Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Павловой Е.А, Курдюковой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-524/2022 по иску ФИО1 к администрации муниципального образования Узловский район о признании права на предоставление жилого помещения в собственность, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Узловского городского суда Тульской области от 18 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 2 ноября 2022 года, заслушав доклад судьи Павловой Е.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Узловский район о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения и понуждении произвести переселение, указав, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ он и ФИО5 являлись собственниками (по 1/2 доли в праве каждый) квартиры, расположенной по адресу: "адрес". Право собственности было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Также указал, что ДД.ММ.ГГГГ они были вынуждены заключить с ФИО7 договор купли-продажи указанного жилого помещения, однако, фактически из данной квартиры не выезжали, продолжали оплачивать ЖКУ. На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ он (истец) вновь стал собственником квартиры по указанному адресу. Постановлением администрации муниципального образования Шахтерское Узловского района от ДД.ММ.ГГГГ N жилой "адрес" в "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. В ДД.ММ.ГГГГ годах все жильцы дома переселены по программе переселения за счет иных межбюджетных трансфертов. ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания со ссылкой на то, что в программу переселения указанный жилой дом не включался, а на момент предоставления межбюджетных трансфертов он не проживал в названной квартире. ДД.ММ.ГГГГ ему вновь отказано в предоставлении благоустроенного жилья, но по иным основаниям - поскольку собственником данной квартиры он стал после того, как жилой дом признан непригодным для проживания. Полагал отказ незаконным, поскольку собственником жилого помещения по адресу: "адрес", он стал в ДД.ММ.ГГГГ году, т.е. до признания дома аварийным, впоследствии, несмотря на сделку с ФИО7, продолжал вместе с членами семьи владеть и пользоваться квартирой по указанному адресу. Уточнив исковые требования, ФИО1 просил признать за ним право на предоставление ему квартиры для переселения из аварийного жилья.
Решением Узловского районного суда Тульской области от 18 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 02 ноября 2022 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе заявитель оспаривает законность и обоснованность судебных постановлений, просит их отменить. Считает, что судами неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не допущено.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 (продавец) и ФИО5, ФИО1 (покупатели) заключен договор купли-продажи, по условиям которого продавец продал, а покупатели купили в общую долевую собственность (по 1/2 доле в праве) квартиру N, общей площадью 39 кв.м, расположенную по адресу: "адрес". Право общей долевой собственности ФИО5 и ФИО1 зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N постановлением администрации муниципального образования Шахтерское Узловского района от ДД.ММ.ГГГГ N многоквартирный жилой дом N по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения собственников и нанимателей помещений определен не позднее 2028 года.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1, ФИО5 (продавцы) и ФИО7 (покупатель) заключен договор купли-продажи, по которому продавцы продали покупателю принадлежащую им на праве общей долевой собственности квартиру.
Право собственности ФИО7 на квартиру N, расположенную по адресу: "адрес", зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 продал указанную квартиру ФИО1 Право собственности истца на указанное жилое помещение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из ответа ОМВД России по Узловскому району, загранпаспорта и паспорта истца, поквартирной карточки, ФИО1 был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес", на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Как иностранный гражданин, он был зарегистрирован по этому же адресу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Как гражданин РФ, ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Вместе с ним в данной квартире зарегистрирована ФИО5, ФИО8 и М.М.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением в администрацию МО Узловский район, в котором просил дать письменные разъяснения о причинах непредоставления ему жилья.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО Узловский район сообщила ФИО1, что дом, в котором расположена принадлежащая ему квартира, не включен в действующую муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования город Узловая Узловского района на 2019-2025гг.". Правительством Тульской области из бюджета Тульской области выделены средства на обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в аварийных домах, требующих первоочередного расселения. Данные средства предоставлялись в соответствии с Порядком предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Тульской области местным бюджетам на обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в аварийных домах, требующих первоочередного расселения, утвержденного постановлением правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Порядок). Одним из документов, необходимых для предоставления иных межбюджетных трансфертов, является акт осмотра на предмет фактического проживания граждан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с приложением выписок из лицевых счетов потребителей электроэнергии. На момент осмотра многоквартирного дома по адресу: "адрес", в квартире N фактически никто не проживал, в связи с чем, в соответствии с Порядком, отсутствовали основания для предоставления жилого помещения за счет иных межбюджетных трансфертов из бюджета Тульской области. В настоящее время иных способов предоставления жилых помещений, в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, на территории муниципального образования Узловский район, не имеется.
