Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А, судей Чирковой Т.Н, Зариповой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области) на решение Ивдельского городского суда Свердловской области от 06 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 06 декабря 2022 года по административному делу N 2а-373/2022 по административному исковому заявлению Яковлева Алексея Владимировича к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области, начальнику отдела специального учёта ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области Шевчук Евгении Юрьевне о признании незаконным бездействия и присуждении компенсации за нарушение установленных условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Яковлев А.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия по нерассмотрению обращений от 15.11.2021, 17.03.2022, 24.03.2022 об ознакомлению с личным делом и предоставлении справки о переписке, полученных под расписку начальниками отрядов; присудить компенсацию в размере 20 000 рублей
В обоснование заявленных требований указано, что с 15.11.2021 неоднократно обращался к административным ответчикам с заявлениями об ознакомлении с материалами личного дела, которые рассмотрены и удовлетворены не были. На аналогичное обращение от 24.03.2022 начальником отдела специального учёта Шевчук Е.Ю. ему было предложено ознакомиться лишь с имеющимися в личном деле постановлениями по уголовному делу, в остальной части, в ознакомлении с документами личного дела, затрагивающего его права и обязанности, было отказано.
Решением Ивдельского городского суда Свердловской области от 6 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 06 декабря 2022 год, административное исковое заявление удовлетворено частично: признано незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не рассмотрении обращений административного истца от 15.11.2021, 17.03.2022 и от 24.03.2022; на ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца, путем повторного рассмотрения вышеуказанных обращений; с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в его пользу взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3 000 рублей. В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 10 января 2023 года, представитель ФСИН России, ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что не рассмотрение незарегистрированных заявлений Яковлева А.В. не привело к каким-либо негативным последствиям для последнего. Взысканную сумму компенсации в размере 3 000 рублей находит неразумной, несправедливой и чрезмерно завышенной, взысканной без учета личных данных административного истца, неоднократно привлекавшего к уголовной ответственности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В силу статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
Согласно статье 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на обращение в государственные органы, право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
В силу части 4 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в том числе к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания.
Статьей 15 УИК РФ предусмотрено, что осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований названного кодекса (часть 1).
Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных (часть 6 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В период спорных правоотношений действовали обязательные для исполнения сотрудниками уголовно-исполнительной системы и лицами, содержащимися в указанных учреждениях, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённые приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 62 указанных Правил каждый осуждённый вправе письменно либо устно обращаться от своего имени с предложением, заявлением, ходатайством или жалобой в государственные органы Российской Федерации либо иностранные органы, а также в организации, защищающие интересы осуждённых.
Согласно пункту 65 Правил администрация исправительного учреждения ежедневно обходит камеры и принимает от осуждённых предложения, заявления, ходатайства и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы, принятые в устной форме, записываются в журнал приема осуждённых по личным вопросам и докладываются начальнику исправительного учреждения.
Регистрация предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, изложенных письменно и адресованных администрации исправительного учреждения, осуществляется службой делопроизводства исправительного учреждения в течение 3-х дней с момента их подачи (пункт 66 Правил).
Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись выдаются осуждённым на руки. При отказе осуждённого хранить ответ у себя он приобщается к его личному делу (пункт 67 Правил).
Таким образом, все обращения осуждённых, полученные исправительным учреждением, подлежат регистрации в установленных срок, с последующим рассмотрением и уведомлением заявителя о результатах такого рассмотрения.
Как следует из материалов административного дела, 15.11.2021, 17.03.2022 и 24.03.2022 Яковлев А.В. через начальников отряда обращался в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области с заявлениями об ознакомлении с материалами личного дела.
Однако, указанные обращения не рассмотрены, ответы на них административному истцу не предоставлены, что, вопреки доводам кассационной жалобы, повлекло нарушение прав административного истца на рассмотрение его обращений в установленный срок и получение ответа по существу поставленных в обращении вопросов.
При таких обстоятельствах, суды первой и второй инстанции пришли к правильному выводу о незаконном бездействии ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области в части не рассмотрения заявлений Яковлева А.В. об ознакомлении с материалами личного дела.
Ссылка в кассационной жалобе на предоставление административному истцу 19.05.2022 ответа на его обращение от 28.04.2022 вышеуказанные выводы не опровергает, поскольку к предмету настоящего административного иска не относится.
С учётом изложенного, а также исходя из характера допущенных исправительным учреждением нарушений прав осуждённого, продолжительности этих нарушений, принимая во внимание отсутствие доказательств о наступлении каких-либо неблагоприятных последствий для административного истца, суд первой инстанции правомерно определилпоследнему компенсацию в размере 3 000 рублей.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что данная сумма соответствует принципам разумности и справедливости, способствует восстановлению баланса между нарушенными правами административного истца и мерой ответственности государства.
Довод кассационной жалобы о несогласии с размером компенсации в сумме 3000 рублей не может являться основанием для изменения состоявшихся по делу судебных актов, поскольку оценка, вопросов, связанных с определением размера компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции не наделён полномочиями по разрешению вопросов по исследованию и оценке доказательств, представленных административным ответчиком.
Также несостоятельным является довод кассационной жалобы о необходимости при определении размера компенсации учитывать предшествующие судимости осуждённого, поскольку в силу части 1 статьи 227.1 КАС РФ возможность присуждения компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, обусловлена только нарушением указанных условий, не зависимо от наличия либо отсутствия предшествующих судимостей.
В целом, доводы жалобы повторяют позицию административного ответчика при рассмотрении дела, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на выводы о правильности применения судами норм материального и процессуального права.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного пересмотра вступивших в законную силу судебных актов поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ивдельского городского суда Свердловской области от 06 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 06 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.