Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А, судей Чирковой Т.Н, Зариповой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу МО МВД России "Шадринский" на решение Шадринского районного суда Курганской области от 25 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 14 сентября 2022 года, вынесенные по административному делу N2а-1416/2022 по административному исковому заявлению МО МВД России "Шадринский" к Шангарееву Дмитрию Фаниевичу о продлении срока административного надзора поднадзорному лицу и дополнении ранее установленные административные ограничения.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, заключение прокурора Кустикова А.Г, полагавшего судебные акты подлежащими изменению, административная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
начальник МО МВД России "Шадринский" обратился в суд с административным исковым заявлением о продлении срока административного надзора поднадзорному лицу Шангарееву Д.Ф. сроком на шесть месяцев, дополнении ранее установленные административные ограничения в виде:
обязательной явки в органы внутренних дел по месту жительства, либо по месту пребывания, для регистрации 2 раза в месяц;
запрета пребывания вне жилого помещения и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время с 22:00 часов до 06:00 часов;
запрета выезда за пределы Шадринского муниципального округа Курганской области без разрешения органа внутренних дел.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 29.10.2021 Шангареев Д.Ф. освобожден из мест лишения свободы, где отбывал наказание по приговору Шадринского районного суда Курганской области от 06.11.2013за совершение тяжкого преступления.
02.07.2021 на основании решения Кетовского районного суда Курганской области в отношении административного ответчика установлен административный надзор сроком на три года и административные ограничения в виде обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
08.11.2021 административный ответчик поставлен на учет в МО МВД России "Шадринский".
В связи с последующим совершением поднадзорным лицом административных правонарушений и привлечением его к административной ответственности по ст.ст. 12.26, 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) административный истец на основании статьи 7 Федерального закона N64-ФЗ просил продлить срок административного надзора в отношении поднадзорного лица и установить дополнительные административные ограничения.
Решением Шадринского районного суда Курганской области от 25.07. 2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 14.09. 2022, административное исковое заявление начальника МО МВД России "Шадринский" удовлетворено частично: продлен Шангарееву Д.Ф. срок административного надзора, установленный ранее решением районного суда от 02.07.2021 на шесть месяцев - до 08.05.2025; дополнено административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, либо по месту пребывания для регистрации.
В кассационной жалобе, поданной 17.01.2023 в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, начальник МО МВД России "Шадринский" просит отменить судебные акты, решение суда первой инстанции изменить - дополнить ранее установленные ограничения в отношении Шангареева Д.Ф. в виде обязательной явки 2 (два) в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, либо по месту пребывания, для регистрации; запрета пребывания вне жилого помещения и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время с 22:00 часов до 06:00 часов; запрета выезда за пределы Шадринского муниципального округа Курганской области без разрешения органа внутренних дел.
В обоснование доводов жалобы указано, что поднадзорное лицо Шангареев Д.Ф. систематически уклонялся от контроля со стороны надзорных органов (неоднократно отсутствовал по указанному им месту проживания, не уведомлял об убытии за пределы Шадринского муниципального округа Курганской области), дважды привлекался к административной ответственности, при этом административное правонарушение по части 1 статьи 12.26 КоАП РФ совершено поднадзорным лицом после 22 часов, факт официального трудоустройства им не подтвержден.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц. Информация о времени и месте судебного разбирательства суда кассационной инстанции заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего судебные акты подлежащими изменению, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Такого характера нарушения судами допущено в результате неправильного применения норм материального права, а потому судебные акты подлежат изменению.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).
Согласно статье 2 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В силу части 2 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ в случаях, предусмотренных статьей 7 Закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений (например, увеличение количества мест, запрещенных для посещения поднадзорному лицу) (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 (в ред. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 N41) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
При этом выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. (пункт 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 15).
Как следует из материалов дела, приговором Шадринского районного суда Курганской области от 06.11.2013 Шангареев Д.Ф. осужден за совершение преступлений, предусмотренных "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, относящихся к категории тяжких преступлений, к 10 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
02.07.2021 в отношении Шангареева Д.Ф. на основании решения районного суда установлен административный надзор на срок 3 года, с административными ограничениями в виде обязательной явки один раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации.
29.10.2021 Шангареев Д.Ф. был освобожден по отбытию наказания. В настоящее время судимость у него не снята и не погашена, в силу пункта "г" части 3 статьи 86 УК РФ срок погашения судимости составляет 6 лет.
