Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Центрального районного суда города Тулы от 24 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 1 ноября 2022 года по административному делу по исковому заявлению ФИО1 к федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области" и Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконными действий (бездействия).
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил признать незаконными действия федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области" (далее - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области") и Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) по несоблюдению очередности предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты в отношении ФИО1; возложить обязанность по соблюдению первоочередного порядка предоставления ему единовременной социальной выплаты как очереднику, принятому на учет 23 октября 2012 года с учетом преимущественного права иных сотрудников, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 247-ФЗ) и пункта 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 (далее также - Правила N 1223); признать незаконным бездействие МВД России по принятию решения о предоставлении ФИО1 названной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; возложить обязанность по вынесению
указанного решения.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он являлся сотрудником органов внутренних дел УМВД России по Тульской области, с семьей в составе 3 человек, а в последующем в связи с изменением - в составе из четырех человек (административный истец, его жена и две дочери) был постановлен на учет для получения названной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ.
В связи с назначением его на должность заместителя начальника ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области" он был снят с учета в УМВД России по Тульской области и поставлен на учет с семьей в составе 4 человек по новому месту службы.
Комиссией ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области" 2 декабря 2021 года принято решение ходатайствовать о предоставлении ФИО1 единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 8 772 363 рублей 99 копеек на семью в составе четырех человек.
При ознакомлении с названным протоколом административный истец выявил несоответствие изложенных в нем данных, поскольку, несмотря на представленные им сведения о проживании его семьи с апреля 2020 года на даче, расположенной на "адрес", в протоколе указаны сведения о проживании административного истца с семьей в квартире умершей матери его супруги ФИО2 ФИО3 в квартире по адресу "адрес". Вместе с тем, в наследство после смерти матери его супруга не вступала, оно не открывалось, что не было отражено в протоколе. В результате неоднократного отсутствия согласования по необоснованным причинам предоставления ФИО1 названной социальной выплаты в МВД России ее сумма была значительно уменьшена.
Административный истец также указывал, что сотрудники, стоявшие после в очереди на предоставлении социальной выплаты, были уже ею обеспечены, хотя не имели преимущественное право, предоставленное в соответствии с пунктом 31 Правил N 1223 перед иными очередниками, принятыми на учет в том же году.
ФИО1 полагал, что принятие решения МВД России о предоставлении выплаты сотрудникам, которые состоят в очереди после административного истца ФИО1, а также бездействие МВД России по принятию решения о предоставлении ему единовременной социальной выплаты, нарушило его право на своевременное получение указанной выплаты.
Решением Центрального районного суда города Тулы от 24 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 1 ноября 2022 года, отказано в удовлетворении искового заявления.
В кассационной жалобе, поданной 3 мая 2023 года через суд первой инстанции, ФИО1 просит отменить судебные акты и направить дело на новое апелляционное рассмотрение. Указывает на неправильную оценку фактических обстоятельств судами, которые сочли обоснованным дополнительные запросы и иные действия по определению не имеющих, по мнению заявителя, значение обстоятельств при принятии решения по осуществлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, что послужило основанием для длительного (более 10 месяцев) неосуществления указанной выплаты его семье и способствовало уменьшению ее размера.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса. Оснований для удовлетворения ходатайства административного истца об отложении судебного заседания судебная коллегия не усматривает.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (части 1, 2 статьи 40), одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату и государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40).
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (часть 2 этой же статьи).
В силу части 4 статьи 4 названного выше Федерального закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
При этом право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 указанного Федерального закона).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1223 единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Согласно пункту 5 Правил N 1223 предусмотрено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.
Этим же пунктом правил определен перечень документов, представляемых сотрудником для принятия на учет для получения единовременной выплаты, в том числе документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений (подпункт "е"), а наличие наследственных прав предполагает изменение жилищных условий (приобретение в собственность жилого помещения либо его части в собственность в порядке наследования).
Ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении несет заявитель. Все сведения в протокол вносятся на основании документов и сведений, предоставляемых заявителем.
