решениями ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" от 8 сентября 2021 года в удовлетворении заявлений об установлении кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости было отказано.
Основанием к отказу в удовлетворении заявлений послужили выявленные в отчете нарушения.
Обжалуя указанные решения ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" исходило из того, что они являются незаконными и необоснованными, а отчет об оценке оценщика ООО "Приволжский центр финансового консалтинга и оценки" от 5 августа 2021 года N соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемые решения приняты уполномоченными должностными лицами в соответствии с представленными им компетенциями, с соблюдением установленных законом порядков и сроков, соответствуют формам, утвержденным приказом Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии от 6 августа 2020 года N, права и свободы административного истца при их вынесении не нарушены, препятствий к осуществлению прав и свобод не создано.
При этом, принимая решение об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, судом указано, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения эксперта ООО "Оценочная компания "BETA" Егоровой О.Ф. от 5 сентября 2022 года N, поскольку заключение эксперта составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта сделаны на основе его профессиональных знаний, с учетом представленных документов об объектах оценки и доступных сведений об объектах-аналогах.
При установленных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на установленных по делу обстоятельствах и нормах действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года.
Доводы кассационной жалобы о невозможности установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной в случае отказа в удовлетворении требования о признании решения бюджетного учреждения незаконным основаны на неверном толковании норм закона. Несмотря на производный характер требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, с учетом диспозиции пункта 15 статьи 22.1 Федерального Закона N 237-ФЗ его разрешение не поставлено в зависимость от разрешения требования о признании решения бюджетного учреждения незаконным.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, принятыми при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы судов нижестоящих инстанций соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны с учетом положений статьи 226, части 2 статьи 227, статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке установленных апелляционным судом обстоятельств, имеющихся в материалах доказательств и сделанных на их основе выводов.
В соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит переоценка доказательств по делу и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено, выводы, изложенные в оспариваемых судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижегородского областного суда от 3 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, государственного бюджетного учреждения Нижегородской области Нижегородской области "Кадастровая оценка" - без удовлетворения.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 14 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.