Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шмидта Александра Викторовича на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 21 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 13 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Шмидта Александра Викторовича к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании незаконными постановлений.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, объяснения представителя административного истца Куделькиной А.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шмидт А.В. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указал, что по результатам рассмотрения его заявлений о переводе в жилые помещения нежилых помещений N 2 и N 3 в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес" в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес" администрацией Энгельсского муниципального района Саратовской области были вынесены постановления от 3 августа 2022 года N, N, N, N, соответственно, об отказе в переводе указанных нежилых помещений в жилые помещения, по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Административный истец полагая, что оспариваемые отказы не основаны на нормах Жилищного кодекса Российской Федерации, указывал, что предлагаемые изменения не противоречат установленным строительно-техническим нормам и правилам, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта. Считал перевод указанных нежилых помещений в жилые помещения допустимым, так как помещения отвечают установленным требованиям и имеется возможность обеспечить соответствие помещений установленным требованиям, а право собственности административного истца на такое помещение не обременено правами каких-либо иных лиц, что соответствует положениям части 4 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации. Просил признать незаконными данные постановления администрации Энгельсского района.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 21 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 13 апреля 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 10 мая 2023 года через суд первой инстанции, Шмидт А.В. просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требований административного истца. Указывает, что им не заявлялись какие-либо требования в части необходимости реконструкции объектов, которые он просил перевести из нежилых помещений в жилые помещения. Соответственно, отказы органа местного самоуправления в переводе таких помещений со ссылкой на Правила землепользования и застройки муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области являются неправомерными и противоречащими положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, так как этажность многоквартирных домов, в которых находятся спорные помещения, фактически не изменяется.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Шмидту А.В. на праве собственности принадлежат нежилые помещения N 2 общей площадью 192, 8 кв. м с кадастровым номером N и N 3 общей площадью 186, 9 кв. м с кадастровым номером N, расположенные по адресу: "адрес", а также нежилые помещения N 1Б общей площадью 192, 8 кв. м с кадастровым номером N и N 1В общей площадью 186, 9 кв. м с кадастровым номером N, расположенные по адресу: "адрес".
Шмидт А.В. 29 июня 2022 года обратился в администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее также - администрация Энгельсского района, администрация) с заявлениями о переводе вышеназванных принадлежащих ему нежилых помещений в жилые помещения.
Постановлениями от 3 августа 2022 года N, N, N, N, соответственно, Шмидту А.В. было отказано в переводе названных нежилых помещений, в жилые помещения по основанию, что перевод нежилых помещений в жилые помещения в указанных многоквартирных домах фактически приведет к увеличению количества жилых этажей до 26, то есть к изменению параметров многоквартирного жилого дома, что будет являться нарушением Правил землепользования и застройки муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, основываясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отклонении заявленных требований в полном объеме в связи с отсутствием правовых оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами судов, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 данного Кодекса условий перевода помещения.
В соответствии со статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований указанного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1).
Согласно части 4 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается только в том случае, если такое помещение: не отвечает установленным требованиям; отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям; право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
На основании пункта 10 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации при использовании помещения после его перевода в качестве жилого помещения или в качестве нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом являются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Согласно пункту 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые согласно пункту 3 части 1 статьи 38 данного Кодекса могут включать в себя предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений.
Решением Энгельсского городского Совета депутатов Саратовской области от 18 декабря 2009 года N 232/02 утверждены Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - Правила землепользования и застройки города Энгельс).
Согласно данным Правилам землепользования и застройки, действующим на момент выдачи разрешения на строительство, для подзоны "В" были установлены следующие предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства: для многоквартирных жилых домов максимальная высота зданий - 85 м, максимальное количество этажей - 25.
"данные изъяты" было выдано разрешение на строительство от 21 апреля 2014 года N, которым разрешено строительство многоквартирного жилого дома количеством 25 этажей и 168 квартир по "адрес".
Данное разрешение соответствовало действовавшим на тот момент правилам землепользования и застройки, а именно: предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; количество этажей (для многоквартирных жилых домов) предусматривалось максимальное - 25.
Согласно разрешению на строительство от 21 апреля 2014 года N с последующим внесением в него изменений и разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 24 сентября 2018 года N2018 в окончательной форме разрешено строительство многоквартирного жилого дома общим количеством 27 этажей по "адрес", строительный адрес: "адрес".
При этом в результате внесения изменений в этажность объекта с 25 на 27, количество квартир 168 штук осталось прежним, количество жилых этажей не изменилось, с увеличением этажности добавились нежилые помещения N 1 и N 2 - мастерские для художников.
"данные изъяты" было выдано разрешение на строительство от 30 июня 2014 года N, которым разрешено строительство многоквартирного жилого дома количеством 25 этажей и 168 квартир по "адрес".
Данное разрешение соответствовало действовавшим на тот момент правилам землепользования и застройки, а именно: предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; количество этажей (для многоквартирных жилых домов) предусматривалось максимальное - 25.
Согласно разрешению на строительство от 30 июня 2014 года N с последующим внесением в него изменений и разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 4 мая 2018 года N в окончательной форме разрешено строительство многоквартирного жилого дома общим количеством 27 этажей по "адрес", строительный адрес: "адрес".
При этом в результате внесения изменений в этажность объекта с 25 на 27, количество квартир 168 штук осталось прежним, количество жилых этажей не изменилось, с увеличением этажности добавились нежилые помещения N 1Б и N 1В - мастерские для художников.
Таким образом, выданные разрешения предусматривали строительство исключительно 25 жилых этажей. При этом в ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось сторонами, что спорные помещения находятся на 26 этаже. На 27 этаже находится чердачное помещение.
В настоящий момент Правилами землепользования и застройки города Энгельса на основании решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области от 25 августа 2021 года N 04/13-2021 для данной подзоны "В" установлены следующие предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства: максимальное количество этажей - 10 (жилых надземных этажей, без учета технического этажа и подземных этажей (техническое подполье, подземные паркинги).
В силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Под характеристиками безопасности здания или сооружения понимаются количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.
На основании изложенного эксплуатация многоквартирного дома, имеющего 25 жилых этажей, введенного в эксплуатацию до изменения предельного параметра разрешенного строительства (реконструкции) в части максимально допустимого количества этажей, равного 10-ти, не противоречит градостроительному законодательству.
Вместе с тем, перевод нежилого помещения в жилое помещение в указанных домах приведет к увеличению количества жилых этажей до 26, то есть, к изменению параметров многоквартирного жилого дома, и, соответственно, вопреки доводам административного истца, фактически будет являться реконструкцией указанных многоквартирных домов, которая повлечет за собой увеличение их этажности, то есть приведет к несоответствию их предельным параметрам.
Согласно части 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства, не соответствующих предельным параметрам, может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.
При изложенных обстоятельствах и исходя из предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства, установленных Правилами землепользования и застройки города Энгельса, у администрации Энгельсского района отсутствовали законные основания для изменения статуса помещений, расположенных в многоквартирных домах, а именно нежилых помещений на жилые помещения.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств, не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены судебных актов, не содержит и на правильность постановленных в соответствии с законом судебных актов не влияет.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 21 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 13 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шмидта Александра Викторовича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 21 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.