Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" Леопольд М.В., действующей на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Когалымского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры мирового судьи судебного участка N 3 Когалымского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 июня 2022 года, решение судьи Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь",
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Когалымского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры мировым судьей судебного участка N 3 Когалымского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 июня 2022 года (N5-413-1702/2022), оставленным без изменения решением судьи Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 сентября 2022 года (N12-165/2022), общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" (ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, поступившего в кассационный суд 09 февраля 2023 года, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) определяет обеспечение безопасности дорожного движения как деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В силу пункта 5.2.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденному Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N1245-ст и действующему на момент рассматриваемых событий (далее - ГОСТ Р 50597-2017), покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечёт за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность (статья 31 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ).
Из материалов дела следует, что 19 апреля 2022 года в 14 часов 41 минуту ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", являясь организацией, ответственной за содержание автомобильной дороги г. Советский-г. Урай км69+950-км69+772 Кондинского района ХМАО-Югры, не приняло своевременно меры и допустило нарушения в содержании автомобильной дороги, а именно: на участке км69+873 - км69+772(справа) имеются дефекты в виде возвышения обочины над проезжей частью, не отделенной бордюром от проезжей части на величину от 4, 5 см до 5 см, км69+950 допущена выбоина: длиной 104 см, шириной 74 см, глубина 10 см, площадью 0, 7696м?, км69+943 допущена выбоина: длиной 85см, шириной 48 см, глубина 11 см, площадью 0, 408м?, км69+895 допущена выбоина: длиной 52 см, шириной 32см, глубина 7 см: площадью 0, 1664 м?, км69+874 допущена выбоина: длиной 136 см, шириной 74 см, глубина 11 см, площадью - 1, 0064м?, км69+807 допущена выбоина: длиной 85 см, шириной 51 см, глубина 9, 5 см, площадью 0, 4335м?, чем нарушены требований п.5.2.4, п.5.3.2 ЕОСТ Р 50597- 2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", и п. 13 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" Правил дорожного движения РФ, что в свою очередь создало реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.
Данные обстоятельства, указывающие на несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, послужили основанием для составления в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела общество привлечено к административной ответственности.
Фактические обстоятельства несоблюдения обществом "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог местного значения, подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела и при рассмотрении жалобы на постановление дана надлежащая правовая оценка. Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено. Действия юридического лица правомерно квалифицированы по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Обстоятельства наличия конкретного нарушения требований ГОСТ Р 50597-2017, указывающих на ненадлежащее содержание автомобильной дороги, установлены и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
Приведенные в жалобе доводы повторяют правовую позицию юридического лица при рассмотрении дела и при рассмотрении жалобы на постановление в городском суде. Указанным доводам по существу дана надлежащая правовая оценка.
Вопреки доводам жалобы в настоящем случае измерение размеров выбоин производилось надлежащими средствами измерения, что следует из протокола инструментального обследования, а именно: рейка дорожная универсальная РДУ-КОНДОР заводской номер N7532 поверка до 20 сентября 2022 года, курвиметр полевой КП-230 РДТ заводской номер N19900 поверка до 18 августа 2022 года. Оснований не доверять результатам исследования, проведенного с использованием вышеуказанных средств измерения, не имеется.
Установленный пунктом 4.1 ГОСТ 32825-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений" перечень средств измерений геометрических размеров повреждений не является исчерпывающим. Допускается применение и иных средств измерений с точностью, не уступающей параметрам, указанным в данном пункте. Таким образом, применением вышеуказанных средств измерения не противоречит действующему законодательству.
Кроме того, само наличие выбоин, в том числе с учетом проведенного измерения, сомнений не вызывает, факт наличия выбоин с нарушением требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 с учетом представленных фотоматериалов является очевидным.
Вопреки доводам жалобы место совершения административного правонарушения установлено должным образом. Установлен конкретный участок автомобильной дороги г. Советский - г. Урай км69+950-км69+772 Кондинского района ХМАО-Югры, на проезжей части которого допущены нарушения. Какие-либо сомнения, что речь идет об объекте (участке дороге), ответственным за содержание которого является именно ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь", отсутствуют. На участках автодороги (на обозначенных в протоколе конкретных километрах автодороги) обнаружены нарушения требований ГОСТ Р 50597-2017, создающие угрозу безопасности дорожного движения.
Доводы жалобы о невозможности проведения ремонтных работ в связи с погодными условиями, не могут быть приняты во внимание, поскольку не исключают обязанность ответственного за состояние дорог юридического лица обеспечивать безопасность дорожного движения при содержании дорог и принимать своевременные меры к устранению обнаруженных недостатков.
Вопреки доводам жалобы, оснований для иной оценки представленных в материалы дела доказательств и установленных фактических обстоятельств по данному делу, не имеется. Правила оценки доказательств, установленные статьей 26.11 КоАП РФ, судами нарушены не были.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены с учетом установленных обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен при надлежащем уведомлении юридического лица уполномоченным должностным лицом, отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, не содержит существенных недостатков.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки позиции заявителя материалы дела не содержат сведений о принятии ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" всех возможных мер в рамках предоставленных ему полномочий по соблюдению требований обеспечения безопасности дорожного движения при содержании дорог.
Имеющиеся в деле доказательства подтверждают обоснованность привлечения ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ, неустранимых сомнений в виновности не имеется.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении мировым судьей требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены, все обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе относительно виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 12.34 КоАП РФ, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья городского суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Когалымского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры мирового судьи судебного участка N 3 Когалымского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 июня 2022 года, решение судьи Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" Леопольд М.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.