Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Липецка на решение Советского районного суда города Липецка от 6 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 27 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Советского района города Липецка к администрация города Липецка об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, объяснения прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Лаптева О.Н, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы и полагавшего, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Советского района города Липецка обратился в суд с названным административным иском, в котором с учетом уточнения просил признать незаконным бездействие администрации города Липецка, выразившееся в непринятии мер по обустройству системы водоотведения, обеспечивающей отвод поверхностных сточных вод, образующихся в районе домов N 25/4 и N 25/5 по улице Космонавтов и дома N 15 по улице Циолковского в городе Липецке, и возложить на административного ответчика обязанность по выполнению указанных действий в течение 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой района рассмотрено обращение ФИО6 по вопросу неисполнения органами местного самоуправления города Липецка законодательства при организации системы водоотведения. В ходе проведения проверки установлено, что согласно схеме водоснабжения и водоотведения города Липецка на период до 2035 года, а также материалам топографической съемки дождевая канализация в районе домов N 25/4-25/5 по улице Космонавтов и дома N 15 по улице Циолковского в городе Липецке существует, однако находится в ненадлежащем состоянии, свою функцию не выполняет. Имеющиеся нарушения являются существенными, поскольку ненадлежащее состояния системы водоотведения в районе указанных домов ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан, их права и законные интересы. Указывал, что решение указанного вопроса входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Решением Советского районного суда города Липецка от 6 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 27 марта 2023 года, административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации города Липецка, выразившееся в непринятии мер по оборудованию системы водоотведения, обеспечивающей отвод поверхностных сточных вод, образующихся в районе домов N 25/4 и N 25/5 по улице Космонавтов и дома N 15 по улице Циолковского в городе Липецке, и на администрацию города Липецка возложена обязанность в течение 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу оборудовать систему водоотведения, обеспечивающую отвод поверхностных сточных вод, образующихся в районе домов N 25/4 и N 25/5 по улице Космонавтов и дома N 15 по улице Циолковского в городе Липецке, в соответствии с требованиями Свода правил СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения"
В кассационной жалобе, поданной 25 апреля 2023 года, администрация города Липецка просит судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что органами местного самоуправления в пределах городского округа выполняются мероприятия по отведению ливневых сточных вод и принимаются меры, направленные на надлежащее функционирование ливневой канализации и предотвращение подтопления территории городского округа, в связи с чем незаконного бездействия не допущено. Полагает, что установленный срок исполнения решения суда несоразмерен, определен без учета объема и сложности выполнения работ, сопряженных с необходимостью реконструкции существующих улиц и автомобильных дорог.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Советского района города Липецка по обращению жителя многоквартирного дома N 25/4 по улице Космонавтов в городе Липецке проведена проверка соблюдения законодательства об органах местного самоуправления, о безопасности дорожного движения.
Проверкой установлено, что внутри дворовой территории многоквартирного дома N 25/4 по улице Космонавтов в городе Липецке ливневая канализация находится в неисправном состоянии, является недостроенным объектом, имеющиеся колодцы не обеспечивают должный дренаж сточных вод, что приводит к затоплению прилегающих территорий.
Обращаясь в суд с иском, прокурор указал, что согласно схеме водоснабжения и водоотведения города Липецка на период до 2035 года, а также материалам топографической съемки дождевая канализация в районе домов N 25/4-25/5 по улице Космонавтов и дома N 15 по улице Циолковского в городе Липецке существует, однако находится в ненадлежащем состоянии, свою функцию не выполняет.
Согласно ответу департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка от 22 ноября 2021 года в городе Липецке в соответствии с действующим законодательством разработана и утверждена постановлением администрации города Липецка от 21 декабря 2018 года N 2398 Схема водоснабжения и водоотведения города Липецка на период до 2033 года (далее - Схема). В настоящее время Схема водоснабжения и водоотведения города Липецка на период до 2035 года находится на стадии актуализации.
Установлено, что с 2018 года на постоянной основе поступают жалобы жильцов указанных домов на неисправность ливневой канализации.
Из ответов департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка от 25 марта 2016 года и от 18 июля 2018 года, усматривается, что сеть дождевой канализации на указанном участке улично-дорожной сети находится в неисправном состоянии и необходимо выполнение работ по капитальном ремонту.
