Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тюнина Н Г на решение Ленинского районного суда Тульской области от 26 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 10 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Тюнину Н Г о взыскании недоимки по страховым взносам.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее - УФНС по Тульской области) обратилось с административным исковым заявлением, в котором просило взыскать с Тюнина Н.Г. недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 14378, 54 руб. и пени в сумме 2304, 41 руб. за 2018 год, в размере 29354 руб, пени - 2 374, 26 руб. за 2019 год, в размере 32 448 руб, пени - 711, 15 руб. за 2020 год; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 3163, 33 руб, пени - 507 руб. за 2018 год, в размере 6884 руб, пени - 556, 81 руб. за 2019 год, в размере 8426 руб, пени -184, 67 руб. за 2020 год, а всего 101292, 17 руб.
Требования мотивированы тем, что Тюнин Н.Г. в период с 10 февраля 2014 года по 5 мая 2021 года являлся арбитражным управляющим и не уплатил своевременно страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в результате чего образовалась недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование. Тюнину Н.Г. начислены страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017, 2018, 2019, 2020 годы в фиксированном размере.
Поскольку регистрация налогоплательщика в качестве страхователя индивидуального предпринимателя и как арбитражного управляющего в силу требований закона не влечет обязанности уплачивать страховые взносы в фиксированного платежа за себя дважды, Тюнину Н.Г. произведено уменьшение страховых взносов за 2017 год в размере 23 400, 00 руб. (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование), в размере 4 590, 00 руб. (страховые взносы на обязательное медицинское страхование), а также за 2018 год в размере 12 166, 46 руб. (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование), в размере 2 676, 67 руб. (страховые взносы на обязательное медицинское страхование). В результате остаток задолженности составил: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 14378, 54, 00 руб, пени - 2 304, 41руб. за 2018 год; в размере 29 354, 00 руб, пени -22, 00 руб. за 2019 год; в размере 32 448, 00 руб, пени - 711, 15 руб. за 2020 год; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 3 163, 33руб, пени - 507, 00 руб. за 2018 год; в размере 6884, 00 руб, пени - 556, 81 руб. за 2019 год; в размере 8 426, 00 руб, пени - 184, 67 руб. за 2020 год.
Решением Ленинского районного суда Тульской области от 26 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 10 января 2023 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 4 апреля 2023 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 20 апреля 2023 года, Тюнин Н.Г, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся судебные акты. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что налоговым органом пропущен установленный законом срок для взыскания налоговой задолженности в судебном порядке.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что Тюнин Н.Г. был зарегистрирован в качестве арбитражного управляющего в период с 10 февраля 2014 года по 5 мая 2021 года, ему начислены страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017, 2018, 2019, 2020 годы в фиксированном размере.
Налогоплательщику по месту регистрации направлялись требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, штрафа, процентов:
- N по состоянию на 25 марта 2021 года на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 23 400, 00 руб. за 2017 год; страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года размере 4 590, 00 руб. за 2017 год; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 26 545, 00 руб. за 2018 год; страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года размере 5 840, 00 руб. за 2018 год; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксирован размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере пени - 10 116, 75 руб.; страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере пени - 2 085, 94 руб. сроком исполнения до 25 мая 2021 года.
- N по состоянию на 12 мая 2021 на сумму недоимки по: страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксирован размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 29 354, 00 руб, пени - 2 374, 26 руб. за 2019 год; страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 6884, 00 руб, пени - 556, 81 руб. за 2019 год сроком исполнения до 12 июля 2021 года;
- N по состоянию на 28 мая 2021 года на сумму недоимки по: страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксирован размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 32 448, 00 руб, пени -711, 15 руб. за 2020 год; страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 8 426, 00 руб, пени - 184, 67 руб. за 2020 год сроком исполнения до 27 июля 2021 года.
Доказательств исполнения в установленный срок указанных требований материалы дела не содержат.
С 2 июля 1999 года по 15 июня 2018 года Тюнин Н.Г. являлся индивидуальным предпринимателем, в связи с чем им были уплачены за 2017 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 23400, 00 руб, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 4 590, 00 руб, а также страховые взносы за 2018 год, рассчитанные пропорционально времени нахождения в статусе индивидуального предпринимателя по 15 июня 2018 года, а именно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 12166, 46 руб, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 2 676, 67 руб.
Учитывая, что регистрация налогоплательщика в качестве страхователя индивидуального предпринимателя и как арбитражного управляющего в силу требований закона не влечет обязанности заявителя уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа дважды, Тюнину Н.Г. налоговым органом обоснованно произведено уменьшение страховых взносов за 2017 год в размере 23 400, 00 руб. (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование), в размере 4 590, 00 руб. (страховые взносы на обязательное медицинское страхование), а также за 2018 год в размере 12 166, 46 руб. (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование), в размере 2 676, 67 руб. (страховые взносы на обязательное медицинское страхование).
Таким образом, остаток задолженности налогоплательщика составил: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 14378, 54, 00 руб, пени - 2 304, 41руб. за 2018 год; в размере 29 354, 00 руб, пени - 22 руб. за 2019 год; в размере 32 448, 00 руб, пени - 711, 15 руб. за 2020 год; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 3 163, 33руб, пени - 507, 00 руб. за 2018 год; в размере 6884, 00 руб, пени - 556, 81 руб. за 2019 год; в размере 8 426, 00 руб, пени - 184, 67 руб. за 2020 год.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании образовавшейся задолженности налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка N 29 Ленинского судебного района Тульской области 29 сентября 2021 года. Мировым судьей 30 сентября 2021 года вынесен судебный приказ, который отменен 9 февраля 2022 года в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
27 июля 2022 налоговым органом направлено административное исковое заявление в суд.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что административное исковое заявление к Тюнину Н.Г. подано полномочным органом при наличии неисполненных требований об уплате задолженности по страховым взносам и пени в установленный законом срок.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N).
Согласно пункту 1 статьи 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам.
Принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов за счет имущества физического лица предусмотрено статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений); по общему правилу такое взыскание возможно лишь в судебном порядке в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункты 2 и 3 данной статьи).
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
На основании пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (часть 2, действующая в период возникновения спорных правоотношений).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте втором пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац третий пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы о пропуске налоговым органом срока обращения в суд с иском о принудительном взыскании обязательных платежей не могут служить основанием для отмены судебных актов в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В силу части 3.1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 287, часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом основания для отказа в принятии заявления налогового органа (таможенного органа), установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то указанный срок им признан не пропущенным. Судья районного суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение.
Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Судами первой и апелляционной инстанций указанный срок проверен, суды пришли к выводу о том, что установленный срок административным истцом при предъявлении административного иска к Тюнину Н.Г. о взыскании с последнего задолженности по страховым взносам пропущен не был.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами, поскольку, разрешая спорные правоотношения, судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы судов основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана им по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда Тульской области от 26 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 10 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тюнина Н Г - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 14 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.