В пункте 8 Правил N 1223 предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
В соответствии с пунктом 23 Правил N 1223 в случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, и (или) сведений, которые содержатся в документах, представляемых сотрудником в соответствии с пунктом 5 указанных Правил, а также в случае изменения условий, на основании которых сотрудник имеет право на получение единовременной выплаты, сотрудник представляет в комиссию обновленные документы, подтверждающие произошедшие изменения, в течение 30 рабочих дней со дня, когда произошли соответствующие изменения.
Согласно пункту 27 указанных Правил N 1223 расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Федерального закона N 247-ФЗ, по соответствующей формуле, включающей в себя такие обязательные параметры как норматив общей площади жилого помещения, размер дополнительной площади и сумму общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 29 Правил N 1223 при определении общей площади жилого помещения учитываются: жилые помещения, принадлежащие на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи; жилые помещения, занимаемые по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи; совершенные после принятия на учет для получения единовременной выплаты действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера общей площади или отчуждению жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи и занимаемых по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи.
Право проверки сведений, необходимых комиссии для получения информации, являющейся обязательным условием для предоставления единовременной социальной выплаты, предусмотрено пунктом 26 Правил N 1223.
Согласно пункту 31 Правил N 1223 предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
В силу пункта 25 Правил N 1223 уполномоченное подразделение ведет формируемую органами базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета (далее - база данных).
Для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона N 247-ФЗ.
Полномочие МВД России на утверждение порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета, закреплено пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты".
Таким образом, целью формирования и ведения базы данных уполномоченным подразделением является получение полной, достоверной и актуальной информации о сотрудниках и бывших сотрудниках, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с указанного учета для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты.
Приказом МВД России от 30 марта 2012 года N 207 был утвержден Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета, который устанавливал правила формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета на момент возникновения спорных правоотношений, то есть на момент постановки ФИО1 на учет и принятия решения о предоставлении единовременной социальной выплаты.
В целях приведения правовой базы в соответствие с законодательством Российской Федерации приказом МВД России от 19 января 2022 года N 59 приказ МВД России от 30 марта 2012 года N207 "О порядке формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета" признан утратившим силу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел Тульской области с ДД.ММ.ГГГГ (приказ о назначении УВД Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N).
ФИО1 23 октября 2012 года обратился с заявлением в комиссию УМВД России по Тульской области о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения, представив необходимые документы.
Решением комиссии УМВД России по Тульской области, оформленным протоколом от 14 декабря 2012 года N, утвержденным распоряжением УМВД России по Тульской области от 14 декабря 2012 года N, ФИО1 с семьей в составе трех человек (заявитель, супруга ФИО2, являющаяся сотрудником органа внутренних дел, дочь ФИО4) под номером N принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ как сотрудник, не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, уникальный N (N от 14 декабря 2012 года.
На основании вступившего в законную силу решения Привокзального районного суда города Тулы от 29 мая 2013 года ФИО1 удочерена дочь супруги от первого брака ФИО5, которой присвоена фамилия " "данные изъяты"", а также отчество " "данные изъяты"", что послужило основанием для внесения 30 августа 2013 года изменений в учетные документы ФИО1 и определении потребности заявителя с семьей в составе четырех человек в 87 кв. м, что подтверждается решением комиссии УМВД России по Тульской области, оформленным протоколом от 26 августа 2013 года N, утвержденным распоряжением УМВД России по Тульской области от 30 августа 2013 года N.
Приказом УМВД России по Тульской области от 14 октября 2016 года N ФИО1 назначен на должность заместителя начальника ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области".
На основании заявления от 22 мая 2017 года ФИО1 снят с учета под номером N на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе четырех человек в УМВД России по Тульской области в соответствии с протоколом от 22 мая 2017 года N, утвержденным распоряжением УМВД России по Тульской области от 22 мая 2017 года N, учетное дело направлено в ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области" для дальнейшей постановки на учет по месту службы.
