Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бизякиной С В на решение Лобненского городского суда Московской области от 21 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 12 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Бизякиной С В к Управлению Роспотребнадзора по Московской области, Управлению Росреестра по Московской области об оспаривании решения, действий (бездействия).
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бизякина С.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным решение Управления Роспотребнадзора по Московской области от 8 декабря 2020 года N об установлении ограничения/обременения в виде санитарно-защитной зоны в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" а также незаконным бездействие Управления Росреестра по Московской области по отказу в предоставлении информации об основаниях наложения ограничения/обременения в отношении данного земельного участка.
Требования обоснованы тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" При проверке принадлежащих объектов недвижимости на сайте Росреестра обнаружила запись об ограничении земельного участка - запись об установлении санитарно-защитной зоны на основании решения Роспотребнадзора от 8 декабря 2020 года N, в ознакомлении с которым ей было отказано. Указала, что установленное ограничение нарушает право административного истца на беспрепятственное пользование земельным участком, налагает неблагоприятные последствия, снижает инвестиционную привлекательность объекта недвижимости. Полагала, что Роспотебнадзор незаконно установилограничение на земельный участок, в нарушение Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N222, поскольку проверки по замеру загрязнения воздуха, почвы или подземных вод не проводились, химическое и биологическое воздействие на окружающую среду не исследовалось
Решением Лобненского городского суда Московской области от 21 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 12 декабря 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 31 марта 2023 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 17 апреля 2023 года, Бизякина С.В, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда. В обоснование кассационной жалобы указывает, что суды не применили закон, подлежащий применению, не истребовали по своей инициативе доказательство - карту градостроительного зонирования. Указывает, что вопрос установления размера и границы санитарно-защитной зоны не отнесен к полномочиям органов государственной власти субъекта, каковым является Московская область.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что Бизякина С.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 9960 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вида разрешенного использования: строительство производственной базы, расположенного по адресу: "адрес". Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 11 марта 2020 года.
В ЕГРН внесены сведения, согласно которым в отношении указанного земельного участка установлены ограничения (обременения), предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, срок действия: с 9 февраля 2021 года, реквизиты документа - основания: об установлении санитарно-защитной зоны ООО "ЗТИ "Металлпарк", расположенного по адресу: "адрес", земельный участок с кадастровым номером N, решение от 8 декабря 2020 года N выдан управлением Роспотребнадзора по Московской области. Ограничения наложены в отношении части земельного участка истца площадью 1118 кв. м, соответствующие координаты внесены в ЕГРН.
В ответ на обращение Бизякиной С.В. от 9 ноября 2021 года об ознакомлении с документами, на основании которых установлены ограничения земельного участка, письмом Лобненского территориального отдела управления Роспотребнадзора по Московской области от 17 декабря 2021 года исх. N проинформировал административного истца о принятии решения от 8 декабря 2020 года N об установлении санитарно-защитной зоны объекта - предприятия ООО "ЗТИ-Металлпак". Также сообщило, что решение является внутренним документом.
В порядке, установленном вышеуказанными Правилами (пункты 13, 14) ООО "ЗТИ-Металлпак", обратилось в управление Роспотребнадзора по Московской области с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны с приложением проекта установления санитарно-защитной зоны для существующего предприятия ООО "ЗТИ-Металлпак", расположенного по вышеуказанному адресу, разработанного ООО "ЭКО Центр"; экспертного заключения ООО "Медицина труда" от 23 сентября 2020 года N, по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта установления санитарно-защитной зоны ООО "ЗТИ-Металлпак".
По результатам рассмотрения проекта и экспертного заключения главным государственным санитарным врачом по Московской области Микаиловой О.М. 8 декабря 2020 года было принято решение N об установлении санитарно-защитной зоны ООО "ЗТИ Металлпак" с границей согласно перечню координат характерных точек и графическому описанию месторасположения санитарно-защитной зоны. Согласно приложению к указанному решению размер санитарно-защитной зоны составляет 100 м, также установлены ограничения на использование смежных земельных участков, в том числе и части земельного участка с кадастровым N, принадлежащего административному истцу.
При использовании земельных участков в границах установленной санитарно-защитной зоны установлены следующие ограничения: не допускается размещение жилых зданий, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений, объектов организации отдыха детей и их оздоровления, зон реакционного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства. Не допускается размещение объектов для производства хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции.
Управлением Росреестра по Московской области соответствующие сведения об установлении санитарно-защитной зоны внесены в ЕГРН, в границах (координатах), установленных в решении от 8 декабря 2020 гола N, в том числе сведения об ограничении внесены и в отношении земельного участка административного истца.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что решение об установлении санитарно-защитной зоны принято уполномоченным лицом, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Процедура принятия указанного решения Управлением Роспотребнадзора по Московской области не нарушена. При разработке проекта санитарно-защитной зоны были произведены соответствующие замеры и расчеты рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух, оценки риска для здоровья человека и иные исследования, предусмотренные нормативными документами.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций отвечают задачам и принципам административного судопроизводства, соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с положениями действующего законодательства, регулирующими спорные правоотношения и подлежащими применению в настоящем деле.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 (далее - Правила) утверждены "Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон".
Правила определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
В своей работе органы Роспотребнадзора руководствуются данными правилами, а также СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) с изменениями и дополнениями N 1-4 (в части, не противоречащей Постановлению N 222).
Исходя из пункта 2 Правил правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Проект санитарно-защитной зоны должен содержать: а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны; б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде); в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека; г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 Правил; д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте "б" пункта 5 Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков)(пункт 16 Правил).
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также пунктом 2.1 СанПиН 2.2.2/2.1.1.1200-03 вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно пункту 20 Правил об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны прилагаются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать наименование административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек ее границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Санитарно-защитные зоны и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 25 Правил).
Порядок осуществления государственного кадастрового учета регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Учитывая обстоятельства дела, вышеприведенные нормы материального права, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении административного иска основанными на требованиях действующего законодательства.
Довод жалобы о том, что вопрос установления размера и границы санитарно-защитной зоны не отнесен к полномочиям органов государственной власти субъекта, каковым является Московская область, является необоснованным, так как согласно пункту 3 Правил решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.
Судебная коллегия полагает, что судами первой и апелляционной инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда установленным обстоятельствам соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.
Кассационная жалобы каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит, сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки районного и областного судов, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Выводы, приведенные в оспариваемых судебных актах, мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, в соответствии со статей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств, не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лобнинского городского суда Московской области от 21 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 12 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бизякиной С В - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 14 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.