ФИО1 разъяснены также положения ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ и указано, поскольку право собственности на квартиру N в доме N по "адрес" у него возникло ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи, т.е. после признания дома аварийным и подлежащим сносу, он будет иметь право только на получение возмещения за изымаемое жилое помещение в порядке ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, в случае принятия муниципальным образованием Узловский район решения об изъятии жилых помещения и земельного участка, на котором расположен МКД. В настоящее время такого решения не принято.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно обратился в администрацию муниципального образования Узловский район с письменным заявлением и просил сообщить ему планируемое время принятия решения об изъятии для государственных или муниципальных нужд жилого помещения и земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО Узловский район сообщила ФИО1, что расселение дома в 2020 году произошло в рамках мероприятий по обеспечению жилищных прав граждан, проживающих в аварийных домах, требующих первоочередного расселения. Поскольку жилое помещение приобретено им по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. т.е. в период расселения дома, в ходе обследования многоквартирного дома установлено, что фактически в принадлежащем ему жилом помещении он никогда не проживал, то в соответствии с положением ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ права на получение иного жилья он не имеет. В случае принятия муниципальным образованием Узловский район решения об изъятии жилых помещений и земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, ФИО1 будет иметь право на получение возмещения за изымаемое жилое помещение в порядке ч. 7 ст. 32 ЖК РФ. В связи с отсутствием на территории муниципального образования Узловский район муниципальных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 2017 года, решение об изъятии жилых помещений и земельного участка, на которых расположены такие дома, не принято. Данный вопрос будет решаться по мере разработки механизмов ликвидации жилищного фонда, признанного аварийным после ДД.ММ.ГГГГ, и выделения финансирования на указанные цели.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратился с заявлением в администрацию МО Узловский район о переселении его из аварийного дома.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО Узловский район ФИО1 направлен ответ, в котором даны разъяснения, что в соответствии с ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 ст. 32 ЖК РФ в отношении таких граждан не применяются. В случае принятия муниципальным образованием Узловский район решения об изъятии жилых помещений и земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, ФИО1 будет иметь право только на получение возмещения за изымаемое жилое помещение в порядке ч. 7 ст. 32 ЖК РФ. В связи с отсутствием на территории муниципального образования Узловский район муниципальных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 2017 года, решения об изъятии жилых помещений и земельного участка, на которых расположены такие дома, не приняты. Данный вопрос будет решаться по мере разработки механизмов ликвидации жилищного фонда, признанного аварийным после ДД.ММ.ГГГГ, и выделения финансирования на указанные цели.
Обратившись в суд с данным иском, ФИО1, ссылаясь на то, что он является собственником квартиры с 2015 года, т.е. до признания жилого дома, где расположена его квартира, аварийным, а также на необоснованность и противоречивость ответов администрации МО Узловский район на его обращения по поводу переселения из аварийного жилья, просил признать за ним право на получение благоустроенной квартиры.
Отказывая ФИО1 в иске, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 131, 223, 551 ГК РФ, ст. 32 ЖК РФ, п. п. 5, 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ, Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ", исходил из того, поскольку жилое помещение, признанное непригодным для проживания, принадлежит истцу на праве собственности, расположено в доме, который не включен в действующую программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, приобретено им по возмездной сделке после признания дома аварийным, то реализация его жилищных прав может быть осуществлена с учетом ограничений, предусмотренных ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными, соответствующими действующему законодательству, регулирующему спорное правоотношение, на основании оценки всех установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, которым дана оценка в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется оснований.
Доводы жалобы заявителя о том, что он имеет право на получение благоустроенного жилого помещения, поскольку стал собственником квартиры до признания дома аварийным, подлежат отклонению в виду следующего.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Как разъяснено в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 г, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащем сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Таким образом, согласно приведенным выше положениям действующего законодательства в случае включения дома в региональную адресную программу собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации их жилищных прав.
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная ч. 10 ст. 32 ЖК РФ предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
Как следует из материалов дела, в реализуемую в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства" муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования город Узловая Узловского района на 2019-2025 годы" многоквартирный жилой дом N по "адрес" не включен.
Постановлением правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Тульской области местным бюджетам на обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в аварийных домах, требующих первоочередного расселения.
Как следует из указанного порядка обеспечение жильем на средства иных межбюджетных трансфертов не является реализацией муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья, поскольку предусматривает иной порядок, в т.ч. финансирования.
ДД.ММ.ГГГГ глава администрации МО Узловский район направил в министерство строительства Тульской области заявку о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета Тульской области для обеспечения жилищных прав граждан, подлежащих первоочередному переселению из аварийных домов, площадью 1442, 9 кв.м. В список на переселение дом N по "адрес" не включен.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО5 продали ФИО7 принадлежащую им на праве общей долевой собственности квартиру, расположенную по адресу: "адрес". Право собственности ФИО7 на указанную квартиру зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая то, на момент объявления и проведения указанной заявочной компании ФИО1 произвел отчуждение принадлежащего ему недвижимого имущества, в связи с чем не мог быть включен администрацией МО Узловский район в число лиц переселяемых из жилых помещений, расположенных в признанном аварийным многоквартирном доме, на средства иных межбюджетных трансфертов.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации муниципального образования Узловский район подана заявка в министерство строительства Тульской области на предоставление межбюджетных трансфертов на обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в аварийных домах, требующих первоочередного расселения в объеме 1681, 1 кв.м. В заявку, в т.ч, включены наниматели и собственники квартир с N по N "адрес". Квартира N в указанном доме в заявку включена не была.
Поскольку право собственности на спорное жилое помещение возникло у ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после признания многоквартирного дома аварийным и после введения в действие положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, ФИО1 права требовать предоставления ему другого жилья взамен признанного непригодным для проживания по указанным им основаниям не имеет, его жилищные права могут быть реализованы лишь в виде получения возмещения за изымаемое жилое помещение в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, в случае принятия решения об изъятии жилого помещения и земельного участка под МКД для муниципальных нужд.
Доводы жалобы заявителя о том, что фактически ФИО1 не переставал быть собственником спорной квартиры, поскольку договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ носил формальный характер, подлежат отклонению, поскольку данная сделка недействительной не признана, никем не оспаривалась, договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ не расторгался, а право собственности ФИО1 на спорную квартиру возникло на основании новой сделки - заключенного им с ФИО7 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судебными инстанциями, не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку единственно иная точка зрения относительно того, как должно быть разрешено дело, не свидетельствует о незаконности решения.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Узловского городского суда Тульской области от 18 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 2 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.