ФИО1 4 мая 2018 года с семьей в составе четырех человек принят на учет по новому месту службы комиссией по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области" по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ, под номером N, уникальный N от 14 декабря 2012 года, в соответствии с протоколом от 04 мая 2018 года N, утвержденным распоряжением ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области" от 4 мая 2018 года N-р.
Из материалов учетного дела следует, что сведения о ФИО1 занесены в книгу учета комиссией ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области" в порядке очередности с учетом стажа его службы и даты подачи заявления - 23 октября 2012 года, ему присвоен уникальный N, соответствующий дате утверждения решения комиссии 14 декабря 2012 года.
ФИО1 28 октября 2021 года обратился в комиссию ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области" с заявлением о рассмотрении вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на семью в составе четырех человек, в соответствии с очередностью и доведенными лимитами бюджетных обязательств на территориальный орган, дополнительно указав, что квартира, в которой он зарегистрирован и проживает со своей семьей, принадлежит матери его супруги ФИО3, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ; в наследство никто из членов его семьи не вступал, наследственное дело не заводилось.
Распоряжением ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области" от 2 декабря 2021 года N утвержден протокол заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области" от 2 декабря 2021 года N, которым принято решение о предоставлении ФИО1 в составе семьи четырех человек единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 8 772 363 рублей 99 копеек.
Указанные протокол заседания и распоряжение ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области" об утверждении данного протокола направлены в Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России (далее - ДТ МВД России) в установленном порядке.
В соответствии с письмом ДТ МВД России от 22 декабря 2021 года N протокол комиссии ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области" от 2 декабря 2021 года N возвращен в комиссию ввиду несогласования договорно-правовым департаментом МВД России (далее - ДПД МВД России) по причине отсутствия информации о намерении супруги ФИО1 - ФИО2 отказаться от наследственных прав на спорное недвижимое имущество или осуществить регистрационные действия права собственности наследника.
В качестве основания указано, что с 11 марта 2011 года ФИО1 зарегистрирован по месту жительства и проживает с супругой ФИО2 и дочерями ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в квартире общей площадью 61 кв. м, расположенной по адресу: "адрес". Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности матери супруги заявителя ФИО3 на основании договора передачи от 27 ноября 2009 года N, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 декабря 2009 года N.
По данному адресу зарегистрировано и проживает 6 человек: заявитель с 11 марта 2011 года, его тесть ФИО6 с 20 февраля 1985 года, супруга заявителя ФИО2 с 20 февраля 1985 года, дочь заявителя ФИО4 с 14 мая 2010 года, дочь заявителя ФИО5 с 28 апреля 2010 года, сын собственника ФИО7 с 11 мая 2011 года, что подтверждается выпиской из домовой книги от 11 марта 2022 года. Обеспеченность на одного человека составляет 10, 16 кв. м (61 кв. м / 6), то есть менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого. В период с 20 декабря 1985 года по 6 декабря 2020 года в квартире по вышеуказанному адресу также проживала и состояла на регистрационном учете собственник данного жилого помещения ФИО3, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с открытием наследства после смерти ФИО3 на основании норм Гражданского кодекса Российской Федерации о наследовании и имеющихся сведений в материалах учетного дела комиссия пришла к выводу о том, что наследниками имущества после смерти ФИО3, в том числе, квартиры общей площадью 61 кв. м, расположенной по адресу: "адрес", по закону в силу положений статей части 2 статьи 1141 и части 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации в равных долях (61 кв. м / 3 = 20, 3 кв. м) являются: супруг ФИО6, дочь (супруга заявителя) ФИО2, брат супруги заявителя ФИО7 Установленный частью 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации шестимесячный срок для принятия наследства после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, истек, и по состоянию на 2 декабря 2021 года в права наследования никто не вступил.
Кроме того, установлено, что ФИО1 14 декабря 2021 года обратился в комиссию ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области" с заявлением, в котором указал, что 19 ноября 2021 года на имя председателя комиссии им было подано заявление с приложением соответствующих документов, в котором уточнялось, что он и члены его семьи с апреля 2020 года фактически проживают на даче, расположенной на "адрес". В этом же заявлении указано, что расходы на содержание квартиры по адресу: "адрес", его супруга за свой счет не производила.
