Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А, судей Чирковой Т.Н, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лукиных Александра Михайловича на решение Чусовского городского суда Пермского края от 06 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 12 декабря 2022 года, вынесенные по административному делу N2а-1617/2022 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" об установлении административного надзора в отношении осужденного Лукиных Александра Михайловича.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, заключение прокурора Потапченко А.Е, полагавшего судебные акты оставить без изменения, административная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 10 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю) обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Лукиных А.М, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость.
В обоснование требований указано, что приговором Чернушинского районного суда Пермского края от 20 февраля 2020 года Лукиных А.М. осужден по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В связи с тем, что Лукиных А.М. освобождается из мест лишения свободы, имеет непогашенную судимость, необходимо установить административный надзор на срок, установленный для погашения судимости, со следующими административными ограничениями в виде: запрета пребывания вне места жительства или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 22-00 часов до 06-00 часов; обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета пребывания в ресторанах, барах, кафе и других заведениях, где осуществляется продажа спиртных напитков в разлив; запрета выезда без разрешения ОМВД за пределы города Перми Пермского края, территории, выбранной местом пребывания поднадзорного лица.
Решением Чусовского городского суда Пермского края от 06 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 12 декабря 2022 года, в отношении Лукиных А.М. установлен административный надзор на срок 8 лет за вычетом срок, истекшего после отбытия наказания, с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета выезда за пределы города Перми; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в период с 23-00 часов до 06-00 часов, за исключением случаев, связанных с работой. Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Требование административного истца в установлении административного ограничения в виде запрета пребывания в ресторанах, барах, кафе и других заведениях, где осуществляется продажа спиртных напитков в разлив, судом первой инстанции отклонено.
В кассационной жалобе от 30 декабря 2023 года Лукиных А.М. выражает несогласие с указанными судебными актами, полагая, что нормы Закона т 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (Федеральный Закон N 64-ФЗ) противоречат положениям Конституции Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц. Информация о времени и месте судебного разбирательства суда кассационной инстанции заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Потапченко А.Е., полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный Закон N 64-ФЗ).
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона N 64-ФЗ).
Под административными ограничениями понимается временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с указанным Федеральным законом, за несоблюдение которых поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1, часть 3 статьи 11 Федерального закона N 64-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона N64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 3 настоящего Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 приведенного федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ).
Срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 названного федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ). При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
Как следует из материалов дела и установлено судами, по приговору Кунгурского городского суда Пермской области от 09 февраля 2005 года Лукиных А.М. осужден по "данные изъяты" УК РФ к 10 годам лишения свободы. В приговоре имеется указание о совершении Лукиных А.М. преступления при особо опасном рецидиве.
Решением Соликамского городского суда Пермского края от 20 июля 2018 года в отношении Лукиных А.М. был установлен административный надзор сроком на 8 лет.
Из мест лишения свободы Лукиных А.М. освобожден 21 сентября 2018 года.
Приговором Чернушинского районного суда Пермского края от 20 февраля 2020 года Лукиных А.М. осужден "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, подлежит освобождению 06 марта 2023 года по окончанию срока отбывания наказания.
Руководствуясь разъяснениями, содержащимися в абзаце втором пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", суд первой инстанции пришел к выводу об установлении административного надзора в отношении Лукиных А.М. на срок 8 лет до погашения судимости по приговору Кунгурского городского суда Пермской области от 09 февраля 2005 года, которым он осужден к лишению свободы, за совершение преступления, предусмотренного "данные изъяты" УК РФ и по которому предусмотрен более длительный срок административного надзора.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для установления административного надзора в отношении Лукиных А.М. на основании пункта 2 части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре.
Правильно применив данные правовые нормы, установив, что Лукиных А.М. приговором Кунгурского городского суда Пермской области от 09 февраля 2005 года осужден за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений, которое отбыто 21 сентября 2018 года, суды пришли к обоснованному выводу об установлении административный надзор в отношении Лукиных А.М. на срок 8 лет до погашения судимости по приговору Кунгурского городского суда Пермской области от 09 февраля 2005 (срок погашения судимости по которому истекает 21 сентября 2026 года), то есть более длительный срок административного надзора, чем по приговору Чернушинского районного суда Пермского края от 20 февраля 2020 года.
Виды административных ограничений, установлены судом с учетом характера и степени общественной опасности совершенного Лукиных А.М. преступления с учетом данных о личности осужденного. Срок административного надзора определяется сроком погашения судимости за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что Лукиных А.М. имеет не снятую судимость за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений, с учетом срока, установленного для погашения судимости в соответствии со статьей 86 УК РФ, срок, на который должен быть установлен административный надзор - 8 лет, судами определен правильно.
Установленные административные ограничения, а также срок административного надзора отвечают обстоятельствам и степени опасности совершенного административным ответчиком преступления, соответствуют целям и задачам административного надзора, являются разумными и необходимыми, способствуют предупреждению совершения им преступлений и других правонарушений.
Вопреки доводам кассационной жалобы, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом, относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 УК РФ).
Таким образом, выводы судов о наличии оснований для установления поднадзорному лицу административного надзора на основании пункта 2 части 2 статьи 3 Закона N 64-ФЗ на срок установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору от 09 февраля 2005 года, основаны на законе. Оснований не согласиться с ними и подвергать их сомнению у судебной коллегии не имеется.
Также поднадзорное лицо в течение срока надзора вправе обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 4 Федерального закона, а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 9 Федерального закона, - с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Доводы поданной Лукиных А.М. кассационной жалобы не свидетельствует об ошибочности разрешения материально - правового спора, в связи с чем подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Чусовского городского суда Пермского края от 06 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 12 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лукиных Александра Михайловича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.