Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Васляева В.С, судей Ендовицкой Е.В. и Кривенкова О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Абдулаева Якуба Магомедовича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 1 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации муниципального образования город Болхов к администрации Сурьянинского сельского поселения Болховского района Орловской области о признании незаконными постановлений.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
администрация муниципального образования город Болхов (далее - администрация города Болхов) обратилась в суд с административным иском к администрации Сурьянинского сельского поселения Болховского района Орловской области о признании незаконными постановлений.
Указала, что в ходе осуществления работ по приведению границ города Болхов в соответствие со сложившейся градостроительной ситуацией установлено, что в отношении двух земельных участков, которые согласно Закону Орловской области от 28 декабря 2004 года N 464-ОЗ "О статусе, границах и административных центрах муниципальных образований на территории Болховского района Орловской области" отнесены к территории города Болхов, администрацией Сурьянинского сельского поселения вынесены постановления от 14 июля 2015 года N 34 и N 35 об утверждении схемы их расположения; данные земельные участки поставлены на кадастровый учет и проданы Абдулаеву Я.М.
Поскольку осуществление действий по утверждению схем расположения спорных земельных участков произведено администрацией Сурьянинского сельского поселения с превышением своих полномочий, административный истец, с учетом уточнений, просил признать оспариваемые постановления от 14 июля 2015 года N 34 и N 35 незаконными; восстановить положение, существовавшее до нарушения прав на спорные земельные участки; а также в случае неисполнения решения суда административным ответчиком предоставить административному истцу право обратиться с заявлением об исключении записей о присвоении этим земельным участкам кадастровых номеров.
Решением Болховского районного суда Орловской области от 5 сентября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 1 декабря 2022 года решение суда первой инстанции отменено, с принятием по делу нового решения о признании незаконными постановлений администрации Сурьянинского сельского поселения Болховского района Орловской области от 14 июля 2015 года N 34 и N 35 об утверждении схем расположения земельных участков.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 17 апреля 2023 года через суд первой инстанции и поступившей 2 мая 2023 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Абдулаев Я.М, не соглашаясь с принятым судом апелляционной инстанции решением, просит об его отмене, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Обращает внимание на ошибочность выводов суда апелляционной инстанции о местоположения границ земельных участков, входящих в состав населенного пункта город Болохов, а не в состав Сурьянинского сельского поселения.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 4 мая 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Разрешая возникший спор по существу и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку формирование границ города Болхов не завершено, они не установлены в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства, оспариваемые постановления не нарушают прав административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда, отменяя решение суда нижестоящей инстанции указала на то, что Законом Орловской области от 28 декабря 2004 года N 464-ОЗ "О статусе, границах и административных центрах муниципальных образований на территории Болховского района Орловской области" установлены границы территории города Болхов и Сурьянинского сельского поселения, в связи с чем у административного ответчика отсутствовали полномочия на вынесение оспариваемых постановлений.
С указанными выводами следует согласиться.
В силу ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. ст. 11 - 13 данного Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 85 поименованного Федерального закона в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны до 1 января 2005 года установить в соответствии с требованиями названного Федерального закона границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
На территории Орловской области границы города Болхов и Сурьянинского сельского поселения определены Законом Орловской области от 28 декабря 2004 года N 464-ОЗ "О статусе, границах и административных центрах муниципальных образований на территории Болховского района Орловской области".
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Из содержания ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что орган местного самоуправления поселения уполномочен на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, лишь в отношении в отношении тех земельных участков, которые расположены на территории этого поселения.
Из материалов дела следует и судами установлено, что постановлениями администрации Сурьянинского сельского поселения от 14 июля 2015 года N 34 и N 35 утверждены схемы расположения земельных участков, ориентировочной площадью 77 530 кв.м. и 112 561 кв.м, расположенных по адресу: Орловская область, Болховский район, Сурьянинское сельское поселение, д. Арнаутова.
Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет 25 и 28 декабря 2015 года, с присвоением им кадастровых номеров 57:01:1010101:83 и 57:01:000000590 соответственно.
В последующем эти земельные участки по результатам проведенного открытого аукциона отчуждены в пользу Абдулаева Я.М.
Давая оценку действиям административного ответчика по вынесению оспариваемых постановлений, суд апелляционной инстанции, проанализировав положения федерального и регионального законодательства, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, исходил из отсутствия у администрации Сурьянинского сельского поселения полномочий на принятие оспариваемых постановлений об утверждении схем расположения земельных участков.
При этом, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции о том, что поскольку границы города Болхов не установлены, действия администрации Сурьянинского сельского поселения по установлению границ данного муниципального образования, включению спорных земельных участков в его территорию и утверждению схем их расположения соответствуют градостроительному и земельному законодательству, суд апелляционной инстанции исходил из того, что данная деятельность одного из органов местного самоуправления не является этапом установления границ муниципальных образований и закрепления их на местности.
Приходя к такому выводу, судебная коллегия по административным делам сослалась на представленные в материалы дела картографические схемы, являющиеся приложением к названному Закону Орловской области от 28 декабря 2004 года N 464-ОЗ, согласно которым спорные земельные участки располагаются в пределах границ города Болхов и не входят в состав территории Сурьянинского сельского поселения.
Обжалуемый судебный акт основан на анализе исследованных доказательств, его выводы мотивированы, соответствуют материалам дела и требованиям законодательства, представленные доказательства проверены и оценены по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в решении суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 1 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Абдулаева Якуба Магомедовича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 9 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.