На обращение ФИО1 11 января 2022 года дан ответ, которым сообщено, что протокол заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области" от 2 декабря 2021 года N, утвержденный распоряжением ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области" от 2 декабря 2021 года N, не согласован ДПД МВД России и возвращен в комиссию по причине отсутствия информации об отказе ФИО2 от наследственных прав к имуществу умершей ФИО3 или о вступлении в права наследования. Одновременно разъяснено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при соблюдении условий, перечисленных в части 2 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ. Однако в дальнейшем указанные сведения ФИО1 представлены не были. Указано, что в соответствии с Правилами N 1223 в случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, и (или) сведений, которые содержатся в документах, представляемых сотрудником, а также в случае изменения условий, на основании которых сотрудник имеет право на получение единовременной выплаты, сотрудник представляет в комиссию обновленные документы, подтверждающие произошедшие изменения, в течение 30 рабочих дней со дня, когда произошли соответствующие изменения. Ответственность за достоверность сведений, представленных заявителем, несет сам заявитель. Все сведения в протокол вносятся на основании документов и сведений, предоставляемых заявителем.
В целях надлежащей подготовки материалов для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД России направлено указание от 25 декабря 2021 года N, а ДТ МВД России письма от 18 января 2022 года N, от 3 марта 2022 года N.
Судом установлено, что во исполнение названных указаний в целях доработки комиссией ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области" осуществлялась соответствующая работа по истребованию у ФИО1 необходимой информации и документов, в том числе, относительно намерений его супруги ФИО2 в отношении ее наследственных прав, а также сведений об окончании обучения дочерью ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения (пограничное достижение возраста 18 лет), в том числе письмом от 18 марта 2022 года, которая положительных результатов не дала.
По имеющимся материалам и сведениям подготовлен и направлен на согласование протокол от 14 марта 2022 года N, утвержденный распоряжением учреждения от 16 марта 2022 N, о предоставлении ФИО1 на семью в составе четырех человек (он, супруга, 2 дочери) единовременной социальной выплаты в размере 14 097 523 рублей 50 копеек. Копия протокола направлена ФИО1 17 марта 2022 года.
ДТ МВД России 22 марта 2022 года повторно возвратил протокол комиссии от 14 марта 2022 года N, утвержденный распоряжением учреждения от 16 марта 2022 года N, о предоставлении ФИО1 единовременной социальной выплаты по аналогичным основаниям; при этом обращено внимание, что при повторном направлении материалов необходимо также предоставить заключение ОРЧ СБ УМВД России по Тульской области.
ФИО1 29 марта 2022 года повторно уведомлен письмом комиссии о необходимости предоставить информацию о намерениях супруги отказаться от наследства или осуществить регистрационные действия права собственности наследника, для чего явиться лично в комиссию не позднее 5 апреля 2022 года, которое возвращено за истечением срока хранения. В комиссию ФИО1 в указанные сроки не явился.
С учетом изложенного в связи с необходимостью установления фактического места проживания ФИО1 и членов его семьи, а также намерений супруги заявителя ФИО2 вступить в права наследования (отказаться от наследства), на основании рапорта временно исполняющего обязанности начальника ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области" по указанию начальника УМВД России по Тульской области 30 марта 2022 года была назначена проверка, проведение которой поручено ОРЧ СБ УМВД России по Тульской области.
После поведения служебной проверки и предоставления в комиссию соответствующего заключения от 28 апреля 2022 года распоряжением ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области" от 23 мая 2022 года Nр утвержден протокол заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 23 мая 2022 года N, которым принято решение о предоставлении ФИО1 в составе семьи четырех человек названной социальной выплаты в размере 11 673 384 рублей 19 копеек, который направлен в ДТ МВД России вместе с указанным заключением проверки ОРЧ СБ УМВД России по Тульской области от 28 апреля 2022 года.
