Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода на решение Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 12 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 21 февраля 2023 года по делу по исковому заявлению прокурора Автозаводского района города Нижнего Новгорода в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрация города Нижнего Новгорода, администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, объяснения прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:
прокурор Автозаводского района города Нижнего Новгорода обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском, в котором просил обязать администрацию города Нижнего Новгорода, администрацию Автозаводского района города Нижнего Новгорода организовать работы по ремонту асфальтового покрытия тротуаров, проездов на придомовой территории многоквартирных домов N 11, N 13, N 13а, N 15, N 15а, N 17, N 17а по улице Дружаева города Нижнего Новгорода и многоквартирных домов N 13, N 13а, N 15 по улице Дьяконова города Нижнего Новгорода в соответствии с нормативными требованиями в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указывал, что прокуратурой Автозаводского района города Нижнего Новгорода проведена проверка по поручению прокуратуры Нижегородской области, по обращению ФИО7 по вопросу благоустройства придомовой территории в части ремонта асфальтового покрытия тротуаров, проездов, расположенных на дворовой территории многоквартирных домов N 11, N 13, N 13а, N 15, N 15а, N 17, N 17а по улице Дружаева города Нижнего Новгорода и многоквартирных домов N 13, N 13а, N 15 по улице Дьяконова города Нижнего Новгорода. В ходе проверки с привлечением сотрудников ГЖИ Нижегородской области, ОГИБДД УМВД России по городу Нижнему Новгороду установлено, что на дворовых дорог в границах межевания многоквартирных домов N 11, N 13, N 13а, N 15, N 15а, N 17, N 17а по улице Дружаева города Нижнего Новгорода и домов N 13, N 13а, N 15 по улице Дьяконова города Нижнего Новгорода нарушено асфальтовое покрытие, имеется частичное разрушение асфальтового покрытия тротуаров, проездов в границах межевания, что является нарушением пункта 4.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, пункта 17 Приложения N 7 указанных Правил, а также положений ГОСТ Р 50597-2017.
Указывал, что вышеуказанные тротуары, проезды у многоквартирных домов фактически являются объектом транспортной инфраструктуры города Нижнего Новгорода, так как предназначены для движения неопределенного круга лиц. Поскольку вышеуказанные тротуары, проезды предназначены для общего пользования неопределенного круга лиц. Следовательно, обязанность по надлежащему содержанию данных участков дорог относится к полномочиям органов местного самоуправления. Безопасность дорожного движения на вышеуказанных участках не обеспечивается, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, участвующих в дорожном движении.
Решением Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 12 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 21 февраля 2023 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной 10 мая 2023 года, администрация города Нижнего Новгорода просит судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что судами неправильно установлены фактические обстоятельства по делу в части отнесения тротуаров, проездов, расположенных вблизи многоквартирных домов в пределах межевания земельных участков, к местам общего пользования и, соответственно, неправильно применены соответствующие нормы закона о возложении обязанности по содержанию такого имущества и приведению его в нормативное состояние на органы местного самоуправления, в то время как бремя содержания проездов и тротуаров, относящихся к общему имуществу соответствующего многоквартирного дома относится на собственников помещений такого многоквартирного дома.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, прокуратурой Автозаводского района города Нижнего Новгорода организована проверка по обращению ФИО8 о неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия в районе домов по улице Дружаева города Нижнего Новгорода.
Внеплановой выездной проверкой с привлечением сотрудников ГЖИ Нижегородской области, ОГИБДД УМВД России по городу Нижний Новгород выявлено, что тротуары вблизи многоквартирных домов N 11, N 13, N 13а, N 15, N 15а, N 17, N 17а по улице Дружаева города Нижнего Новгорода и многоквартирных домов N 13, N 13а, N 15 по улице Дьяконова города Нижнего Новгорода имеют частичное разрушение асфальтового покрытия. Отсутствует половина тротуара за домом N 17а по Дружаева (со стороны улицы Львовской), полностью разрушен тротуар вдоль дома N 17а по улице Дружаева (справа от подъездов). Отсутствует бордюрный камень вдоль домов N 17 и N 15 по улице Дружаева, вдоль дома N 15а по улице Дружаева образован провал проезда. Разрушен тротуар и выходы из подъезда домов N 15 и N 17 улице Дружаева, частично разрушен тротуар вдоль дома N 13 по улице Дружаева. Выявлены дефекты в дорожном покрытии, превышающие требования, указанные в пункте 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, а именно у дома N 13 и N 13а по улице Дружаева асфальтовое покрытие дворовых дорог нарушено, имеются выбоины (ямы), у дома N 13 по улице Дьяконова отклонение по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части составляет более 1 см, что является нарушением пункта 4.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, пункта 17 Приложения N 7 указанных Правил.
По результатам проверки главе администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода внесено представление от 13 мая 2021 года об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого администрацией Автозаводского района города Нижнего Новгорода нарушения не устранены.
