Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ивановой Аллы Ивановны на решение Фокинского районного суда города Брянска от 29 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 1 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Ивановой Аллы Ивановны к Брянской городской администрации и Фокинской районной администрации города Брянска об оспаривании действий (бездействия)
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иванова А.И. обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указала, что на основании распоряжения Фокинской районной администрации города Брянска (далее - Фокинская районная администрация) находится на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. В письме Фокинской районной администрации от 13 июля 2020 года указано, что она по состоянию на 1 марта 2020 года находится в очереди под номером "23". Указывала, что находится в очереди на получение жилого помещения с 1983 года, очередь постоянно переносится, что является нарушением прав административного истца со стороны административного ответчика. В связи с изложенным административный истец просила суд признать незаконным бездействие административных ответчиков по непринятию мер по обеспечению ее жильем, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, вставшей на учет до 1 января 2005 года; признать незаконным действия ответчиков по переносу очереди Ивановой А.И. в сторону увеличения; обязать ответчиков выделить ей жилое помещение.
Решением Фокинского районного суда города Брянска от 29 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 1 февраля 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 5 мая 2023 года через суд первой инстанции, Иванова А.И, указывая на те же основания, на которые ссылалась при предъявлении административного иска и при подаче апелляционной жалобы, полагает, что длительное нахождение ее в очереди на улучшение жилищных условий и последующее получение ей инвалидности N группы свидетельствует о необходимости обеспечения ее жилым помещением как лица, вставшего на учет до 1 января 2005 года, что не было учтено судами при вынесении обжалуемых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Иванова А.И. на основании ордера от 4 января 1974 года зарегистрирована и проживает в жилом помещении общей площадью 18, 4 кв. м, расположенном по адресу: г. Брянск, ул. Новозыбковская, д. 15, кв. 47.
Решением исполкома Фокинского райсовета города Брянска от 29 ноября 1983 года N 674 административный истец принят на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Из представленных административным ответчиком в материалы дела списков нуждающихся в жилых помещениях по Фокинской районной администрации за 1999-2022 год следует, что номер очереди Ивановой А.И. изменялся в сторону уменьшения, в настоящее время по состоянию на 1 марта 2022 года Иванова А.И. находится в списке под номером "18". Также представлены соответствующие постановления администрации о распределении жилых помещений в указанный период, свидетельствующие об изменении очередности граждан, нуждающихся в жилом помещении, в соответствии с положениями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации без нарушений при этом прав административного истца.
В частности, за период 2019-2021 годов гражданам, состоящим на жилищном учете Фокинской районной администрации, было предоставлено по договорам социального найма 16 жилых помещений, из них 15 - гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья в связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания, 1 - на общую очередь. Брянской городской администрацией в 2021 году было согласовано Фокинской районной администрации распределение освободившегося жилого помещения в муниципальной квартире в соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса Российской Федерации. За прошедший период 2022 года для очередников Фокинской районной администрации жилые помещения по договорам социального найма не распределялись.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, с учетом представленных административным ответчиком организационно-распорядительных документов, не усмотрел нарушений прав административного истца, поскольку в спорный период с момента постановки на жилищный учет до марта 2022 года факта нарушений прав административного истца как очередника на предоставление жилого помещения по договору социального найма при ведении учета и составлении списков очередников судом не установлено.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 12 части 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 14, пункта 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в части 1 статьи 14 и пункта 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
В силу требований части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Законодатель прямо предусмотрел исключения из принципа очередности, список которых является закрытым. Так, жилые помещения по договору социального найма во внеочередном порядке предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса перечне.
Согласно статье 7 Закона Брянской области от 9 июня 2006 года N 37-3 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области" органы местного самоуправления ежегодно проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, как следует из части 2 статьи 17 Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 указанного Федерального закона, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В связи с тем, что Иванова А.И. на жилищный учет истец была принята 29 ноября 1983 года в порядке общей очереди, инвалидность N группы впервые была ей установлена в 2016 году, соответственно, она не относится к категории инвалидов, ставших на учет по основанию инвалидности до 2005 года.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы на правильность принятых по делу судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фокинского районного суда города Брянска от 29 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 1 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ивановой Аллы Ивановны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 28 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.