Данный протокол был возвращен ДТ МВД России в связи с изданием Минтрудом России приказа от 30 марта 2022 года N 186н "О неприменении приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2022 года N 22н "Об утверждении поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации на 2022 год", которым установлено неприменение до 1 июля 2022 года поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения. При этом указано, что работа по предоставлению выплаты будет продолжена в III квартале текущего года после утверждения Минстроем России соответствующих показателей размера средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья и Минтрудом России указанного поправочного коэффициента.
На основании дополнительного запроса ДТ МВД России от 11 июля 2022 года N распоряжением ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области" от 20 июля 2022 года N утвержден протокол заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 20 июля 2022 года N, которым принято решение о предоставлении ФИО1 в составе семьи четырех человек названной социальной выплаты в размере 8 526 267 рублей 75 копеек, который направлен в ДТ МВД России вместе с заключением проверки ОРЧ СБ от 28 апреля 2022 года (с учетом определения наследственных прав супруги ФИО1).
Размер средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Тульской области определен в соответствии с приказом Минстроя России от 20 июня 2022 года N 501/пр. Поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья определен с учетом места прохождения службы в органах внутренних дел Тульской области в соответствии с постановлениеми Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 и от 27 января 2009 года N 63.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона 247-ФЗ, пунктом 4 Правил N 1223 и на основании протокола заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области" от 20 июля 2022 года N вынесено распоряжение МВД России от 11 августа 2022 года N, в соответствии с которым ФИО1 предоставлена выплата в указанном размере, что подтверждено платежным поручением от 24 августа 2022 года N.
Распоряжением ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области" 29 августа 2022 года Nр утвержден протокол заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тульской области" от 29 августа 2022 года N, которым принято решение о снятии ФИО1 с учета для предоставления выплаты в связи с реализацией сотрудником права на ее получение.
Районный суд, с которым согласился областной суд, с учетом норм закона, оценив фактические обстоятельства по делу, пришел к выводу о том, что административными ответчиками требований нормативных актов, регулирующих спорные отношения, а также нарушений прав и законных интересов административного истца не допущено.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов.
Судами при рассмотрении дела сделаны верные выводы о том, что необходимость истребования административными ответчиками информации о намерениях супруги ФИО1 относительно наследства была направлена на принятие законного и обоснованного решения о предоставлении единовременно выплаты ФИО1 с учетом всех сведений и документов, возможность предоставления которых была ему предоставлена.
Надлежащим образом оформленного документа об отказе супруги ФИО1 ФИО2 от наследства административным истцом не представлено. Указанные обстоятельства были установлены только после проведения соответствующей служебной проверки, результат которой был оформлен заключением от 28 апреля 2022 года.
Несогласование МВД России протоколов комиссии от 2 декабря 2021 года и от 14 марта 2022 года о предоставлении единовременной выплаты было обусловлено объективными причинами, а именно непредставлением ФИО1 в нарушение пункта 23 Правил N 1223 необходимой информации, влияющей на размер предоставления ему единовременной социальной выплаты, информации о намерении его супруги отказаться от наследства или осуществить регистрационные действия права собственности наследника.
Несогласование протокола комиссии от 23 мая 2022 года было обусловлено изданием Минтрудом России приказа от 30 марта 2022 года N 186н о неприменении до 1 июля 2022 года поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения и отсутствием нормативного регулирования до 20 июня 2022 года указанного вопроса на федеральном уровне.
Из смысла части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9, 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судами совокупность таких условий в настоящем деле не установлена.
При таких обстоятельствах незаконное бездействие со стороны административных ответчиков в отношении ФИО1 отсутствует, так все необходимые меры для предоставления ему единовременной выплаты в соответствии с требованиями действующего законодательства в полном объеме приняты.
Доводы административного истца о несоблюдении очередности предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения судами проверены, им дана соответствующая оценка, они являются несостоятельными. В настоящее время единовременная социальная выплата по приобретение жилья административному истцу выплачена.
Таким образом, необходимый порядок предоставления единовременной социальной выплаты административными ответчиками был соблюден, очередность предоставления единовременной социальной выплаты не нарушена.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Тулы от 24 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 1 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 21 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.