Установлено также, что вышеуказанные тротуары, проезды вдоль многоквартирных домов N 11, N 13, N 13а, N 15, N 15а, N 17, N 17а по улице Дружаева города Нижнего Новгорода и многоквартирных домов N 13, N 13а, N 15 по улице Дьяконова города Нижнего Новгорода находятся в границах межевания земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет (земли населенных пунктов) и фактически являются объектом транспортной инфраструктуры города Нижнего Новгорода, так как предназначены для движения неопределенного круга лиц, пешеходов к различным, в том числе социальным объектам: магазинам, культовым объектам.
Рассматривая заявленные прокурором требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, со ссылкой на положения Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2001 года 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", указал, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Участки проезжих частей дороги, тротуары, проезды, о ремонте которых указано в исковом заявлении прокурора, фактически является объектами транспортной инфраструктуры города Нижнего Новгорода, предназначены для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, и относятся к объектам общего пользования, поэтому в силу закона не могут быть приватизированы. Согласно положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления", Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относиться в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
При установленных по делу фактических обстоятельствах, с учетом приведенных положений федеральных законов, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами.
Согласно пункту 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности) тротуары отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно СНиП 2.07.01-89* (свод правил Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений), к улицам и дорогам местного назначения относятся проезды - подъезды транспортных средств к жилым и общественным зданиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов. Также к улицам и дорогам местного значения относит пешеходные улицы и дороги.
На основании пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
При определении границ земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, необходимо, прежде всего, исходить из общих требований норм земельного и градостроительного законодательства, устанавливающих возможность нахождения земельного участка в гражданском обороте, а также устанавливающих правовой режим использования земель.
Судами установлено, что, данными участками тротуаров, проездов пользуются не только жители многоквартирных домов N 11, N 13, N 13а, N 15, N 15а, N 17, N 17а по улице Дружаева города Нижнего Новгорода и многоквартирных домов N 13, N 13а, N 15 по улице Дьяконова города Нижнего Новгорода Они являются общедоступными, по ним осуществляется не только проход неограниченного круга лиц, но и проезд транспорта к объектам общего пользования.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее также - Закон о приватизации государственного и муниципального имущества) закрепляется, что данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 5 указанного Федерального закона покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов. В силу прямого указания пункта 8 статьи 28 данного Федерального не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель общего пользования проезды, автомобильные дороги.
Исходя из положений пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав общего имущества в доме не входят инженерные объекты, предназначенные для обслуживания нескольких многоквартирных домов и которыми пользуется неограниченный круг лиц, так как собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок на котором расположен данный дом, с элементами озеленение и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Следовательно, объекты, которые участвуют в обслуживании нескольких многоквартирных домов или неопределенный круг лиц, в частности автомобильные дороги, тротуары, проезды и земельные участки, занятые данными дорогами, проездами, тротуарами, не могут входить в состав общего имущества собственников многоквартирного дома.
Согласно части 1 статьи 130, части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Компетенция органов местного самоуправления определена Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон общих принципах организации местного самоуправления).
К вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 16 указанного Федерального закона).
Также и в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Закона, дорожная деятельность - это деятельность, в том числе по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее также - Закон о безопасности дорожного движения) к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу положений статьи 13 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся также осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности).
Согласно части 4 статьи 6 Закон о безопасности дорожного движения, а также положений статьи 34 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов и является, а полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Как следует из части 1 статьи 37 Закон общих принципах организации местного самоуправления местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода относится обеспечение исполнения вопросов местного значения, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Нижнего Новгорода.
В соответствии с пунктом 12.1.2 постановления Городской Думы Нижнего Новгорода от 20 июня 2007 года N 56 "Об утверждении правил благоустройства города Нижнего Новгорода" содержание и ремонт дорог общего пользования обеспечиваются администрацией города Нижнего Новгорода с привлечением в установленном порядке специализированных организаций.
В соответствии с постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 9 декабря 2016 года N 4165 "О возложении функций муниципальных заказчиков" обязанность по реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Нижний Новгород, капитальному и текущему ремонту дорог возложена на структурные подразделения администрации города Нижнего Новгорода.
Положением об администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода, утвержденным постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 25 января 2006 года N 2, предусмотрено, что администрация района участвует в осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах района, в том числе, выполняет в соответствии с правовым актом администрации города Нижнего Новгорода функции муниципального заказчика на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (часть 1 статьи 17 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности).
Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля. Данный ГОСТ устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
В силу пункта 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017, покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0, 2 кв. м. Загрязнения должны быть удалены в течение трех суток, отдельные разрушения в течение семи суток.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что спорные тротуары и проезды являются объектами транспортной инфраструктуры города Нижнего Новгорода, поскольку предназначены для общего пользования неопределенного круга лиц, в связи с чем обязанность по надлежащему содержанию данных участков дорог относится к полномочиям органов местного самоуправления, а именно администрации города Нижнего Новгорода.
Доводам административного ответчика о том, что спорные участки дорог, проездов, тротуаров входят в состав сформированного земельного участка, являющегося частью общего имущества многоквартирного дома, дана надлежащая оценка, они не могут быть приняты во внимание, поскольку такие объекты как дороги, проезды, тротуары не подлежат приватизации и могут быть переданы в частную собственность в силу закона.
Все юридически значимые обстоятельства судами определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 12 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 21 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 29 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.