Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Софронова В.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу С.А.А. на решение Орловского районного суда Орловской области от 30 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 20 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению С.А.А. к администрации Орловского муниципального округа Орловской области об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
С.А.А. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований просила признать незаконными действия администрации Орловского муниципального округа Орловской области (далее - Администрация) по формированию земельного участка с кадастровым номером N по адресу: Орловская "адрес", исключить сведения о его границах и площади, а также признать незаконным постановление Администрации об утверждении схемы расположения спорного земельного участка.
В обоснование административного иска указала, что является собственником квартиры "адрес", который признан аварийным и подлежащим сносу. Для определения выкупной цены жилых помещений были заказаны работы по оценке их рыночной стоимости, однако в сумму выкупной цены, установленной оценщиком, не вошла стоимость земельного участка многоквартирного дома, поскольку он не сформирован и не стоит на кадастровом учете.
По ее заказу был составлен межевой план земельного участка многоквартирного жилого дома площадью 2114 кв.м с учетом элементов благоустройства и сараев, расположенных на территории дома.
По результатам проведения публичных слушаний 31 августа 2022 года по вопросу утверждения границ земельного участка, несмотря на возражения участников публичных слушаний, Администрацией принято постановление, которым утверждена схема расположения земельного участка площадью лишь 730 кв.м, что не соответствует реальной площади земельного участка, не отражает фактическое местоположение, нарушает ее право на получение справедливой выкупной цены за жилое помещение.
Решением Орловского районного суда Орловской области от 30 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 20 апреля 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 17 мая 2023 года, С.А.А. просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение об удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на неправильном формировании земельного участка под многоквартирным домом, утверждает, что судами неверно применен материальный закон.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Федеральный законодатель, в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах, установилв Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1, 2 статьи 36), а в статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П).
Статьей 16 названного закона предусмотрено, в частности, что образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образованного до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка (часть 4)
Образование такого земельного участка может осуществляться органами государственной власти или органами местного самоуправления при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ (часть 4.1).
Приказом Минстроя России от 7 марта 2019 года N 153/пр утверждены методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, которые разработаны в целях оказания методологического содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления при проведении работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, и которые не были образованы ранее (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 4 Методических рекомендаций предусмотрено, что определение местоположения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, рекомендуется осуществлять при образовании такого земельного участка с учетом следующих особенностей:
1) под каждым многоквартирным домом рекомендуется образовывать отдельный земельный участок;
2) границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы не нарушить права и законные интересы неограниченного круга лиц, правообладателей иных земельных участков, собственников помещений в данном многоквартирном доме и других многоквартирных домах;
3) границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы все объекты, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, были расположены в границах образуемого земельного участка;
4) при определении границ образуемого земельного участка рекомендуется учитывать, что данный земельный участок, а также смежные с ним земельные участки должны отвечать требованиям статьи 11 Земельного кодекса;
5) в границы образуемого земельного участка не рекомендуется включать земли или земельные участки, в отношении которых у третьих лиц имеются права (собственности или иное законное право), земли или земельные участки, на которых расположены объекты капитального строительства, не относящиеся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары и иные территории общего пользования.
В силу пункта 9 Методических рекомендаций образование земельных участков под многоквартирными домами, включенными в региональные и (или) муниципальные программы, направленные на переселение граждан из признанных аварийными многоквартирных домов, рекомендуется осуществлять по границе (контуру) признанного аварийным многоквартирного дома по истечении срока, установленного органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, для осуществления собственниками помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, на основании договора купли-продажи от 15 ноября 2012 года С.А.А. принадлежит квартира N N общей площадью 26, 7 кв.м в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес"
Постановлением Администрации от 25 мая 2018 года N многоквартирный дом N N по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации от 25 мая 2018 года N 193-р отделу жилищно-коммунального хозяйства управления строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства поручено провести сбор сведений, включая зарегистрированные права на жилые помещения, о собственниках и нанимателях жилых помещений многоквартирного дома N N, направить в срок до 31 июля 2018 года собственникам помещений в многоквартирном доме N N требования о его сносе в срок до 30 июня 2022 года; совместно с Администрацией Становского сельского поселения Орловского района Орловской области в срок до 31 июля 2018 года организовать проведение общего собрания собственников многоквартирного дома N N рассмотрения вопросов дальнейшего использования помещения, определения сроков отселения из него физических лиц.
При принятии решения о признании дома аварийным и о расселении было установлено, что земельный участок под домом не сформирован и на кадастровом учете в установленном порядке не состоит.
По инициативе Администрации 31 августа 2022 года проведены публичные слушания по вопросу внесения предложений и замечаний относительно утверждения схемы расположения земельного участка под многоквартирными домами в д. Ивановское. В ходе проведения публичных слушаний была предоставлена схема расположения земельного участка площадью 730 кв.м.
Постановлением Администрации от 12 сентября 2022 года N N была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале N с условным кадастровым номером N по адресу: "адрес" площадью 730 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - жилая зона Ж, вид разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка.
Разрешая спор и отказывая в административном иске, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление принято в пределах компетенции Администрации и в соответствии с законом, регулирующим спорные отношения. Площадь сформированного под многоквартирным жилым домом земельного участка определена на основании проведенных кадастровых работ с учетом пункта 9 Методических рекомендаций и в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 2.1 статьи 17 Правил землепользования и застройки Становского сельского поселения, которым установлен минимальный размер земельного участка для малоэтажного многоквартирного жилищного строительства в размере 0, 06 га (600 кв.м), при этом учтен максимальный процент застройки в границах земельного участка, расположенного в территориальной жилой зоне 2.1.1, который составляет 40% при этажности 1-2 этажа таблица 4, пункт 2.5. Правил землепользования и застройки Становского сельского поселения. Судом указано на отсутствие нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Отклоняя ссылки административного истца на межевой план земельного участка площадью 2114 кв.м с учетом включения в указанную площадь отдельных элементов благоустройства (сараев и детской площадки), судебные инстанции указали на отсутствие в материалах дела доказательств возведения одновременно со строительством многоквартирного дома вспомогательных построек входящих в состав имущества многоквартирного жилого дома и предназначенных для его обслуживания и эксплуатации.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Вопрос образования земельного участка и утверждения схемы его расположения разрешен органом местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Требования пункта 2.1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации о рассмотрении на общественных обсуждениях или публичных слушаниях схемы расположения земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, до ее утверждения, соблюдены. Результаты публичных слушаний, как форма учета мнения населения, приняты во внимание при решении вопроса о формировании земельного участка.
Вместе с тем, вопреки утверждениям автора кассационной жалобы, мнения жильцов, высказанные на публичных слушаниях, не являются определяющими для принятия решения, которое должно быть основано на требованиях закона, а также соблюдения баланса частных и публичных интересов.
Конфигурация земельного участка определена органом местного самоуправления в соответствии с положениями Методических рекомендаций. Несогласие автора кассационной жалобы с конфигураций и размером земельного участка, мнение о необязательности Методических рекомендаций не означают, что при образовании земельного участка допущены нарушения жилищного или земельного законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, содержание оспариваемых решения, действий судебными инстанциями проверено, установлено их соответствие требованиям закона.
Оснований считать, что оспариваемыми решением, действиями нарушены права и законные интересы административного истца не имеется.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска обоснованно отказано.
Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 30 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 20 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу С.А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 29 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.