Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Альтерком" Вальтера А.В. на вступившие в законную силу постановление врио начальника УВМ ГУ МВД России по Свердловской области N 66040967531 от 07 июня 2022 года, решение судьи Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 26 октября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Альтерком",
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио начальника УВМ ГУ МВД России по Свердловской области N 66040967531 от 07 июня 2022 года общество с ограниченной ответственностью "Альтерком" (ООО "Альтерком", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 26 октября 2022 года вышеуказанное постановление должностного лица в части административного наказания изменено, административный штраф снижен до 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Альтерком" выражает несогласие с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, ссылаясь на их незаконность, просит отменить судебные акты, производство по делу прекратить.
Дело об административном правонарушении, истребованное по настоящей жалобе, поступило в кассационный суд 25 апреля 2023 года.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Федеральный закон N 115-ФЗ) регламентирован порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
При рассмотрении дела установлено, что в нарушение требований пункта 8 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ ООО "Альтерком" фактически допустив 17 марта 2022 года гражданина "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты" года рождения, имеющего действующий патент, в качестве "подсобного рабочего" к выполнению работ на территории строительного объекта ЖК "данные изъяты"", расположенного по адресу: "данные изъяты", не уведомило об этом в установленный законом трехдневный срок территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль в сфере миграции.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "Альтерком" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела данное лицо привлечено к административной ответственности.
Обстоятельства неуведомления уполномоченного органа в установленный срок обществом о заключении договора с иностранным гражданином подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статей 26.2 и 26.11 КоАП РФ. Допущенное нарушение указывает на наличие в деянии ООО "Альтерком" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений виновности данного лица в совершении вмененного административного правонарушения не усматривается.
Оснований не согласиться с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств как относимых, допустимых, достоверных и в своей совокупности достаточных для установления виновности ООО "Альтерком" не имеется.
В настоящем случае ООО "Альтерком" имело возможность и должно было направить необходимое уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином, но необходимых мер для соблюдения нормативных требований в данной части не предприняло.
Имеющиеся материалы дела указывают на то, что действия ООО "Альтерком" правильно квалифицированы по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ, а также на доказанность его вины в совершении данного административного правонарушения и соблюдение требований законности при привлечении к административной ответственности.
Доводы жалобы об отсутствии у общества обязанности по уведомлению УВМ ГУ МВД России по Свердловской области о заключении трудового договора, со ссылками на отсутствие между иностранным гражданином "данные изъяты" "данные изъяты". и обществом "Альтерком" трудовых отношений, на отсутствие доказательств того, что директор общества фактически допустил "данные изъяты" "данные изъяты". с 17 марта 2022 года к работе, поскольку к трудовой деятельности данный иностранный гражданин был привлечен гражданином "данные изъяты" с которым обществом "Альтерком" заключен договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ по кладке стен, являются несостоятельными, они являлись предметом проверки судьи и были правильно отклонены.
Судья районного суда, установив факт прохождения "данные изъяты" "данные изъяты". первичного инструктажа на рабочем месте, факт выдачи специальной карты для прохода на строительный объект для осуществления строительных работ, указание "данные изъяты" "данные изъяты". в списке сотрудников ООО "Альтерком" для допуска на строительный объект и неоднократные посещения "данные изъяты" "данные изъяты". строительной площадки, пришел к выводу, что последний был допущен к трудовой деятельности в качестве каменщика с фактического допуска и ведома уполномоченного лица ООО "Альтерком", что порождало обязанность общества направить уведомление в орган миграционного контроля, данные выводы являются обоснованными и достоверно подтверждены представленными в дело доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, отсутствие письменного трудового договора между ООО "Альтерком" и "данные изъяты" "данные изъяты". выводы суда о факте привлечения обществом иностранного работника и последующего не уведомления уполномоченного территориального федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не опровергает, так как в силу статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем могут возникать как на основании письменного трудового договора, так и на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Установление факта допуска иностранного гражданина к работе ООО "Альтерком" является достаточным основанием для вывода о наличии трудовых отношений между ними.
Таким образом, в рамках настоящего дела был установлен факт допуска "данные изъяты" "данные изъяты". к трудовой деятельности в качестве каменщика с фактического допуска и ведома ООО "Альтерком".
Оснований ставить под сомнение изложенные в оспариваемом решении выводы о доказанности виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, не имеется. ООО "Альтерком" имело возможность для соблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации, но не приняло для этого все зависящие от него меры.
Несогласие заявителя с данными выводами и с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и положений законодательства, подлежащих применению к данным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения.
Постановление о привлечении ООО "Альтерком" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел. Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией части 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
При пересмотре дела по жалобе судьей районного суда дело проверено в полном объеме, в решении судьей дана объективная оценка доводам жалобы, решение судьи соответствует требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При изменении наказания судья районного суда установилналичие исключительных обстоятельств, в соответствии с положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, назначил наказание ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 18.15 КоАП РФ, сумма назначенного штрафа составила 200 000 рублей
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление врио начальника УВМ ГУ МВД России по Свердловской области N 66040967531 от 07 июня 2022 года, решение судьи Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 26 октября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Альтерком" оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Альтерком" Вальтера А.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.