08.11.2021 Шангареев Д.Ф. поставлен на учет в МО МВД России "Шадринский".
11.02.2022 и 30.03.2022 поднадзорное лицо постановлением мирового судьи судебного участка N32 Шадринского судебного района Курганской области, постановлением врио заместителя начальника полиции по ООП МО МВД России "Шадринский" N 0006400119 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.26 КоАП РФ, по части 1 статьи 19.24 КоАП (соответственно). Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящими административными требованиями.
25.07.2022 поднадзорному лицу на основании решения районного суда продлен срок административного надзора на шесть месяцев - до 08.05.2025, установлено дополнительно административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в ОВД по месту жительства, либо по месту пребывания для регистрации.
Удовлетворяя требования административного истца в части продления срока административного надзора в отношении поднадзорного лица сроком на шесть месяцев, о дополнении ранее установленных административных ограничений в виде обязательной явки два раза в месяц в ОВД для регистрации по месту жительства, либо по месту пребывания, суды обоснованно на основании статьи 7 Федерального закона N64-ФЗ пришли к выводу о наличии оснований для продления административного надзора в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух административных правонарушений против порядка управления и в области дорожного движения в период нахождения под административным надзором.
Выводы суда об отсутствии оснований для установления дополнительных административных ограничений в виде запрета пребывания вне жилого помещения и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время с 22:00 часов до 06:00 часов; запрета выезда за пределы Шадринского муниципального округа Курганской области без разрешения органа внутренних дел суды учли наличие у поднадзорного лица постоянной работы с ненормированным графиком и разъездным характером работы, его проживание с матерью, которая является инвалидом, а также на отсутствие доказательств, подтверждающих необходимость установления этих ограничений.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, так как они должным образом мотивированы и основаны на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, которым дана надлежащая, отвечающая правилам статьи 84 КАС РФ, правовая оценка. Оснований не согласиться с ними и подвергать их сомнению у судебной коллегии не имеется.
В ходе судебного разбирательства установлено, что постановления о привлечении поднадзорного лица к административной ответственности за совершение вышеуказанных административных правонарушений, вступили в законную силу.
Срок, на который Шангарееву Д.Ф. продлен административный надзор, определен судом в пределах, предусмотренных частью 2 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, поднадзорное лицо после освобождения из мест лишения свободы с июля 2022 постоянно трудоустроен в "данные изъяты" с ненормированным графиком и разъездным характером работы, характеризуется по месту жительства удовлетворительно.
В целом доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных решений, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановленных по делу судебных актов путем исключения конкретной даты, до которой должен быть продлен административный надзор, поскольку такая формулировка в резолютивной части решения суда не соответствует требованиям Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
В случае продления административного надзора срок его начинает исчисляться со дня, следующего за днем истечения срока ранее установленного административного надзора. На это обстоятельство должно быть указано в резолютивной части решения суда.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для ограничения срока административного надзора, исчисление которого связано с днем истечения срока ранее установленного административного надзора, указанием на конкретную дату - 08 мая 2025 года. Также резолютивная часть решения суда первой инстанции не содержит указание на начало исчисления срока продления административного надзора.
В силу пункта 5 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Поскольку все имеющие значение для дела обстоятельства установлены правильно и в полном объеме, но судами допущено неправильное применение норм материального права, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 КАСРФ судебная коллегия кассационного суда считает возможным, не передавая административное дело на новое рассмотрение, изменить судебные акты.
Указание суда на продление административному истцу срока административного надзора до 08 мая 2025 года подлежит исключению. Датой начала исчисления срока административного надзора, с которой продлен такой срок, следует считать день, следующий за днем истечения срока ранее установленного административного надзора на основании решения Кетовского районного суда Курганской области от 02 июля 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 25 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского районного суда от 14 сентября 2022 года изменить.
Исключить из резолютивной части Шадринского районного суда Курганской области от 25 июля 2022 года указание на продление Шангарееву Д.Ф. срока административного надзора до 08 мая 2025 года.
Датой начала исчисления срока административного надзора, с которой продлен такой срок, является день, следующий за днем истечения срока ранее установленного административного надзора.
В остальной части решение Шадринского районного суда Курганской области от 25 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского районного суда от 14 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу МО МВД России "Шадринский" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение составлено 16 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.