Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Солнечногорску Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 3 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Збарского Геннадия Львовича, Пономарчука Андрея Владимировича к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Солнечногорску Московской области о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, объяснения представителя административных истцов Бузника Д.И, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Збарский Г.Л. и Пономарчук А.В. обратились в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Солнечногорску Московской области (далее - ИФНС России по городу Солнечногорску, Инспекция) по содержащемуся в налоговых уведомлениях от 1 сентября 2021 года N и N начислению им земельного налога за 2020 год на земельный участок с кадастровым номером N в размере по 119 988 рублей каждому; обязать произвести перерасчет указанного налога по налоговой ставке в 0, 2 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование требований указывали, что у них в общей долевой собственности находится земельный участок с кадастровым номером N и площадью 40 000 кв. м, категория земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования "под базу отдыха", расположенный по адресу: "адрес". На указанном участке расположены объекты капитального строительства, также находящиеся в общей долевой собственности истцов. Налоговым органом в адрес административных истцов направлены указанные уведомления об уплате земельного налога по ставке 1, 5 процента от кадастровой стоимости земельного участка, которую они считают необоснованной. Поданные в Управление Федеральной налоговой службы по Московской области (далее - УФНС России по Московской области) жалобы отклонены, поскольку, по мнению налогового органа, расчет земельного налога за 2020 год является верным.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 19 апреля 2022 года в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 3 октября 2022 года решение суда отменено и принято новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе, поданной 3 апреля 2023 года через суд первой инстанции, ИФНС России по городу Солнечногорску просит отменить апелляционное определение и принять новое решение. Считает, что действия налогового органа были законными и обоснованными, а представленный им расчет земельного налога - верным. Категория "земли особо охраняемых территорий и объектов" не предполагает установление ставки земельного налога в 0, 2 процента. Расчет земельного налога Инспекцией исчислялся в соответствии с решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 26 ноября 2019 года N 213/13 "Об установлении земельного налога на территории городского округа Солнечногорск Московской области".
Административными истцами представлены возражения на кассационную жалобу, в которых они просят оставить в силе апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 3 октября 2022 года.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Збарскому Г.Л. и Пономарчуку А.В. на праве общей долевой собственности принадлежит каждому по 1/2 доли в праве на земельный участок с кадастровым номером N и площадью 40 000 кв. м, категория земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования "под базу отдыха", расположенный по адресу: "адрес". На указанном земельном участке находятся объекты капитального строительства, также находящиеся в общей долевой собственности Збарского Г.Л. и Пономарчука А.В.
ИФНС России по городу Солнечногорску направила налоговые уведомления от 1 сентября 2021 года N в адрес Збарского Г.Л. и от 1 сентября 2021 года N - в адрес Пономарчука А.В, согласно которым административным истцам начислена сумма земельного налога за 2020 год в отношении земельного участка с кадастровым номером N по ставке 1, 5 процента от его кадастровой стоимости по 119 988 рублей каждому.
Збарский Г.Л. и Пономарчук А.В. обращались с жалобами в ИФНС по городу Солнечногорску, а также в УФНС по Московской области, поскольку считали, что налоговым органом при исчислении суммы налога необоснованно применена указанная ставка, так как земельный участок с кадастровым номером N предназначен для рекреационного использования, в отношении которых используются ставка 0, 2 процента от кадастровой стоимости таких земельных участков.
Письмами ИФНС по городу Солнечногорску и УФНС по Московской области отказано удовлетворении жалоб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 387, 394, 396, 57, 85, 98 Налогового кодекса Российской Федерации, а также с учетом письма администрации городского округа Солнечногорск Московской области (далее также - администрация города Солнечногорска, администрация) от 19 января 2022года N, из которого следует, что категория земель "земли особо охраняемых территорий и объектов" не предполагает применение налоговой ставки 0, 2 процента, так как не относится к землям рекреационного назначения в соответствии со статьей 98 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к выводам о том, что действия ИФНС по городу Солнечногорску по применению ставки в размере 1, 5 процента при расчете земельного налога за 2020 года в отношении спорного земельного участка соответствуют нормам налогового законодательства, поскольку она рассчитана исходя из данных Единого государственного реестра недвижимости (далее также - ЕГРН) о виде разрешенного использования земельного участка "под базу отдыха".
Не соглашаясь с указанными выводами городского суда и отменяя указанное решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что налоговые ставки земельного налога в Солнечногорском городском округе Московской области установлены решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 26 ноября 2019 года N 213/13 "Об установлении земельного налога на территории городского округа Солнечногорск Московской области". В соответствии с названным решением Совета депутатов, налоговая ставка в размере 0, 2 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для малоэтажного жилищного строительства и/или рекреационного использования. Указывая, что администрация не является органом, уполномоченным давать официальные разъяснения налогового законодательства, ссылаясь на положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, учитывая, что указанное выше решение Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 26 ноября 2019 года N 213/13 "Об установлении земельного налога на территории городского округа Солнечногорск Московской области" не устанавливает ставки земельного налога, исходя из категории земель, а использует более широкое понятие - "земельный участок... приобретенный (предоставленный) для малоэтажного жилищного строительства и/или рекреационного использования", областной суд пришел к выводу, что заявленные требования административных истцов являются законными, так как спорный земельный участок, принадлежащий административным истцам, относится к категории земель особо охраняемых природных территорий и имеет вид разрешенного использования "под базу отдыха", что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Соответственно, данный земельный участок имеет рекреационное назначение и в его отношении подлежит применению ставка земельного налога равная 0, 2 процента от его кадастровой стоимости.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком (подпункт 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено положениями стать 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 1, 5 процента в отношении прочих земельных участков.
В силу статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Налоговые ставки в Солнечногорском городском округе Московской области установлены решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 26 ноября 2019 года N 213/13 "Об установлении земельного налога на территории городского округа Солнечногорск Московской области" (далее также - решение Совета депутатов N 213/13).
В соответствии с названным решением Совета депутатов, установлена налоговая ставка в размере 0, 2 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для малоэтажного жилищного строительства и/или рекреационного использования. Для прочих земельных участков применяется ставка 1, 5 процента.
Согласно статье 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Согласно части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение (часть 12 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство основывается на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Следовательно, назначение земельного участка необходимо определять из совокупности характеристик, определяющих его правовой режим.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером N и площадью 40 000 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", относится к категориям земель особо охраняемых природных территорий и имеет вид разрешенного использования "под базу отдыха".
Согласно градостроительному плану спорный земельный участок расположен в территориальной зоне О-4 - зоеа объектов отдыха и туризма. На земельном участке расположены объекты рекреационного назначения - здания пионерского лагеря.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером N имеет рекреационное назначение, используется под базу отдыха и в соответствии с решением Совета депутатов N 213/13 в его отношении должна быть применена налоговая ставка в размере 0, 2 процента от его кадастровой стоимости.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 3 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Солнечногорску Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 21 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.