Исполняющим обязанности прокурора Советского района города Липецка в адрес главы администрации города Липецка вынесено представление от 31 августа 2018 года, согласно которому органами местного самоуправления не принимаются меры по принятию на баланс муниципального образования, по разработке проектной документации по обустройству водоотведения, завершению строительства объекта.
Согласно ответу первого заместителя главы администрации города Липецка от 10 октября 2018 года на указанное представление сеть дождевой канализации находится в неисправном состоянии и является недостроенным объектом. Имеющиеся дождеприемные колодцы осуществляют лишь дренаж сточных вод и при обильных осадках переполняются, что приводит к подтоплению прилегающей территории. Для исключения подтопления необходима разработка проектно-сметной документации по устройству водоотведения. Данный вопрос находится на рассмотрении в рамках реализации проектных решений Схемы водоснабжения и водоотведения города Липецка на период до 2030 год.
В рамках утвержденной Схемы определены основные мероприятия по строительству и реконструкции дождевой канализации города Липецка, на основании которой и планируется строительство (реконструкция) соответствующих канализационных сетей. Мероприятия по строительству (реконструкции) сетей ливневой канализации в районе домов N 25/4 и N 25/5 по улице Космонавтов и дома N 15 по улице Циолковского в городе Липецке Схемой не определены.
Из представленного акта обследования от 26 июля 2022 года, проведенного в период рассмотрения дела, следует, что с целью обследования участка сети ливневой канализации было произведено вскрытие грунта протяженностью 10 м в районе домов N 25/4 и N 25/5 по улице Космонавтов в городе Липецка. При этом установлено, что сеть ливневой канализации не соответствует информации отображенной на топографической съемке М 1-500 (планшет). На участке в районе дома N 25/7 по улице Космонавтов города Липецка сеть ливневой канализации обрывается, труба засыпана землей.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился областной суд, исходил из того, что ненадлежащее состояния системы водоотведения в районе домов N 25/4 N 25/5 по улице Космонавтов и дома N 15 по улице Циолковского в городе Липецке ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан, их права и законные интересы, а администрация города Липецка, которая является органом, наделенным полномочиями в области надлежащей организации водоотведения обеспечивающего отвод поверхностных сточных вод на территории города Липецка, своих обязанностей не выполнила. Соответственно, установив, что обустройство системы водоотведения, обеспечивающее отвод поверхностных сточных вод, образующихся в районе домов N 25/4 и N 25/5 по улице Космонавтов и дома N 15 по улице Циолковского в городе Липецке, должным образом не организовано, суд признал незаконным бездействие органа местного самоуправления при решении этого вопроса местного значения.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В пунктах 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно части 2 статьи 3 указанного Федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В пункте 9 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено понятие канализационной сети - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Ливневая система канализации также относится к категории канализационной сети. Содержание термина "канализация" определяется нормами действующих Государственного стандарта СССР ГОСТ 25150-82 "Канализация. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1982 N 805, и Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия".
Ссылки на ошибочность выводов о бездействии органов местного самоуправления обоснованно отклонены судами, поскольку в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что исчерпывающих мер по организации водоотведения в районе домов N 25/4 и N 25/5 по улице Космонавтов и дома N 15 по улице Циолковского в городе Липецке органом местного самоуправления не предпринято, доказательства надлежащего исполнения обязанности по обустройству системы водоотведения, обеспечивающих отвод поверхностных сточных вод, образующихся в указанном районе, не представлены.
Вопреки доводам жалобы, суды не ограничивали права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения по организации в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации. Понуждение органа местного самоуправления к выполнению возложенных на него действующим законодательством обязанностей не может расцениваться как вмешательство в его деятельность.
Администрация города Липецка правильно определена судами в качестве органа местного самоуправления, на котором лежит обязанность по решению вопросов водоотведения на территории города Липецка. Выводы судов о надлежащем лице, обязанном устранить допущенное нарушение, согласуются с положениями пункта 8 части 2 статьи 53 Устава городского округа город Липецк, согласно которому администрация города Липецка организует в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, являются верными.
Не могут являться основаниями к отмене судебных постановлений и доводы административного ответчика относительно недостаточного срока для исполнения решения, поскольку указанный срок является разумным с учетом общественной значимости разрешаемого вопроса, а также с точки зрения соблюдения баланса публичного и частного интересов.
Кроме того, администрация города Липецка не лишена возможность в порядке статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Советского районного суда города Липецка от 6 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 27 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Липецка - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 9 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.